7 мин.

Симулятор реформ. Почему нововведения Федуна не помогут российскому футболу

Каждый год у Леонида Арнольдовича возникают потрясающие мысли по спасению российского футбола. И с каждым годом он всё больше напоминает Валерия Георгевича Газзаева, который, вроде бы, тоже хочет помочь российскому футболу, но и получается так себе, и суть его предложений временами ничего, кроме улыбки, не вызывает. 

В общем, о чем это я. Владелец «Спартака» внес большой вклад в российский футбол, но его реформы, уж извините, бред. Но давайте всё по порядку. 

 Для начала рекомендована к прочтению статья самого Леонида Арнодольвича. Чтобы понимать, что к чему. А теперь поехали.

В принципе, все реформы можно разделить на четыре вида:

1) Экономические - должны помочь клубам отвязаться от бюджетной иглы;

2) Инфраструктурные - должны мотивировать команды улучшать свою инфраструктуру;

3) Иерархические - должны помочь командам низших лиг снизить расходы;

4) Социально-экономические - должны мотивировать команд выполнять свою социальную функцию, т.е. развивать в первую очередь местных игроков, в последствии зарабатывая на их перепродаже. 

Любой здравомыслящий человек, ознакомившийся с этим поверхностным списком предложенных изменений, наверное, согласился бы с ними. Но вот когда в дело вступает конкретика, начинаются проблемы.

Начнем с экономических реформ:

Главная суть - "надо повысить". Надо повысить доходы от ТВ-прав, надо повысить их удельный вес в доходах клубов. Надо повысить стоимость рекламных контрактов. Надо повысить. Повысить надо.

Вот только в России частное телевидение уже практически вымерло. Остались лишь псевдочастные холдинги типа «МАТЧ» и мелкие сошки, которые либо уже смирились со своей крохотной сущностью («Eurosport» в контексте именно России), либо только начинают свой тернистый путь («СИЛА ТВ»). То есть альтернативы «МАТЧу» у нас сейчас просто нет - считай, монополия. В таких условиях цены и условия диктует именно монополист. И если вспомнить, как принимался новый контракт от газпромовского холдинга - то последние сомнения отпадут: в России руководство не выбирает лучшее из предложений за показ чемпионата, скорее, просто соглашается с тем, что дают. Других вариантов нет. И, с учетом того, что доля государственных каналов на российском ТВ продолжает уверенно подбираться к заветной отметке в 100 %, не будет. По крайней мере, в ближайшие года 3. 

Второй вопрос к телевизионным доходам стоит ещё более остро. Рост цен на ТВ-контракт автоматически приведёт к повышению цен на рекламу в платных каналах (там, где она есть) и повысит стоимость пакетов на платное телевидение для простых подписчиков. Сейчас в России платный контент «МАТЧа» смотрят 400 тысяч человек - в масштабах 140-миллионной страны это ничто. С повышением цен и с тенденцией падения реального уровня доходов россиян весьма вероятен массовый отток аудитории от молодого холдинга. А если вспомнить, что даже сейчас «МАТЧ» далеко не плюсует, можно предположить, что всё закончится фатально. 

Леонид Арнольдович пишет про необходимость политических решений, которые должны поменять ситуацию - но это несколько наивно. В последние годы создаётся впечатление, что государство наоборот заинтересовано в монополиях во всех сферах. И ТВ не исключение.

Поехали дальше. Федун недоволен недостаточно честной системой финансирования российских команд - и предлагает альтернативу в виде некоей системы поддержки профессиональных лиг. Однако и к ней есть масса вопросов.

1) Как она будет формироваться? Из каких источников?

Федеральный бюджет? Вряд ли. Формировать отдельную систему под 50 профессиональных команд за счет одного только федерального бюджета будет очень тяжело для последнего. Если же заставлять ещё регионы вкладывать в этот фонд, то кардинально ничего не поменяется - просто в механизме «деньги из регионального бюджета -> футбольный клуб» в середине появится ещё один мутный пункт «фонд помощи футбольным командам». Станет ли что-то яснее от этого? Нет. Чище? Тем более нет. 

Было бы гораздо интереснее, если бы данный фонд формировался из негосударственных средств. Такое, к слову, есть в Турции, только в упрощенном варианте. Местные клубы живут с помощью ТВ-прав и призовых в зависимости от занятого места в чемпионате. Выплачивает награды напрямую лига - и никаких громоздких дополнительных фондов не надо. 

Российский футбол губит то, что он слишком сильно зависим от госфинансирования, но винить его в этом нельзя. 70 % крупных российских компаний так или иначе принадлежат государству, а те, что имеют частных владельцев, всё равно вынуждены считаться с мнением "сверху". По сути, проблема финансов российских футбольных клубов лишь следствие гораздо более серьезных проблем, окутавших страну. 

Ещё одна из таких серьезных проблем - курс рубля. Федун дает все расчеты в евро - казалось бы, это правильно, ведь сравнивать с более развитыми странами нужно на одной общей валюте. Вот только его анализ, по-видимому, приведен с учетом стабильного курса рубля и стабильной экономики. "5-6 миллионов евро будет покрываться за счет контракта с телевидением" - а будет ли сам этот контракт заключен в евро? Вряд ли. Поэтому никаких гарантий, что к концу срока контракта он будет уже не 5 миллионов, а 2,5 миллиона евро, нет. Аналогично с билетами, которые Федун снова считает в евро. Если вспомнить, что все эти реформы будут давать плоды лишь лет через 10 (о чем Леонид Арнольдович сам и писал), ситуация складывается весьма паршивая - то ли владелец «Спартака» что-то знает про стабильный рубль, то ли об этом аспекте он просто не подумал. Или не захотел подумать. 

Реклама 18+

И последнее по этому пункту. 13 млн ЕВРО доходов для участия в РПЛ автоматически закрывают лигу от новых команд с вероятностью 90-95 %. Про то, что в самой РПЛ найдется от силы 6-7 коллективов, которые смогли бы удовлетворить это требование, я просто промолчу.  

Плавно переходим к инфраструктурным реформам, к которым тоже много вопросов. 

Владелец «Спартака» предлагает держать в лиге только клубы, способные собирать на трибунах не менее 20 000 болельщиков. Автоматически это означает, что клуб должен иметь стадион соответствующей вместимости. Звучит неплохо, но никакого эффекта это не даст, а вот навредить очень даже может. И вот почему:

1) В случае сокращения официального финансирования региональных команд из бюджетов наверняка будет продолжаться финансирование теневое - и вот здесь это «нововведение» со стадионом будет как нельзя кстати. В лучших традициях «Ахмата» бюджетников будут сгонять на стадионы, а дотации из бюджетов будут красиво укрываться «проданными» билетами. Для губернаторов многих регионов сейчас футбольный клуб - это ещё и возможность показать себя и свою проделанную работу по развитию футбола, об этом стоит помнить.

2) У команд без должной инфраструктуры пропадет какая-либо мотивация вообще играть. Строить новый стадион - очень дорого, а иных вариантов нет. В итоге высшая лига будет полузакрытой, а спортивный принцип отойдет если не на третий, то на второй план точно. Такой же бред предлагал года 1,5 назад Митрофанов, и его заслуженно обсмеяли. Как тут не вспомнить испанскую Ла Лигу и скромный «Эйбар», который играет свои матчи на 6-тысячнике «Ипуруа» и не жалуется. Кстати, требование иметь столь большой стадион автоматически лишит возможности выступать в РПЛ командам из маленьких городов, которым 20-тысячная арена в принципе не нужна.

Иерархические реформы практически не вызывают нареканий, но идею тоже нужно дорабатывать. 

Принцип «качество, а не количество» в высших дивизионах, к сожалению, не работает. Абсолютно во всех ТОП-лигах не менее 18 команд, из первых, после ТОП-5 (6-12 места), меньше 16 команд лишь у проблемной Украины и маленькой Австрии. Сокращение числа команд может больно ударить по спортивной составляющей, т.к. при малом количестве участников очковый разрыв между ними практически всегда довольно большой.

Два поддивизиона в ФНЛ - не новая идея, но весьма интересная. Главная её проблема - неравномерное количество команд с Запада и Востока. Из 20 команд нынешнего розыгрыша лишь 5 находятся в Сибири и восточнее. В ПФЛ числятся лишь 6 команд с Востока, причем все они (кроме второй команды «Сибири») имеют финансовые трудности. Если и разбивать дивизион на поддивизионы, то делать нужно это с равным количеством команд, что на данный момент малоосуществимо. 

Последний пункт - социально-экономические реформы. 

Сама по себе идея создать российские «Аяксы» и заставить клубы сначала выращивать, а потом продавать, выглядит просто здорово. Вот только идея эта - чистой воды популизм, ибо стабильно зарабатывать на собственных воспитанниках сейчас не может вообще никто - ни уже вышеназванный «Аякс», ни «Бенфика» с «Порту», ни другие команды. Причина проста - сами воспитанники. Одно поколение будет посильнее, другое послабее, третье вообще может выдаться нулевым. Ещё не изобрели тот механизм, который мог бы делать из молодых ребят ТОП-игроков постоянно. Даже «Монако», продававший своих лучших игроков 4 года подряд за очень достойные деньги, сейчас сел в лужу. 

А вот перепродавать игроков, пригоняя перспективных ноунеймов и делая из них что-то стоящее, вполне можно. Впрочем, к реформам Федуна это уже никакого отношения не имеет. 

Последний вопрос - насчет ПФЛ и низших лиг. «Основное лицензионное требование – наличие в составе команд не менее половины, а в перспективе до 2/3 игроков, подготовленных в собственных и региональных школах и академиях». Вопрос только один - кто должен финансировать такие полупрофессиональные команды? Государство? Тогда что будет, если один из таких коллективов выйдет в ФНЛ? Финансирование мгновенно прекратится? Если финансировать должно не государство, то какой смысл потенциальному инвестору спонсировать команду, в которой, по сути, нет возможности вести трансферную политику из-за очень жестких ограничений по воспитанникам? Слишком много вопросов и слишком мало ответов.

 ***

И всё-таки Леонид Арнольдович молодец. Лучше уж предлагать хоть какие-то идеи, чем просто стоять и смотреть, как футбольная система России потихоньку рушится. Однако идеи эти оказались во многом популистичными, которые не решают главных проблем нашего ногомяча. 

Впрочем, как уже говорилось, проблемы российского футбола - лишь следствие куда более масштабных проблем в самой стране.