3 мин.

Почему победа Фолифорова на «Джиро» не спасет российский велоспорт

Александр Фолифоров одерживает грандиозную победу – выигрывает этап «Джиро д’Италия». Sports.ru объясняет, почему этот успех не из тех, к которым стоит привыкать.

В гонках с раздельным стартом есть особая драма. Гонщик, показавший лучший промежуточный результат, наблюдает на экране за своими коллегами, которые идут по трассе. Это может длиться час, два, три. Место, где находится в это время лидер, называют hot seat. Насколько там hot, Александр Фолифоров в этот воскресный вечер ощутил на себе.

Александр Фолифоров на пути к успеху на &quout;Джиро&quout;

Он наблюдал за сокомандником Фирсановым, за экс-победителем «Джиро» Скарпони, за сенсационным Бобом Юнгельсом и уже побеждавшим здесь Диего Улисси. Потом настала очередь «бигов», но ни Закарин, ни Вальверде, ни Майка не сумели превзойти результат 24-летнего россиянина. Пока свою дистанцию заканчивал обладатель розовой майки Стевен Круйшвик, показалось, что у Фолифорова пронеслась перед глазами вся его пока еще недолгая велосипедная карьера. И жизнь заодно. Комментатор «Евроспорта» Сергей Курдюков срывал голос, из последних сил пытаясь остановить Круйшвика, и, похоже, эти крики подействовали за многие сотни километров. Голландец переполз финишную черту, уступив Фолифорову менее секунды.

Фолифоров – продукт той системы, которая складывалась в российском велоспорте в течение нескольких лет. Из региональной команды он перебрался в континентальные «Итеру-Катюшу» и «Вертолеты России». Затем попробовал себя в профессиональной команде «Русвело» – сначала как стажер, потом как полноценный гонщик. Постепенно обживался на новом уровне. И, наконец, выстрелил.

Похожая судьба у Ильнура Закарина. Региональная команда – «Итера-Катюша» – «Русвело» – «Катюша». Фолифоров до российской команды «Мирового тура» не дослужился, но судя по сегодняшнему успеху, только пока.

Победа на «Джиро» – это мечта любого гонщика. Для многих она за всю карьеру так и остается несбыточной. Фолифоров воплотил ее в жизнь на своем первом «гранд-туре» в карьере. И это по-настоящему круто.

Некруто другое. Фолифоров и Закарин – последние продукты этой системы. Одна из причин победы Фолифорова – об этом он говорит сам – успехи в «Гран-при Сочи» в той же самой гонке с раздельным стартом. Теперь «Гран-при Сочи» нет, а во внутрироссийских гонках велосипедисты вынуждены бороться за пространство и здоровье с автомобилистами. Из закрытых континентальных команд гонщики в основном перебрались в массажисты, или катают сейчас в Крылатском любителей.

Александр Фолифоров на подиуме Джиро

Команда «Газпром-Русвело» позиционирует себя как мононациональный проект и доказывает, что крупных успехов можно добиваться, имея в обойме лишь российских гонщиков. Но откуда эта команда будет находить таланты через два-три года? В единственной российской континентальной команде «Локосфинкс» лишь восемь спортсменов.

То есть из всей России лишь 8 человек (!) выступает на континентальном уровне, который во всех странах (Польша, Норвегия, Великобритания, не говоря уже об Италии, Голландии и Испании) является фундаментом всей системы. Подписывать профессиональные контракты с велосипедистами, выступающими на внутрироссийских гонках – это все равно, что тащить людей в футбольную премьер-лигу из ЛФЛ.

– Есть перспектива роста у человека, его нужно только нормально готовить, – говорит о победе Фолифорова в интервью «Р-Спорт» генеральный директор Федерации велосипедного спорта России Юрий Кучерявый.

Поспорить с этим так же трудно, как с тем, что Земля – круглая, а Волга впадает в Каспийское море.

Остается добавить, что нужно готовить ни одного Фолифорова, а ставить на конвейер новых. А не разрушать этот конвейер до основания.

Фото: Global Look Press/imago sportfotodienst