5 мин.

Солнечный клуб, небо вокруг. Отчего так радостно за «Вильярреал»

Станислав Рынкевич рассказывает о том, как самый адекватный президент клуба в испанском футболе помог «Вильярреалу» вернуться в элиту.

В среду вечером на стадионе «Мадригале» царила праздничная атмосфера. Взрывались фейерверки, всюду летали желтые шарики, и даже электронное табло перед началом ответного полуфинала Кубка короля заигрывало с болельщиками – 1:0 в пользу «Вильярреала».

Не обмануло табло лишь первой цифрой – хозяева поля один действительно забили, но пропустили, как и в первом матче, три. Собственно, праздник был подпорчен уже на третьей минуте, когда Неймар распечатал ворота Асенхо и перевел задачу выхода в финал для «Вильярреала» в разряд национального подвига.

Вряд ли публика на «Эль Мадригал» так уж всерьез надеялась, что их команда выйдет в финал. На беззаветную самоотдачу они были вправе рассчитывать, да. Но устроенный перед началом игры праздник был праздником жизни. Их любимая команда существовала, показывала увлекательный футбол и к весне сражалась на трех фронтах.

Чуть меньше трех лет назад на своем солнечном стадионе «Вильярреал» вылетел в сегунду. Радамель Фалькао забил на 87-й минуте ничего не решавший для «Атлетико» гол. Потом были кадры как из пьес классиков – немая сцена, изумление, хаотичные движения. Президент Фернандо Роиг то обнимает футболистов, то аплодирует трибунам, то плачет в плечо товарища. Вице-президент в подтрибунном помещении выясняет отношения с Диего Годином, бывшим футболистом «желтой субмарины».

Роига даже как-то странно называть клубным президентом. В испанском футболе люди с таким статусом в большинстве случаев балансируют между тем, как не попасть в тюрьму за финансовые махинации, и как уйти живым от толпы разъяренных болельщиков. В лучшем случае, их решения и методы управления вызывают вопросы. Как правило, очень быстро все они обзаводятся дополнительным именем – Fuera. Вон! Общим на всех.

Президент «Вильярреала» уникален в своей адекватности. Роиг занимается керамикой, экологической энергетикой и имеет долю в сети супермаркетов. До 1997 года название «Вильярреал» любителям футбола говорило столько же, сколько «Расинг Ферроль» или «Уэска» говорят сейчас. В 2000-м клуб закрепился в примере, а затем последовательно выиграл два Кубка Интертото, дошел до полуфинала Кубка УЕФА, выиграл бронзу примеры и остановился в шаге от финала Лиги чемпионов.

Когда экономический кризис подкосил состояние бизнесмена и его клуба, Роиг продолжал играть по правилам. Пока клубы-банкроты вроде «Сарагосы» непонятно как оформляли трансферы (Роберто Хименеса купили за 8 миллионов евро), «Вильярреал» стал продавать звезд.

Увы, из всех зол были выбраны наихудшие. Касорла ушел, но и Росси сохранить не удалось – итальянец вылетел с травмой крестообразных связок колена. Тренер Гарридо потерял раздевалку, отдав ветерана Капдевилу в «Бенфику» (а там защитника не включили в заявку на Лигу чемпионов). Смена тренера тоже оказалась неудачной – единственный толк от назначения Молины был в том, что он хотя бы не орал на футболистов почем зря.

Ссылку в нижний дивизион часто называют «очищением». В жерновах сегунды можно очищаться несколько лет. Когда в клуб был приглашен тренер Марселино, «Вильярреал» находился на 10 месте после 22 туров. Дебютная игра специалиста завершилась разгромом 5:0 от дубля мадридского «Реала». «Добро пожаловать в наш бардак», – грустно скандировали трибуны.

И все же это было очищением. Президент клуба принял новую реальность, продал часть своей доли в сети супермаркетов и вырученные 70 миллионов евро пустил на погашение долгов клуба. Команду покинули самые высокооплачиваемые футболисты – Нилмар и Росси получали по 4 миллиона в год, сейчас Бруно и Джиовани дос Сантос получают по 1.5 миллиона. Сыграла ставка на молодежь: сегодня в главной команде 8 футболистов, успевших поиграть за молодежный состав клуба, годом ранее таких было полсостава.

Бизнесмен отказался от предложения помощи местных властей, отметив, что у них есть и более важные задачи. Владельцы сезонных абонементов, потерявшие работу из-за кризиса в стране, получили бесплатное продление договора на год (33% от стандартной цены абонемента за второй сезон и 66% за третий). Посещаемость от смены дивизионов не упала. Более того, позитивного шума на стадионе стало даже больше.

Реклама 18+

Марселино тоже времени не терял. Меняя серии упражнений и подход к тренировкам, он добился того, что команда за межсезонье потеряла 56 килограмм веса. Сохранив лучшие черты прежнего, досегундного «Вильярреала», тренер научил команду разжиматься в опасных контратаках, доставлять мяч до чужой штрафной в минимальные сроки. «Раньше мы играли как «Барселона», теперь же хотим быть как «Мадрид», – говорил капитан команды Бруно Сориано год назад.

«Когда команда играет 15 матчей подряд без поражений, это говорит о том, что в составе много хороших футболистов, которые объединены общей идеей. Мы играем лучше, чем в прошлом сезоне, мы стали терпеливее. Сейчас, когда наш игрок получает мяч, у него всегда есть несколько адресатов для передач. Все знают, как атаковать, как контратаковать и как обороняться», – говорит Марселино сейчас.

Процесс развития клуба и команды не останавливается. В прошлом году лучшим игроком «Вильярреала» был Джиовани дос Сантос. В этом сезоне он не проходит в основной состав. Вчера Роиг объявил, что отступные за нападающего Лусиано Вьетто составляют 20 миллионов евро, и очень может быть, что на такую цену летом найдется покупатель. Пять лет назад Вьетто считал, что будет продавать машины, а не играть профессионально в футбол. Удачная селекция перекрывает прошлые ошибки. Воздается тем, кто играет по правилам.

На сезон 2014/15 «Вильярреал» продал почти 20 тысяч абонементов. 11,548 сезонных абонементов купили люди, живущие в Вила-Реале. Это четверть населения всего города. По количеству футбольных побед на душу населения Вила-Реал опережает все спортивные столицы Европы. А свой Кубок Короля самый большой маленький футбольный клуб в мире еще выиграет.

Фото: REUTERS/Dominic Ebenbichler; Fotobank/Getty Images Sport/Manuel Queimadelos Alonso