8 мин.

Сезон 1914-15 как один из самый противоречивых в истории

Рассказ об английском футбольном сезоне 1914-15 годов, который был разыгран на фоне Первой мировой войны

Капитаны "Челси" (слева) и "Шеффилд Юнайтед" пожимают друг другу руки перед финалом Кубка Англии на Олд Траффорд в апреле 1915 года, который "Шеффилд Юнайтед" выиграл со счетом 3:0

Это были беспрецедентные времена, но Футбольной Лиге также пришлось столкнуться с перспективой отсрочки или вовсе отмены сезона, когда 4 августа 1914 года была объявлена война. Комитет по управлению лигой собрался через несколько дней и пришел к выводу, что игры будут проводиться в обычном режиме, с одной оговоркой: некоторые из полей будут использованы в целях мобилизации. Уайт-Харт-Лейн был реквизирован в качестве площадки для производства защитного оборудования, такого как противогазы, поэтому "Тоттенхэм" должен был играть свои домашние матчи на Хайбери.

Многие верили, что война продлится не дольше нескольких месяцев. Итак, 1 сентября первый сезон дивизиона стартовал с двух матчей. "Манчестер Сити" обыграл "Брэдфорд Сити" со счетом 4:1 перед 9000 болельщиками на своей площадке на Хайд-Роуд, а толпа из 12 000 человек увидела, как клуб "Уэнсдей" (стал носить имя "Шеффилд Уэнсдей только в 1929 году) победил "Мидлсбро" 3:1 на Хиллсборо. В тот же день состоялись матчи второго дивизиона "Арсенала", "Клэптон Ориент" и "Гримсби".

Как ни странно это может показаться сейчас, тот сезон продолжался без перерыва до тех пор, пока игры обоих дивизионов не завершились в апреле 1915 года. Кубок Англии также разыгрывался, причём финал проходил на Олд Траффорд, а не на стадионе Кристал Пэлас, поскольку транспорт в Лондоне испытывал трудности. 24 апреля 1915 года, через два дня после начала Второй битвы при Ипре, "Шеффилд Юнайтед" обыграл "Челси" со счетом 3:0. Причиной ставшей поводом для продолжения сезона был главным образом моральный дух, поскольку он давал публике нечто, на чём можно было сосредоточиться, кроме обрывочных и в целом ужасных новостей, просачивающихся с фронта.

Огромные толпы людей наблюдают, как "Шеффилд Юнайтед" играет против "Челси" в финале Кубка Англии на Олд Траффорд в апреле 1915 года

Важность того, чтобы футбол был своего рода предохранительным клапаном, который давал стране шанс ненадолго уйти от своих забот, действительно заслуживает внимания. Спортивный психолог Майкл Колфилд говорит, что спорт, особенно футбол, может обеспечить радость и некий побег от реальности во времена кризиса.

"Спорт - это сила и энерия добра", - говорит Колфилд. "Это такой клей общества, который связывает школы, деревни, города, даже нации. Это имеет большее значение, чем мы думаем, и мы не должны недооценивать его влияние.”

Многие люди были против того, чтобы здоровые здоровые мужчины продолжали играть в футбол, в то время как их сверстники сражались в окопах по ту сторону Ла-Манша. "Регбийный союз" отменил все игры регбийного сезона, когда была объявлена война, а сезон крикета в графстве был отменен в сентябре 1914 года, и Суррей был объявлен чемпионом на основе очков, которые они набрали с соревновании к текущему моменту.

Великий английский игрок в крикет Уильям Грейс не мог понять, как футбол может продолжаться в период национального кризиса, и он публично высказал свою тревогу через газеты. Волна негативного мнений в обществе привела к тому, что этот вопрос был поднят в парламенте, и вопрос о лишении короля Георга V покровительства Футбольной ассоциации даже обсуждался.

Раненые солдаты среди людей в толпе на Олд Траффорд

Сам Сэр Артур Конан Дойл также выступал против решения футбольной Лиги продолжать свою деятельность, утверждая, что игроки должны были присоединиться к военным действиям.

“Если у футболиста есть сила в его конечностях, пусть он марширует и служит в бою", - заявил он.

Реклама 18+

Чтобы предотвратить растущую критику, ФА встретилась с Военным министерством, и эти обсуждения привели к созданию батальона футболистов в декабре 1914 года. Пехотный батальон был частью Мидлсекского батальона и состоял в основном из профессиональных футболистов. С самого начала к ним присоединилось тридцать человек, и к марту 1915 года на их было уже 122 человека. Чтобы компенсировать потерю персонала, клубам было разрешено брать приглашенных игроков, а некоторым футболистам даже разрешалось представлять более одного клуба.

Уолтер Талл был одним из игроков, присоединившихся к тому батальону. После отличного выступления за "Клэптон", где он выиграл любительский кубок Англии, он переехал в "Тоттенхэм", а затем в город Нортгемптон, где его тренером стал Герберт Чэпмен. Талл был одним из первых чернокожих профессиональных футболистов Британии, и он стал первым чернокожим офицером армии. Он служил в битве на Сомме и был упомянут за свою "отвагу и хладнокровие”, когда вёл свою роту из 26 человек в безопасное место во время операций в Италии. Талл был убит в бою в марте 1918 года.

Создание батальона футболистов было очень эффективным способом вернуть расположение общественности в пользу этого вида спорта. Полковник Генри Фенвик, командир группы игроков, был впечатлен их стараниями.

“Я ничего не знал о профессиональных футболистах, когда взялся за это дело, но я научился ценить их”, - сказал он. “С такими людьми я бы отправился куда угодно. Их боевой дух был потрясающим. Это чувство было главным образом связано с футболом, который был связующим звеном братства нашего братства. Футбол имеет удивительную власть над этими людьми и армией в целом.”

Подпитанные более благоприятной атмосферой, все матчи сезона были сыграны полностью, и высшие дивизионы завершили свои 760 матчей. Однако Футбольная лига прекрасно осознавала, что общественное мнение меняется, транспорт становится всё более затруднённым, и всё больше игроков присоединяются к вооруженным силам или занимаются снабжением армии боеприпасами. У них не было иного выбора, кроме как приостановить лигу, и 3 июля 1915 года было объявлено, что “соревнование, предусматривающее повышение и понижение в дивизионах, было бы крайне несправедливым, создало бы величайшие трудности для тех, кто принес наибольшие жертвы, и отдало бы предпочтение клубу, игроки которого не смогли реализовать свой высший долг перед нацией.”

"Эвертон" завершил сезон 1914/15 как чемпион, всего на одно очко опередив "Олдхэм Атлетик", но реальная история была на другом конце таблицы. "Челси" и "Тоттенхэм" финишировали на 19-м и 20-м местах соответственно и должны были вылететь в низший дивизион. Однако "Манчестер Юнайтед" финишировал всего на одно очко выше "Челси", и внимание переключилось на их победу со счетом 2:0 над "Ливерпулем" в Страстную пятницу (прим. 10 апреля) 1915 года.

Судья высказал подозрения по поводу вялой игры некоторых игроков "Ливерпуля". Репортер Manchester Football Chronicle был "удивлен и возмущен" манерой победы "Юнайтед", а другой репортер заявил, что матч был "слишком скудным на события, чтобы хоть что-то написать о нём". Ходили слухи, что группа игроков с обеих сторон заранее собралась в пабе в Манчестере, чтобы обсудить исход матча, причем ставки были сделаны на 8/1.

Футбольная лига провела расследование, и их подозрения подтвердились. Игроки обеих команд действительно поставили на результат значительные суммы. Это был первый в своём роде договорной матч в английском футболе, и наказания были достаточно суровыми: семь игроков – три из "Юнайтед" и четыре из "Ливерпуля" – получили пожизненные запреты играть.

Когда в ноябре 1918 года был объявлен мир, Футбольная лига согласилась возобновить его с новым сезоном в августе 1919 года. Но не сразу стало ясно, какие клубы должны вылететь, а какие наоборот получить повышение. "Манчестер Юнайтед" легко мог бы уйти на понижение в дивизионе, учитывая, что их игроки участвовали в договорняке, но клуб утверждал, что они не знали о том, что игроки делают ставки, и им было разрешено сохранить очки, которые они выиграли у "Ливерпуля". Это привело к тому, что "Челси" и, в меньшей степени, "Тоттенхэм" столкнулись с очень жёстким вылетом во Второй дивизион.

В феврале 1919 года футбольная лига достигла компромисса. Первый дивизион был расширен с 20 до 22 клубов, и "Челси" получил возможность сохранить свой статус. Было решено, что двое лучших из второго дивизиона – "Дерби" и "Престон" – должны присоединиться к Первому дивизиону, но это всё ещё оставляло одно свободное место. Несмотря на то, что они финишировали в нижней части лиги, "Тоттенхэм" чувствовал, что у них есть хорошие шансы. Как и "Барнсли" с "Волками", занявшими третье и четвёртое места во Втором дивизионе.

Стоит упомянуть "Арсенал", который занял пятое место во втором дивизионе в сезоне 1914-15 годов и на первый взгляд не имел никакого права считаться таковым. Однако председатель "Арсенала" сэр Генри Норрис обладал значительной властью. Он перевёл клуб из Вулвича на Хайбери в 1913 году, что оставило их в долгу на сумму 60 000 фунтов стерлингов (30 миллионов фунтов в сегодняшних деньгах), и отчаянно пытался вернуть их в высший дивизион. Норрис - депутат парламента - приводил Футбольной Лиге аргумент, частично основанный на том, что "Арсенал" является одним из старейших клубов лиги, а ещё, частично благодаря своей силе личности и сфере влияния, предлагал красивые стимулы другим клубам или отдельным лицам.

Реклама 18+

В итоге "Волки" получили четыре голоса, "Барнсли" - пять, "Тоттенхэм" - восемь и "Арсенал" - 18. Норрис добился своего, и "Арсенал" стал первым клубом, который вышел в высший дивизион английского футбола без права на это. С тех пор они ни разу не вылетали в низший дивизион, так что теперь держат рекорд по самому длинному непрерывному нахождению в Высшей лиге. Он всё ещё раздражает многих, не больше, чем соседний клуб, который был вынужден играть свои матчи на площадке "Арсенала" в 1914-15 годах, но в конечном итоге был вытеснен ими пять лет спустя.

Автор: Ричард Фостер, The Guardian

Перевод: Samara Reds Supporter's Club