12 мин.

Олег Тиньков: «Если раньше футболисты выглядели как обсосы, то сейчас играют как обсосы»

Редактор Sports.ru Павел Копачев съездил на «Тур де Франс» и поговорил с самым ярким российским бизнесменом, владельцем велокоманды «Тинькофф-Саксо». Не только о спорте.

Два года назад Олег Тиньков купил датскую велокоманду, перерегистрировал и сделал ее российской, а в мае шумно отпраздновал победу на «Джиро д’Италия», удивив всех розовой прической. Сейчас бизнесмен внимательно следит за «Тур де Франс», накручивая километры по евродорогам. В один из свободных вечеров в провинциальном, но симпатичном Ренне мы поболтали о том, как сделать велоспорт более популярным.

- Сегодня в 8-00 вы уже катались на велосипеде. Сколько проехали?

– 83-85 км за три часа. Не так много, но я давно по-хорошему не практиковался. Врачи запретили мне садиться на велосипед после операции на колене. Мол, нельзя, опасно. Но если врачей слушать, можно вообще не жить. Потихоньку-помаленьку набираю объемы. Главное – не перебирать. Я и так 6 недель не тренировался, с 7-й немного крутил педали.

- Ваш личный велорекорд?

– 260 км. Потом всю ночь пил воду, долго не мог уснуть. Организм восстанавливался.

Вообще я мало катаюсь. За прошлый год осилил всего 6000 км. В удовольствие, в кайф. Я никого не хочу удивлять или поражать километрами. Мне просто интересно, вот и все. Я бы весь год катался – но с сентября начинается офис, мой главный бизнес «Тинькофф Банк». По сути, за год я езжу только «Джиро», «Тур», несколько дней «Вуэльты» и еще пару гонок.

Люди иногда смотрят на меня со стороны квадратными глазами. Но это нормально. На русских в Европе все так смотрят.

– Может, просто остальные владельцы далеки от команд. Я вот никого не видел на велосипеде.

– Энди Рис (BMC Racing) в машине ездит. Игоря Макарова («Катюша») никогда не видел. Джерри Райана (Orica-GreenEDGE) – редко. Больших владельцев не так и много. Зато менеджеры часто катаются.

- «Тур де Франс» – гонка вашей мечты. И вы сказали, что хотите ее выиграть – но за 4-5 лет.

– Ну да, я такой человек – увлекающийся. Если быстро добьюсь цели, станет неинтересно. Но это не повод в этом году проиграть. У Контадора хороший шанс на генерал, Саган сейчас в зеленой и белой майках. Постепенно идем к большой цели, строим лучшую команду в мире.

А сколько на это уйдет лет... Честно, не знаю. Велоспорт – дорогое хобби. Я для себя отвел ему 4 года. Я люблю гонки – есть же фантастические этапы: брусчатка, классики. У меня много друзей-бизнесменов. Они тоже подсели на велоспорт. Ну не всем же футбол смотреть, ей-богу...

– Насколько это дорогое хобби?

– Ну смотрите... Бюджет «Тинькофф-Саксо» – больше 20 млн евро. У нас несколько спонсоров – часть денег, основная, моя. Это 4-5-й бюджет в Про-туре. У Sky 31 млн, у «Астаны» и «Катюши» – примерно под 30.

- Не так и много, если сравнить с футболом. Такой же примерно бюджет у «Амкара» или «Урала».

– Возможно. Но я не верю футболистам. Я уже как-то рассказывал Sports.ru, кем их считаю.

Олег Тиньков: «Российские футболисты выглядят как какие-то обсосы»

- Все запомнили.

– Натуральные обсосы. Ничего не изменилось. Но если раньше они выглядели как обсосы, то сейчас еще и играют как обсосы. Последний матч с австрийцами – ну это что? Такие деньги получают – и? Стыдоба.

- Зачем вы смотрели игру, если, мягко говоря, не любите наших игроков? Иногда даже кажется, что ненавидите.

– Нет, ненависть – это эмоция. У меня по отношению к российским футболистам нет никаких эмоций – мне просто параллельно. А смотрел – громко сказано. Шел Первый канал. Сын у меня футбол любит. Первый тайм немного зацепил – убогое зрелище. Естественно, я не стал себе портить вечер.

– Как выглядит бюджет велокоманды? В футболе как раз более-менее понятно: зарплаты игроков и трансферы, аренда/содержание стадиона, школы...

– Зарплаты – 75-80 процентов. Плюс логистика, техника.

- Кто-то вообще из команд зарабатывает?

– Никто. Это чистое хобби. Или небольшой бизнес, потому что какая-то реклама есть. Наш бренд Tinkoff узнаваем – в Европе так стопроцентно. Сказать, что это супермегаэффективно, я не могу, но бренд постепенно раскручивается.

- Но ваши клиенты в основном в России. И пока велогонки будет показывать только «Евроспорт» (с довольно ограниченной аудиторией), большого развития не стоит ждать.

– Это проблема, но с 1 сентября стартует бесплатный спортивный канал. Федеральный. Мне кажется, он должен показывать не только футбол и хоккей. Без увеличения аудитории прорыва у велоспорта не будет. Пока, как я понимаю, конкретики с каналом мало, но надеюсь, что интерес к гонкам появится.

Велоспорт – идельный вид для ТВ. Он проходит не в вечерний прайм-тайм, а днем. TF1 и TF2 каждый день фигачат репортажи с «Тура» с 13 до 18 часов. Реклама, спонсоры разные. Люди активно смотрят – в домах, офисах.

Простой пример. Я вчера зашел в магазин – купить вино в наш китчентрак. Парень-продавец ходил за мной с айфоном, а за ним шлейф французской речи, знакомые фамилии – Контадор, Саган. Видео, прямой эфир. На кассе маленький компьютер – и там тоже «Тур». Представляете, какой здесь ажиотаж?

Почему на «Тур де Франс» нужно побывать хотя бы раз в жизни

- Но в России не так. И любой ТВ-босс вам скажет: нетоповый матч футбольной премьер-лиги соберет больше зрителей, чем велоспорт.

– Время нужно. Будут показывать – будет интерес. Никто же не пробовал. Откуда взяться интересу, если люди не знакомы с велокультурой. Конечно, сразу ждать больших рейтингов наивно. Но года через 2-3 все может измениться. У того же «Евроспорта» 200-300 тысяч зрителей. А если федеральный канал возьмет «Тур», создаст красивый антураж – постепенно люди втянутся. Я готов стимулировать этот процесс. Но поймите – это не мой бизнес. Я не хочу и не буду ходить и упрашивать – купите, купите.

- Но вы лицо заинтересованное. Придут велогонки на федеральный канал – чаще будет мелькать ваш бренд, появятся новые клиенты и, соответственно, возрастут доходы.

– И что я должен сделать? От меня почему-то все хотят, чтобы я что-то срочно изменил. Вот и ваша структура вопросов – «что вы готовы», «что будете делать», «что должны»... Я ничего не должен – есть глобальный российский велопроект («Катюша» – прим. Sports.ru), Федерация велоспорта. Вот пускай они и думают. Я делаю свое дело, а заниматься продвижением, миссионерством – точно не моя задача. Я хочу иметь лучшую команду в мире, мне нравится гонять на велосипеде на гранд-турах и пить вино.

Поймите, я люблю велоспорт. Искренне. Мне жалко и обидно, что так получается сейчас... Не только в России, но и в мире. На улицах толпы фанатов, а где монетизация? Ну соберите по 1 евро с человека – уже какой-то доход. А так все в пустоту. Хотя странно, почему футбол зарабатывает, а велоспорт – нет. Я не вижу разницы – по крайней мере, в Европе. Вдоль дорог стоят десятки-сотни тысяч людей. И это не только «Тур» – на «Джиро» такая же история.

Но во главе команд в основном не бизнесмены, а бывшие гонщики. Они не ставят цель – заработать, сделать продукт интереснее. Они этого не умеют. С детства только крутили педали, многие не учились в университетах, как попало закончили школу. И как могут такие люди решить большую задачу? Максимум – найти богатого спонсора, украсть 10 процентов и радоваться жизни. И так везде – в Италии, Бельгии, Голландии, Испании. Все привыкли, что воруют и получают откаты только в России. Нифига! В Европе точно так же. Скоробчал миллиончик – и твоя жизнь состоялась.

- В футболе клубы зарабатывают на продаже телеправ. Вы что-то получаете?

– Ничего. Поэтому я и сказал, что готов бойкотировать «Тур де Франс» в 2016 году.

- Многие говорят: если бы даже платили, для владельцев это копейки.

– Чистая прибыль «Тура» – 80 миллионов евро. Дайте нам хотя бы 40. Уже какой-то хлеб – распределим, решим.

- Какая сумма лично вас устроит? 5-10 миллионов?

– Не знаю. Как говорится, с паршивой овцы и шерсти клок. Ну что сегодня дает нам ASO (Amaury Sport Organisation) – организатор «Тура»? Мы привозим дорогостоящих спортсменов, траки, технички, а взамен получаем конуру и дешевый ужин – мягко говоря, не для гурманов.

- Отдельная тема, как я понимаю, мерчандайзинг. В футболе все понятно: продаются майки Роналду, Месси, Пирло – и это большой доход для клубов. В велоспорте я совсем не видел именных маек.

– Ну что-то есть, но это не самые большие цифры. Полмиллиона евро. А обтягивающие веломайки – на них нет спроса; проблема с дистрибуцией, объемами. Даже во времена Армстронга, огромной звездищи, такая тема не пошла. Хотя Nike честно пытался продавать линию Лэнса.

- Когда в велоспорте ждать трансферы?

– Не знаю. Это тоже момент, который мешает бизнесу. Нет системы, которая бы регулировала переходы, компенсировала затраты на молодых талантов.

Но об этом говорят только во время “Тур де Франс” – прошла гонка, и забыли. Я точно не готов к революции, не хочу ни с кем воевать. Да, было бы интересно играть по другим правилам – как в НХЛ или НБА. Но велоспорт пока к этому не пришел.

- Окей, вы не хотите быть революционером. Тогда кто? Международный союз велосипедистов (UCI)?

– Нет, они, наоборот, мешают. Им нужно максимально отстраниться от профессионального спорта. Олимпиады и чемпионаты мира – проводите на здоровье. Достаточно.

- Некомпетентные?

– Скажем так, в основном случайные люди. У нас все привыкли Россию демонизировать, а в Европе дураков не меньше.

- Важный вопрос: как сделать велоспорт популярным в России, где только недавно появились велодорожки – и то в мегаполисах?

– А начните с себя. Я вот захожу на Sports.ru и вижу: раздел Прочие, потом еще куда-то надо кликнуть… Ага, вот вроде и Велоспорт. Пока нашел, забыл, чего хотел. Хотя вот сейчас в главных новостях висит ветка «Тур де Франс», 380 комментариев. А раздел зашит на 50-й подстранице. Почему?

- Потому что велоспорт, если объективно, не входит в топ-8 по популярности. Мы продаем материалы читателю, исходя из его интересов. На сегодня велоспорт сильно «недобирает».

– Допустим.

- А еще велоспорту в России мешают дороги. Вернее, их отсутствие.

– Вы думаете, в Италии везде хорошие дороги? Я вас умоляю. Конечно, в мегаполисах – Москве и Питере – кататься небезопасно. Но в регионах – тренируйся не хочу. Я был в Орловской области, свою Кемеровскую хорошо знаю. В Сочи отличные дороги. Когда я в детстве занимался, в Крыму была прекрасная «пересеченка».

«Тур России» же хотели сделать – я не пойму, что мешает? Главное – правильно организовать.

А вообще у нас интервью какое-то неправильное получается – проблемы, проблемы, проблемы… С одной стороны, все действительно так – но дальше что? Как их решать? Надо что-то делать.

Я подустал от риторики. Вот есть телеканал «Дождь» – сами себе же мозг насилуют. Они критикуют, критикуют; все, о чем говорят, – 100-процентная правда. Но когда я ее слышал 10 раз, зачем мне 11-й?

Если мы ничего не можем изменить – тогда надо забить и наслаждаться жизнью. Делать что-то во благо своей страны. Я вот сейчас ремонтирую храм на Китай-городе, строю школу в Сибири, содержу велокоманду. Я пытаюсь создавать, а не что-то менять. Просто говорить – это маниловщина.

- Вы постоянно спрашиваете «Почему интересен футбол?» – и это тоже риторика.

– А я реально не понимаю, почему. Окей, западный футбол – я сам слежу за зарплатами, кто выиграл тот или иной чемпионат. Но русский футбол – как это говно с пустыми трибунами может увлекать? Это как вместо «Тур де Франс» посмотреть чемпионат Кузбасса по велоспорту.

Вот новости. «Спартак» купил очередного легионера – дальше что? Или вот еще дискуссия – что будет с Карпиным? А он как тренер что-то выиграл? Ну игрок был отличный, но как тренер – кто он такой?

- Русский футбол интересен, потому что он свой. А Карпин – большой игрок, экс-тренер самого популярного клуба страны. Одевается, кстати, не как обсос.

– Хотя бы так.

- В русском футболе много своих. А вот в «Тинькофф-Саксо» всего 4 российских гонщика. Это не проблема? Вы же позиционируете себя как российскую команду.

– А где я возьму больше? 4 и то много. Если подходить по спортивному принципу – двое. У «Катюши», которая Global Russian cycling project, русских меньше 50 процентов. Живой Трофимов, отчасти Закарин…

Да о чем говорить, если сейчас на «Туре» ни одного русского. Был Козончук, и тот сломался.

- Может, поэтому и болельщики не так активно следят. Не за кем.

– А может просто мы не умеем радоваться? Ну вот правда… Контадор выиграл “Джиро”, я вышел на подиум с российским флагом. Это моя эмоция, мой патриотизм. Российская команда выиграла Гранд-тур – кто об этом громко написал?

Надо радоваться. Не только, когда Крым возвращают и на Олимпиаде всех дерем, а вообще. По жизни.

Я вот в Италии устроил небольшой эпатаж. За несколько дней до победы наш механик пообещал выкрасить бороду в розовый цвет, а я на эмоциях сказал – ок, а я тогда волосы покрашу. На утро он явился с баллончиком: типа, Олег, обещал – давай. Жена со мной ездила, я ее спросил: что думаешь? Она спокойно отреагировала: да, красься-красься… К вечеру уже все смылось. Надо думать, где баллончики желтые теперь купить. Под «Тур де Франс».

- Повторитесь.

– Ну что мне теперь – все тело желтым выкрасить? Шутки шутками, а выиграть во Франции будет тяжело. Нибали, Фрум и Кинтана свежими приехали. То, что мы на «Джиро» победили – уже круто, но там планировали. А «Джиро» плюс «Тур» с 1998 года никто не брал. Это такая, если хотите, амбициозная цель.

Розовое настроение. Тиньков и его команда празднуют победу на «Джиро»

Фото: globallookpress.com/Yorick Jansen/Belga; из личного архива Олега Тинькова (2,5) Gettyimages.ru/Doug Pensinger; РИА Новости/Григорий Сысоев