8 мин.

Возвращение Лодыгина в РПЛ — иллюзия перезагрузки карьеры

«Честно скажу, если бы год назад мне задали такой же вопрос, мои эмоции были бы не такими положительными», – Юрий Лодыгин о подписанном контракте с тульским «Арсеналом».

Сколько эмоций скрывают эти слова. Год назад Юра, ведомый амбициями и спортивной злостью, уезжал в Грецию перезапускать карьеру. Не получилось. Как не получилось и позже в Турции. Со временем место в списке кандидатов в сборную сменилось на место под навесом на скамейке запасных , категоричность на смирение, амбиции на желание зацепиться за уходящий поезд. 

Подписанный контракт с тульским «Арсеналом» это ни что иное, как попытка спасти пикирующую карьеру. Срок – полгода. 11 матчей. Много это или мало? В иных обстоятельствах Юра мог бы расчитывать на все эти 11 матчей как на способ вновь заявить о себе. Но не сейчас. Комментируя серьезную травму Егора Шамова, основного вратаря на конец первой половины сезона, но вылетевшего на полгода, Игорь Черевченко отметил, что для полноценного тренировочного процесса и комфортной работы ему необходимы три голкипера. Потеря Шамова уменьшила количество доступных для Черевченко вариантов до двух – Левашов и Нигматуллин. Лодыгин дополнил этот дуэт.

С точки зрения тренерского штаба все прозрочно и честно. Вратарь с опытом игры в международных турнирах, имеющий какую-никакую мотивацию, а вместе с тем готовый подписать контракт на короткий срок с не самой большой зарплатой, да еще и не обременяющий заявку иностранным паспортом – априори отличное подписание. Выиграет конкуренцию за место в составе – хорошо. Не выиграет – подстрахует Левашова.

Именно с такими вводными Лодыгин подходит к началу нового отрезка в карьере. Что же до игровых кондиций и роли в команде не все так уж очевидно.

Переход «Арсенала» на тройку защитников может помочь прикрыть недостатки Юрия

Конец первой половины РПЛ и часть товарищеских матчей туляки провели с тремя центральными защитниками. В защитном блоке плотность становится выше за счет обороняющихся винг-бэков и узкой позиции центральных. Как итог – меньшее количество контратак и меньшее количество ударов после них. 2,43 ( 29%) против 4,29 контратак с 28% доведенных до ударов. 

Для Юрия оптимальным условием остается игра на ленточке ворот с минимальной необходимостью выходить из них. С сезона 2015/2016 среднее количество выходов из ворот, ориентируясь на данные статистических компаний ( в выборку входят любые действия вне линии, то есть пойманная во вратарской подача будет засчитана за выход), составляет скромные 1,44. Фактически показатель еще ниже. В целом, агрессивные выходы из ворот с выбрасыванием колена и сносом своих и чужих на пути к мячу среди российских вратарей явление уникальное. Юра в нем не преуспел. Цифры перехватов по карьере едва преодолели рубеж в 1 за матч.

Именно поэтому трио центральных защитников могут прийтись как нельзя кстати. Но и здесь есть важный нюанс. С переходом на тройку центральных защитников «Арсенал» стал допускать почти в 2 раза большее количество кроссов в штрафную ( 20 против 12 с большей точностью – 46% против 38%). И это уже не столь радужные вводные. Разумеется, уровень соперников, против которых «Арсенал» играл таким образом выше. Это и «Зенит», и «Краснодар», и «Локомотив». «Спартак», не зная, что делать с мячом настрелял целых 30 подач, 12 из которых делал Зобнин. В качестве оплота обороны, выскакивающего при подаче и добирающегося до мяча Лодыгин однозначно не подходит. В то же время, разгрузив необходимость играть на выходах и начинать атаки Черевченко может получить достойного «шотстоппера».

Лодыгин так и не сумел улучшить игру ногами

Неправильный и нечестный подход со стороны тренерского штаба Луческу – именно в этом видит одну из главных своих проблем Лодыгин, потерявший место в стартовом составе при румынском специалисте. Позднее к острому интервью Юрия добавились ошибки Лунева и общественность стала воспринимать тренеров вратарей «Зенита» первопричиной всех неудач, ведь кого им не дай – начинают ошибаться. А копать принято глубже. Но это виртуальная история, она красива и складна потому что базируется на предположениях и ожиданиях, хорошо если на каких-то существующих воспоминаниях, но бывает и нет. 

Один из лучших тренеров вратарей в России Виталий Кафанов несколько лет назад, говоря о ситуации с Лодыгиным, отметил, что его недостатки можно было бы прикрыть указанием оставаться на линии до последнего. С этим нельзя не согласиться. Впрочем, это не позволило бы Юрию сохранить прогресс в карьере. Падение от первого номера «Зенита» до глухого резервиста, без усердной работы над собой, было неминуемо и смена ролей помогла бы выиграть немного времени, но в сущности не поменяла бы ничего. 

Современный футбол требует от вратаря хотя бы минимального включения в игру. Юра не мог этого дать команде.

Средняя скорость ввода мяча в игру. Показатели Лодыгина взяты начиная с сезона 2018/2019, Левашова и Шамова по сезону 2019/2020

Сравнивая экс-зенитовца и его новых партнеров поражаешься разнице в их игре ногами. Справедливости ради , выборка по Лодыгину мала, включает в себя только последний этап игры за «Зенит», матчи за греческий «Олимпиакос» и «Газиантеп». Меж тем, отличия сразу бросаются в глаза и даже предположив, что на дистанции показатели Юрия упадут ближе к среднему, он все равно будет слабее Левашова и Шамова во всем, что касается игры ногами.

Лодыгин крайне медленно вводит мяч после передач от защитников. В то время как Левашов и Шамов активно играют в одно касание, Юре требуется несколько для подработки под правую ногу, в идеальной картине еще и возможность оценить ситуацию на поле. А уж если он попадает под давление, то процент точности последующих передач падает до совсем уж неприличных цифр. 

Опасаясь ошибиться в передаче, после перехвата кроссов, забросов или же просто получения мяча при атаке соперника, Лодыгин сохраняет мяч дольше необходимого у себя. Конечно, при подробном разборе отдельных эпизодов можно обратить внимание, что и партнеры не всегда совершают забегания и открывания. Вот только и в «Зените» Юра передерживал мяч в первой фазе атак. О быстрых вбрасываниях мяча рукой можно даже не говорить.

К тому же, новобранец «Арсенала» при дальних передачах не задействует всю ширину поля. На графике ниже приведены дальние передачи с окончанием в зоне начиная с сезона 2017/2018 ( для Левашова и Шамова по сезону 2019/2020). Учитывались только передачи с игры, без вводов мяча в игру от ворот.

Характерной отличительной чертой, которая прослеживается и на более ранних этапах карьеры Юрия, является частичное игнорирование левого полуфланга. Вопроса о проблеме на той стороне приема партнером мяча стоять не должно– даже попыток сделать передачу в зону почти нет. Зато активно перегружались правый полуфланг и центр.

Формально это выглядит как урезание атакующего потенциала команды. Хоть зона левого фланга не является излюбленной для Луценко, а Лесовому еще предстоит набирать в этом компоненте, очевидно возможна ситуация при которой соперник «Арсенала»перекроет правый полуфланг для выносов и использует высокий прессинг по защитникам туляков, воссоздавая ситуацию при которой Юра будет выбивать мяч и тем самым терять владения.

Игра на ленточке всегда была сильнейшим качеством Лодыгина. Что сейчас?

На языке статистики лучшие сезоны Лодыгина прошли в середине «десятых» годов. Аккурат уложившись на период попадание в сборную. Не совсем верно ориентироваться только на соотношение пропущенных и ожидаемо пропущенных мячей, пытаясь выявить из этого какой-то тренд – качество моментов может разниться, да и модель xG не всегда идеально отражает реальный порядок вещей. Стоит лишь отметить, во всех сезонах, доступных с данными продвинутой статистики, Юрий пропускал больше ожидаемого. При этом процент его сейвов на реакцию лишь за сезон 2018/2019 ( в этом и следующем сезонах количество матчей Лодыгина минимально) не позволил бы ему быть в списке лучших по парированным мячам на реакции в РПЛ.

Интересно, что не имея футбольных скриптов о сложившемся и устоявшемся поведении на воротах Лодыгин обладает своей собственной уникальной техникой игры, что иногда ставит соперников в тупик. 

Вполне очевидно можно ожидать хороший уровень игры по мячу – Лодыгин по-прежнему достаточно резок и быстр , чтобы реагировать на удары из штрафной с близкого расстояния.

Российский футбольный мир еще помнит историю о стремительном появлении на орбите молодого вратаря из «Ксанти», не имевшего за плечами никакой футбольной школы. Вратаря, который сходу ворвался в стартовый состав «Зенита», взял два пенальти от Луиса Кабальеро, вытащив тем самым игру с «Крыльями Советов». Вратаря, поймавшего свой счастливый билет, но растратившего его уж слишком быстро. Лодыгин знал о своих недостатках, говорил в интервью об отсутствии футбольной школы как таковой, но не смог правильно отнестись к требованиям новых тренеров. Попытка выжать большее из себя и перестроиться под веяния современного футбола закончилась на обиде, вынесенной позднее на всеобщее обозрение.

Мог ли Лодыгин и ныне оставаться основным вратарем «Зенита» – вопрос скорее риторический. В версии образца лучших сезонов за «Зенит», пожалуй, нет. Даже имея хорошую прессу, а Юра колоритен и не оставлял равнодушным никого, а также великолепную игру на ленточке, ограниченность в остальных аспектах, рано или поздно, отняла бы место в старте.

К рубежу в 30 лет Лодыгин возвращается в РПЛ в составе «Арсенала», чтобы попытаться закрепиться и в июне заключить контракт с клубом высшей лиги. Динамика последних сезонов навевает нерадужные прогнозы. Юра «устарел» как вратарь прямо во время периода игры за «Зенит» сам того не заметив. Сильно прибавлять в игре на выходе и передачах уже, пожалуй, поздновато. Теперь работа на команду, а не камеру, правильное использование тренером, реакция и кураж могут помочь вратарю из «Ксанти» не потерять карьеру.

Больше деталей – в ВК и телеграмм.

Ресурсы: Wyscout