6 мин.

«Не понимаю, что с Малышко – полный развал в стрельбе, потеря хода». Чего ждать от России на ЧМ-2015

Главный специалист по Финляндии, заслуженный тренер Анатолий Хованцев – о трассе с подъемом-скалой, порывах ветра и тренерском методе Касперовича.

«Женский спринт можно было останавливать»

Трассу в Контиолахти хорошо подготовили к ЧМ, снег был уплотнен. Подвела погода – несколько дней до старта держался «плюс», но перед микстом использовать селитру все же не стали. Каша была только в районе стрельбища, а в лесной части пожестче – в такую температуру идеального состояния все равно не достичь. Да и эстафета – гонка, где условия могут немного меняться от этапа к этапу, но в целом все бегут по одинаковой трассе.

Перед спринтом организаторы сняли слой в районе стадиона (в основном на подходе к стрельбищу и на уходе) и насыпали более плотный снег, заготовленный на вторую часть чемпионата. В мужском спринте условия были почти одинаковыми для всех, а в женский вмешалась погода.

Начался снегопад, и преимущество получили девушки из середины протокола. Мы все знаем, что лучший ход обычно показывают Домрачева и Кайса, но в субботу они проиграли другим людям – стартовали в первой группе и попали в «тупое» скольжение. Честно говоря, гонку можно было останавливать, как сделали в Нагано-98. Я бы так и поступил.

«Под такую снежную кашу нужны лыжи с очень мягкими кончиками». Можно ли победить сугробы в Контиолахти?

«Прицеливаясь, биатлонист не видит флажков даже боковым зрением»

В Контиолахти непростой ветер – порывистый и переменчивый по направлению. Кайса, например, сказала, что в спринте ей просто пришлось ждать, пока за снегом станет видно мишени.

Банально прозвучит, но стрельба в порывы ветра – это всегда лотерея. Когда спортсмен прицеливается, он уже даже боковым зрением не видит флажков – сосредоточен только на мишени, на обработке крючка. Он подошел на коврик, оценил направление, силу и сориентировался, а в момент прицеливания ветер поменялся – отсюда промах.

Конечно, стрельба в мужском спринте ненормальна для соревнований такого уровня. Можно сравнить работу Шемпа и Мартена Фуркада. Оба попали в порыв, но немец решил стрелять в привычном ритме – 7 промахов. Мартен, как правило, стреляет медленно, но в этот раз не захотел терять времени, взял темп повыше и тоже нахватал штраф.

«На подходе к рубежу восстанавливаться негде»

Чем сложен подход к стрельбищу в Контиолахти? После «Стены» остается довольно долгий участок до рубежа – там нужно успеть восстановиться, выйти на стрелковый пульс. Но восстанавливаться негде – спусков нет, только равнина. Значит, или работаешь и рискуешь совсем закислиться, или не работаешь и теряешь скорость.

Подход можно было нарабатывать, но в подготовительный период здесь, кроме финнов, тренировались только белорусы осенью. То есть они имели возможность найти подходящую интенсивность работы на подъеме и на подходе. Может быть, в этом плане у них все хорошо, но вмешался ветер.

«По-тренерски сочувствую Королькевичу»

Владимир Королькевич попал в сложную ситуацию, попытался устроить большой смотр спортсменок, но у него нет богатого выбора. Кроме той шестерки, которая приехала в Контиолахти, тренеры проверили Волкову, Нечкасову, Якушову, Трусову. Всем дали по несколько шансов, но никто не закрепился в основе. По-тренерски я сочувствую Королькевичу.

Идут разговоры о привлечении Кайшевой, но это наивно – сейчас ее не за что брать на Кубок мира. На юниорском чемпионате она не показала высоких результатов, а по сравнению с предыдущими годами даже просела в скорости, роста не произошло – это звонок.

«В женской эстафете возможна медаль, если стрелять без доппатронов»

Возможно, лучший шанс женской команды уже упущен в преследовании. Шумилова проделала выдающуюся работу на стрельбе, но затратила много сил. Я согласен с ее тренером Андреем Русских: на последнем круге у нее ноги просто затекли, сложно было даже держать равновесие. Мы каждый год говорим: для наших медалей нужны ошибки лидеров. В пасьюте ошибки допускали все – что ж, значит, нужно еще больше.

В индивидуальной гонке у России шансов, пожалуй, нет. В масс-старте – только при идеальной и быстрой стрельбе. По увиденному за последние дни понятно: Романова, Подчуфарова и Глазырина способны стрелять чисто, но ног нет. Виролайнен и Шумилова поживее остальных, но хватит ли этого?

Если говорить об эстафете, то состав почти определен. Юрлову, думаю, не поставят – она давно их не бегала, а без проверки это серьезный риск. По Глазыриной тоже есть сомнения – против нее серия неудач, плюс эта трагедия с тренером. В том сочетании, которое собирается, медаль возможна только при стрельбе из пяти, без дополнительных патронов.

«Не сказал бы, что мужскую команду спасает один Шипулин»

В биатлоне есть что-то вроде поговорки: как всегда, не хватило одного выстрела. Гараничев выдал великолепную скорость в спринте – только намазал лишнего. Сложно сказать, почему у Жени не задался пасьют – думаю, наполовину повлияли эмоции, да и самочувствие могло измениться. В индивидуальной гонке он претендует на медаль. Я бы не сказал, что мужскую команду спасает один Шипулин.

Вообще, индивидуалка может получиться у любого, но если говорить об Антоне, то масс-старт все-таки предпочтительнее. У Шипулина выработался иммунитет к гонкам такого характера, когда на рубеже суета, а на трассе постоянно меняется ритм. Антон уже давно не подстраивается под чужую скорость, а идет так, как комфортно ему.

«У Касперовича такой подход – работа на конкуренцию внутри команды»

Не понимаю, что происходит с Малышко – полный развал в стрельбе, потеря хода. По имеющейся информации, он здорово себя чувствовал на последнем сборе в Холменколлене. Могу предположить, что подготовка к чемпионату оказалась сфорсирована, а Малышко вышел на хорошую форму до переезда в Контиолахти.

Со стороны кажется, что у Касперовича такой подход – работа на конкуренцию внутри команды. Это не всегда правильно: спортсмены не подходят к главным стартам свежими ни мышечно, ни морально. Все контрольные и специальные тренировки так или иначе выматывают. Сложилось ощущение, что в команде до последнего не было ясности, кто что побежит. Судя по всему, ее и сейчас нет.

Я, конечно, давно не работал с мужчинами, но в 90-е мы всегда задолго до старта определяли участников гонок – это всегда позитивно сказывалось и на атмосфере, и на состоянии. Думаю, уверенность в себе есть только у Шипулина и Гараничева. Остальные сомневаются и ведут борьбу – а борьба внутри выхолащивает.

Фото: biathlonrus.com; РИА Новости/Константин Чалабов