3 мин.

За что отвечает Рикко Гросс?

Вячеслав Самбур – о том, какую роль в биатлонном провале сыграл Рикко Гросс.

Последний день ЧМ-2016 русские биатлонисты встречают с тем же, с чем первый – НОЛЬ медалей. И если от женской сборной мы давно не ждем чудес, то мужской состав – как казалось, агрессивный, голодный, ровный – в Осло разочаровал.

Вчера пролетели мимо медалей в эстафете. На четвертом чемпионате подряд – и сводить проблему только к плановой катастрофе Гараничева было бы странно.

В конце концов, и в личных гонках парни до сих пор не жгли.

Командой весь сезон рулит (по крайней мере, формально) немец Рикко Гросс. Sports.ru много раз писал, кто инициатор его приглашения – Тюмень, где постарались и потратились именно для Гараничева.

У Жени есть авторитет, поддержка и почти личная нянька. Кое-какой эффект, наверное, тоже есть: прямо сейчас Гараничев – лучший в российском составе. Но в Осло мало что получается и у него, и у партнеров, хотя на чемпионат делалась серьезная ставка.

К зиме сборная готовилась трезубцем: три группы, три направления. На ноябрьском отборе шумела мясорубка – почти двадцать человек бились за места. И потом какая-никакая ротация включалась по сезону – до ЧМ разными дорогами добрались люди из каждой группы.

Казалось, при такой вариативности хоть чей-то концепт сыграет, но пока глухо: то ли каждая из методик не сработала, то ли развалилась вся система.

Характерный эпизод: выбор эстафетного состава обернулся чуть ли не стычкой между Гроссом и главным тренером Касперовичем.

Рикко хотел видеть в обойме минимум двух «своих»: Гараничев плюс Малышко или Цветков.

Касперович вступился за Бабикова, который не работал с Гроссом, но проходил по спортивному принципу.

Требовалось решить, кто пострадает во имя присутствия в четвертке Бабикова и двух «гроссовцев». Пострадал Волков, которым, видимо, никто особо не дорожил.

В этой истории – фильтр всего сезона: неразбериха, столкновения, споры, в которых увяз и немец. Кого-то выдавливали, кого-то берегли. Каждый видел ситуацию по-своему, решал свои задачи. Эта проблема возникла бы и без Гросса, но именно он как старший тренер был обязан ее погасить.

Ключевыми преимуществами специалиста-иностранца (почитайте, например, опытного босса украинского биатлона Владимира Брынзака) принято считать нейтралитет, независимость, новизну в методике.

Привнес ли Гросс новизну? Этого толком никто не понял – даже тренеры признавались не под запись. Результаты почти не изменились – одного года, наверное, мало.

Независим ли Гросс? Учитывая историю с его приглашением, вряд ли.

Сохранил ли Гросс нейтралитет? Предэстафетная разборка вместо ответа.

Со стороны похоже, что Рикко так не разобрался в команде – количество претендентов и групп не помогло. Разумеется, в такой куче удобно уцепиться за своих. Они держались в основе даже после серии провалов, чужим не помогали закрепиться вполне качественные выступления.

Роль самого Гросса так и осталась неясной. За что конкретно он отвечает? Кем руководит? Кому подчиняется?

Сезон как будто в пустоту – за это время мы не узнали о работе Рикко ничего. Самый именитый персонаж всей сборной просто растворился в толпе тренеров, консультантов, заказчиков. Как и его команда, у которой сегодня – последний шанс показать себя в Норвегии.

Рикко Гросс: «Я приехал в Россию не из-за денег»

Фото: РИА Новости/Алексей Даничев