8 мин.

«Плющенко признался: как я завидую, вам так мало лет, мне бы столько». Кто в 16 лет стал новой звездой фигурного катания

Вячеслав Самбур поговорил с талантливой фигуристкой Анной Погорилой и ее тренером – новыми, красивыми лицами российского спорта.

Ане Погорилой всего 16. Она удивительно пластична, выразительна и стрессоустойчива. В ее профайле уже две большие победы на этапах Гран-при – Cup of China (2013) и Skate Canada (2014). Есть и еще один результат, пускай и не призовой, но многообещающий – 4-е место на чемпионате мира.

Специалисты и судьи единодушны: по сложности программ Аня не уступает сегодня никому. Пока болельщики отчаянно спорят, кто из олимпийских чемпионок лучше – Аделина Сотникова или Юлия Липницкая, скромная Аня заканчивает школу, готовится к ЕГЭ и домашнему Гран-при (14-16 ноября).

Родись она на год-два раньше, Олимпиада в Сочи наверняка была бы ее. Но может быть и хорошо, что ей всего лишь 16. Громкие победы только впереди. Вячеслав Самбур поговорил с Аней и ее тренером – Анной Царевой, чтобы узнать о новых лицах российского спорта.

Анна Погорилая, 16 лет, победительница этапов Гран-при

Родилась 10 апреля 1998 года. Призер юниорского чемпионата мира (2013), победительница этапов Гран-при Cup of China (2013) и Skate Canada (2014), участница чемпионата мира (4-е место) и финала Гран-при (6-е место).

Про себя, наверное, не очень правильно говорить, но мне кажется, что мое главное качество – любовь к фигурному катанию.

Последний раз хотела бросить спорт года два назад. Был сильный спад, ничего не получалось, пошли травмы: сначала заболели колени – это нагрузки и переходный возраст. Я при этом еще сильно росла, организм не успевал перестраиваться и в итоге мне отомстил. Потом получила сотрясение мозга. Уже думали: не лучше ли бросить ради здоровья? Решили подождать, потренироваться. Я видела, что многие девочки ушли далеко от меня – это подстегнуло.

У меня было несколько травм. Кроме коленей, еще спина. Год назад или даже раньше неудачно упала – сама виновата, это только из-за моих психов. Я тогда много падала, расстраивалась – и все вышло совсем неудачно. Упала на копчик – и потом начала болеть спина. Сейчас я в полном порядке, меня ничего не беспокоит.

Как только я начала ездить по другим городам и странам, то родители перестали меня сопровождать. Мне было лет 9-10 – в семье было не очень хорошо с деньгами, да и времени у родителей не было. Пока катались по московским соревнованиям – то обязательно с мамой, а потом уже самостоятельно.

За пять минут до выступления вставляю наушники в уши и слушаю музыку. Если плохое настроение – слушаю грустную, если хорошее – веселую. Забавно, в Канаде перед короткой программой слушала что-то грустное, перед произвольной – что-то веселое.

Если я не в равновесии, то меня может взбесить все, что угодно. Но, с другой стороны, я всегда могу себя быстро успокоить. Мне важно быть спокойной, сосредоточенной – тогда ничего не раздражает.

На последней тренировке перед произвольной в Канаде готовилась к лутцу – вижу, что сзади японка Мияхара. Я уже не стала прыгать, но было обидно, даже разозлилась. Ладно уж, улыбнулась, поехала дальше. А потом передо мной десять раз извинилась ее тренер, потом сама Мияхара. И я поняла, что не надо сердиться на такое.

Лично меня не пытались переманивать к другим тренерам. Анна Владимировна сама разбиралась с такими вопросами. Недавно я узнала, что меня пробовали переманить в пары. Пока я была маленькая, худенькая – для парного катания подходила, и вот, оказывается, кто-то звал. Все решали без меня, чтобы я не волновалась. Я себя в парном катании не вижу. Я вообще высоты боюсь. В детстве меня подняли в поддержку – после этого повторять не хочу.

От каждого сильного спортсмена я беру что-то хорошее. От Юлии Липницкой – стабильность, растяжку. От Мао, Костнер, Ким – скольжение. От Жени Плющенко – стремление. Ему столько лет, а я вижу, что он хочет кататься дальше. Он даже говорил нам: как я вам завидую, вам так мало лет, как бы я хотел, чтобы мне было столько же. Человек хочет и хочет кататься. Его стабильность поражает.

Свободного времени у меня мало: разминка, лед, школа, опять лед, ОФП, потом растяжка или хореография. Есть еще дополнительные занятия по алгебре – хожу или между тренировками, или по вечерам. Отдыхаю ночью. Ну, или можно сказать, что в школе отдыхаю от фигурного катания и наоборот.

Досуг? Стараюсь больше учиться. Если есть совсем свободное время, то с братом смотрим какой-нибудь фильм. Но свободного времени почти не бывает – мне в этом году еще ЕГЭ сдавать. Так что еще читать и читать.

Анна Царева, 35 лет, тренер Анны Погорилой

Родилась 1 января 1979 года. Окончила с отличием РГАФК. Работает тренером с 2003 года. Имеет судейскую квалификацию.

- Вы работаете с Погорилой больше десяти лет. В чем ее главный прогресс за это время?

– Она стала умной. Понимающей, что именно она делает и для чего. Пока спортсмен не начинает зарабатывать – он не понимает, для чего все это. Есть слова: тебе надо тренироваться, каждый день, из года в год. Ради чего? Чтобы чего-то достигнуть. Это очень абстрактная цель.

А когда есть результат, заработок, определенный статус в спорте – это помогает взрослеть. Я вижу, что Аня повзрослела, вижу в ней желание идти дальше. Она по-хорошему удивляет меня самостоятельностью и жизненными ориентирами.

- За счет чего вообще произошел прорыв?

– Первое – за счет набора сложных прыжков. Второе – за счет общего качественного исполнения программы, ее элементов. Третье – за счет хорошей интерпретации программы. Раньше я показывала ей катание Костнер, Ким и говорила: смотри на них, как они катаются, как интерпретируют программы. Сейчас уже не показываю.

- Аня сказала, что была шокирована собственным выступлением в Канаде. А вы?

– Я была очень рада. Больше всего – за то, что прокат был оценен так, как я его видела. Иногда бывает несоответствие проката с оценками. А сейчас я увидела баланс – в этом была радость. Была ли я удивлена? В фигурном катании нет ничего стабильного, поэтому и удивляться в принципе нечему. Когда спортсмен катается чисто – это всегда успех. Я рада, что Аня смогла себя здорово настроить и откатать так мягко.

- Три главных качества Погорилой в спорте и жизни?

– Целеустремленность, работоспособность. Это не значит, что она пашет на тренировках по несколько часов каждый день. Если так делать – от нее ничего не останется. Наверное, это означает умение собираться перед соревнованиями, чтобы выступить там достойно.

Третье качество – доброта. Аня умеет прощать.

- Насколько тяжело вывести из равновесия 17-летнюю спортсменку?

– Я еще не могу сказать, что Аня психологически очень крепка. Но постепенно это приходит, сейчас она взрослеет, явно что-то откидывает от себя. Раньше она была подвержена разным факторам извне: не с той ноги вышла на лед, кто-то что-то не то сказал – и все, впала в состояние. Ее могло разозлить хоть что.

- Например?

– Перед выступлениями мы были на сборе в Канаде. Там такая система тренировок: есть свободный лед – туда покупают билеты и катаются спортсмены абсолютно разного уровня. Получается очередь, где каждый катает программу под свою музыку.

Порядок простой: кто раньше купил, тот раньше в очереди. То есть не по уровню и умениям, а по покупке билета. Аню злит, что она катает не первая, а какая-нибудь там. Если у нее что-то не получилось на том льду – то надо пропустить кучу других спортсменов, которые на порядок слабее, и снова ждать.

- Она может вам огрызнуться?

– Сейчас да. Конечно, в семь лет еще не огрызалась. Когда наступил подростковый период – это началось. Я прикрикнула – она ответила. Подальше в сторону, чтобы я поняла, но не услышала.

- Вы знаете ее, по сути, с дошкольного возраста. Когда в ее жизни появилась школа, фигурное катание стало чем-то вроде забавы?

– В российском фигурном катании нет забавы. Это занимает слишком большой кусок времени, чтобы быть забавой. Я вообще не считаю, что школа мешает тренировочному процессу. Есть много примеров, когда из жизни спортсменов убирали школу, и это не приводило ни к чему хорошему.

Аня пропускает школу, но это не значит, что она не учится дома. Берет задания домой, выполняет. Ощущения конкуренции со школой у меня нет – по крайней мере, в случае Ани. Что такое отдых? Смена вида деятельности. Аня и меняет физическую деятельность на умственную.

Фото: REUTERS/Ben Nelms (1-3), РИА Новости/Владимир Песня

Sports.ru благодарит директора СДЮСШОР №37 Эдуарда Аксенова за помощь в организации интервью

Другие интервью о фигурном катании

Нина Мозер: «Даже когда нападал бандит, я не боялась»

Яна Рудковская: «Я всегда говорю Жене: тебя зовут Ев-гений. Если убрать две буквы, получается «гений»

«Буду выступать за ту страну, которой действительно нужен». История скитаний русского фигуриста