12 мин.

«Суперлига-2 — это возможность для рывка вперед». Возвращение в баскетбол после родов и стрижка ногтей перед матчем

Женская команда БК «Самара», в ноябре дебютировав в Суперлиге-2, встречает зиму на вершине турнирной таблицы: в восьми матчах у команды семь побед.

Капитан «Самары» Яна Митрофанова постаралась найти причины перепадов в игре команды на старте сезона, рассказала о сложности возвращения в баскетбол после родов и призналась в гордости за сестру-волейболистку.

Яна Митрофанова. Воспитанница самарской СШОР-1, первый тренер — Марина Курильчук. Выступала за команды «Надежда» (Оренбург, 2009-2012), «Казаночка» (Казань, 2012/2013), «Нефтяник» (Омск, 2013-2015), «Политех-СамГТУ» (2015-2017, 2018/2019). В составе сборной России принимала участие в первенствах Европы U16 в 2007 и 2008 гг. Серебряный призер Молодежной лиги (2012). Серебряный (2013 и 2014) и бронзовый (2015) призер Суперлиги-1.

«В «Самаре» нет такого, что мы взрослые — и ближе, чем на метр, к нам не подходи!» Знакомимся с женской «Самарой»

- Позади первый месяц чемпионата. Твои впечатления? Насколько наша команда показала свой потенциал?

- Соперники довольно непредсказуемые. Первый матч можно выиграть «+20», а во втором — биться очко в очко... Иногда выходишь, вроде бы подготовленный, но соперник навязывает такую борьбу, что и у тебя что-то не получается, и он начинает в себя верить — отсюда и сложные матчи, особенно вторые. Но все команды, считаю, нам по зубам. Конечно, есть те, кто посильнее, с сыгранными составами, а есть «разобранные» — вот с ними играть полегче. Но дело же не только в соперниках, а в том, как мы сами играем...

- А в чем причина перепадов, так частых в вашей игре?

- Вот не знаю!.. Бывают такие моменты, особенно в третьей четверти, когда мы можем не забивать минуты три-четыре. И не то чтобы мы боимся — броски-то есть, но они какие-то поспешные, судорожные, непонятные: иногда только перевели мяч, первый пас — и никакой комбинации, сразу бросаем... Пока для меня это непонятно. Либо это от излишнего желания — больше забить, больше сделать полезных действий — либо от отсутствия дисциплины именно в начале третьей четверти. А ведь третья четверть — самая важная: либо команда собирается и делает рывок, либо отступает назад, давая сопернику себя догнать. И пока у нас не закончатся эти проблемы с третьей четвертью, мы, видимо, так и будем мучаться со всеми командами.

- Виктор Курильчук иногда ссылается на то, что в «Самаре» есть пятерка опытных игроков, которая должна давать результат и при которой нередко достигается большая разница в счете — но потом он дает игровое время молодым девчонкам, и при них-то и случаются эти провалы...

- Особенно это заметно, когда их выпускают сразу пятеркой: во-первых, они выходят неуверенно, во-вторых, им пока не хватает опыта. Вроде бы девчонки хотят много сделать — но получается суета, потери, и нам забивают... Может быть, как мне кажется, их нужно больше выпускать «вперемешку» с нами, тогда они будут себя чувствовать более уверенно. С другой стороны, некоторые в таких случаях начинают «прятаться» от мяча и не могут себя проявить. Хотя у нас в команде никто не чувствует себя обделенной, мы всегда поддерживаем молодых игроков, и они выходят на площадку с большим желанием, с горящими глазами. Да, не все у них пока получается — но это исправимо. К финальным играм, надеюсь, мы все-таки выйдем (смеется) на нужный уровень!

- Ты тоже была когда-то совсем молодым игроком, которому нужно было осваиваться во взрослом баскетболе. Какой совет можешь дать девчонкам?

- Когда я начинала, я была во второй команде ВБМ-СГАУ с гораздо более опытными игроками. И могу сказать, что сейчас в «Самаре» у нас очень даже благоприятные условия. А там молодые игроки — «подай, принеси, отойди, постой в стороне, попей»... И для меня в 15 лет выйти в концовке на две минуты было счастьем: доказать тренеру, что я могу, что я готова играть!.. В «Самаре» такая возможность для молодых играть — пожалуйста, играйте!.. Мы поддерживаем, тренерский штаб в вас верит, дает игровое время... И мое пожелание: не нужно ничего бояться, у вас есть все, чтобы играть. Если есть такой шанс — им обязательно нужно пользоваться. Потом его может и не быть. Тем более, большинство девчонок — от Марины и Виктора Курильчуков, то есть у них «свой» тренер. И играют дома, не где-то в чужом городе. Я таких условий и не помню. Нужно дерзать, показывать характер и то, на что ты способна! И я верю, что девчонки все это покажут.

- Вернемся к турнирным делам. Кто из соперников, с кем вы уже встречались, особенно впечатлил?

- Мне больше всего понравилась «Надежда-2», с которой мы играли товарищеские матчи. Она более сыгранная, использует комбинации, все знают, куда бежать и под кого бежать, кому лучше отдать передачу, то есть играют под выходы определенных игроков. Защищаться против нее, может быть, и легче, потому что ты знаешь, что команда играет по определенным схемам, но играет она жестко, в чем-то похоже и на Суперлигу-1. А остальные команды — «бей-беги». С такими командами даже сложнее играть: ты просто не представляешь, будет сейчас твой игрок бросать или передачу отдаст. Неплохо выглядит пензенская «Юность», нашу победу в «+30» в Красноярске в Кубке можно даже и не вспоминать — сейчас у нее более четкая командная картинка. В Пензе очень сильные «большие», вся игра строится через них, нам немного росточка против них не хватало, хотя вроде бы справились.

- Есть какая-то принципиальная разница между Суперлигой-1, где ты играла много лет, и Суперлигой-2?

- Разница — в уровне игроков и в уровне самой игры. Здесь много такой баскетбольной «отсебятины»: захотел — бросил, захотел — прошел... Нет цельной картинки, нет такого, что комбинации расписаны под определенных игроков — то же самое «бей-беги»: побежал, бросил, забил — и слава богу. Упор больше на индивидуальные качества игроков, многим, даже и в нашей команде, на все дается «зеленый свет». В Суперлиге-1, во-первых, игра намного жестче, и судьи дают играть жестче, не грязно — а именно жестко. И игра строится через комбинации: на выходы, на открывания, все знают, какая комбинация под какого именно игрока. Поэтому мне, например, было проще: когда ты знаешь, кто и куда бежит — ты знаешь, и куда сама должна выйти.

- Ты игрок с именем, и наверняка летом у тебя были варианты с клубами Суперлиги-1. Не жалеешь, что осталась в Самаре и пошла «на понижение»?

- Варианты были — звали, например, в мой любимый Омск. Но я нисколько не жалею. Дело-то даже не в лиге — а в том, как ты сама играешь. Нужно проверить себя, отточить какие-то свои навыки и, может быть, даже научиться чему-то новому. Не считаю игру в Суперлиге-2 шагом назад. Наоборот, это возможность для рывка вперед. Тем более я недавно пропустила год — и мне, наверное, нужен этот сезон, чтобы поверить в себя так, как я верила раньше, до паузы в баскетболе.

- Кстати, про «паузу». Ты возвращаешься в баскетбол после рождения ребенка — что сложнее всего? Набрать физическую форму — или где-то перестроиться психологически?

- Возвращаться очень сложно!.. Прежде всего, сложно себя заставить. Вроде бы ты только «расслабилась» по полной — а нужно приводить себя в форму... И нужно морально собраться: руки-то вроде бы помнят — а тело вообще не готово. Нужно было себя пересилить, и в какой-то момент это казалось нереальным. Хорошо, что я попала в команду к тренеру Андрею Рузанову: он меня не гнал, расписал программу, начиная с сентября, и нагрузка была такой, что восстанавливалась я с кайфом.

Сначала я ходила в тренажерку, закачивая все связки, а затем потихоньку-потихоньку перешла в игровой зал. Понятно, что все болело, мышцы-то были совершенно атрофированы, но Рузанов дал мне поверить в себя: не ругал, а каждую тренировку внушал мне, что я могу. Он дал мне многое вспомнить, а кое-что я вспомнила даже лучше, чем умела прежде (смеется). Единственное, не сразу удалось влиться в состав — было много сильных игроков, и мне было сложно найти себя, было не по себе: пропустила год, как я могу заиграть на этом уровне? Но под конец сезона я все-таки набрала свою обычную форму и нормально заиграла.

«Мы нарушили режим. Нас же никто не заставлял: пейте!». Год вне баскетбола, игра в Казахстане, возвращение в Самару

- Семья, только-только родился ребенок... Возвращение в баскетбол — это история большой к нему любви? Или просто нужно зарабатывать — а ты ничего больше и не умеешь?..

- Сначала я думала, что все, наигралась. Муж меня не гнал с возвращением, наоборот: сиди дома, воспитывай Матвея. Но уже на девятом месяце беременности я извелась и ходила на все баскетбольные игры, какие только можно: вузы, мужская Суперлига, женская, первенство города... Я поняла, что я фанат баскетбола и снова буду играть, долго, как только позволит здоровье — без этого я просто не смогу! В жизни ты не получаешь таких эмоций, какие есть на площадке. И все были только «за», вся семья сказала, что поможет с ребенком. У меня же все они — «фанатики»: посмотришь на трибуну во время наших матчей, так половина болельщиков — мои родственники... И муж очень любит ходить и за меня болеть, для него мои игры — такая маленькая гордость. Тем более, он и сам бывший спортсмен, играл в хоккей за ЦСК ВВС. Поэтому никаких проблем с возвращением не было.

- Ты сказала про любовь к баскетболу. Твой отец играл за «Строитель», мама — волейболистка, известный тренер. Младшая сестра выбрала волейбол. А почему ты все-таки остановилась на баскетболе?

- И я сначала ходила на волейбол. Но мне не нравилось, я сказала: фу, падать на колени?! Мне не было интересно, я походила какое-то время — и поняла: не моё. Наталья Валерьевна Мостовая набирала команду моего возраста, мне предложили пойти туда, я сходила — и мне понравилось. И нисколько не жалею, у меня потом и мыслей никогда не было, что это не «мой» вид спорта.

У сестры все было наоборот. Марина Валерьевна Курильчук собрала команду 2002 года — и там Полина начала заниматься баскетболом вместе с Настей Макарьевой (играет сейчас за «Самару» — прим. авт.). Я сейчас ей иногда говорю: представь, играли бы вместе в одной команде!.. Но как раз тогда мама начала тренировать, брала Полину с собой — и в итоге та осталась в волейболе. Она с детства была высокая, в волейболе на ее позиции, а она играет связующую, таких мало. Летом она вошла в историю: в 16 лет сыграла за сборную России, самый молодой игрок за всю историю сборной!..

- Гордишься ее достижениями (Полина Матвеева — победитель и призер первенств Европы и мира среди девушек, игрок национальной сборной — прим. авт.)?

- Конечно! Сестра — это моя гордость!.. Не каждая старшая сестра, наверное, это признает, но Полина — это талант, она на голову талантливее меня. И когда она попала в сборную — мы всей семьей за нее переживали и болели. Нет никакой зависти, как это бывает. Во мне столько гордости — я готова кричать: посмотрите, какая у меня сестра! Но, наверное, такое держать в себе. Полина — большая молодец, девушка с характером. Мы с ней совершенно разные: я более эмоциональная и импульсивная, в игре начинаю заводиться — а она спокойная, даже если внутри переживает, никогда это не покажет.

«В Китае хотелось чего-то «русского», скумбрии с картошечкой, соленый огурчик». Андрей Сопин — о Кубке мира и Суперлиге

- Ты четыре месяца в БК «Самара» — и всегда с готовностью отзываешься на предложения поучаствовать в каких-то небаскетбольных акциях...

- Мне это интересно. В Самаре пока не так хорошо знают про женский баскетбол — и это, конечно, обидно. И все эти акции и мероприятия — это возможность заявить о себе, сказать: есть женская команда, приходите за нас болеть!.. И мне это просто нравится. Еще со времен, когда я играла в «Надежде», но там нас либо по очереди привлекали, либо мы всей командой ездили — в детские сады, школы и на другие мероприятия. Я человек общительный, люблю в чем-нибудь поучаствовать. И так должно быть во всех командах, жаль, не везде это есть. И когда у нас, бывает, кто-то начинает отказываться («да ну, зачем куда-то ехать...»), я говорю: девочки, такого может и не быть, радуйтесь, что сейчас есть такая возможность — где-то поучаствовать кроме баскетбола. Во многих командах, знаю, это никому не нужно, с игроками никак не занимаются помимо площадки.

- Вы читали стихи ко Дню города, снимались в благотворительной фотосессии, ходили в школу... Самое необычное мероприятие, в котором тебе вообще доводилось участвовать?

- В Казани мы ходили к детям с ДЦП. И это было, конечно, очень сложно: ты заходишь, и понимаешь, что ты-то совершенно здоров... А эти дети... Они такие чистые, в них нет никакого зла или вообще каких-то отрицательных качеств. С того мероприятия я вышла со слезами. Хотя мы просто сидели и рассказывали, что мы спортивная команда, играем, делаем то, что хотим — а эти дети-то во многом ограничены... И это было сложно.

- У тебя сейчас маникюр, на который ты наверняка потратила пару часов. Как совмещать двухразовые тренировки и выезды со свойственным всем девушкам желанием хорошо выглядеть?

- Только выходные... Или пытаться успеть между тренировками. Но я между тренировками ничего «лишнего» не делаю: у меня ребенок — поэтому днем о себе подумать удается редко. Но приводить в порядок себя, конечно, нужно, особенно после выездов. Ногти? Некоторые судьи, если замечают перед игрой, просят их обрезать. У меня был случай в Омске, когда судья нас заставил стричь ногти, а они под гелем особенно жесткие, какими-то огромными столовыми ножницами. Было смешно. Но ничего, обрубили ногти — пошли играть... Обычно ты сам за этим следишь. Длинные ногти — это ведь и травмоопасно: попадешь кому-нибудь в глаз — будет не очень приятно. Я и девчонок наших гоняю, а то некоторые начинают отращивать — и царапаются на тренировках. Вроде бы не особенно больно, но и приятного в царапках на руках мало.

Ближайшие матчи «Самара» проведет на выезде: 4-5 декабря она сыграет в Новосибирске с «Динамо-2», а 8-9-го — в Красноярске с «Енисеем-2».

Фото: БК «Самара»