5 мин.

Михаил Прохоров: «Никакой дружной семьи в биатлоне не было и никогда не будет»

Последний монолог экс-президента СБР, который проработал в биатлоне с 2008 по 2014 годы, а сегодня официально сложил с себя полномочия.

Фото: РИА Новости/Александр Вильф

– Я хочу сказать несколько слов о том, что нужно сделать в нашем биатлоне, чтобы быть впереди планеты всей. Многие вещи я никогда не говорил, они будут неполиткорректными, но мнение у меня сложилось давно. Это идет от души, от того знания, которое я приобрел.

Мне кажется, что та конкуренция, которая сегодня происходит, должна стать важной вехой в развитии нашего биатлона. И для того, чтобы новой команде, которая придет к управлению биатлоном, легче работалось, хочу сразу развеять главные мифы.

Первый: никаких советских конкурентных разработок не осталось, их больше нет. Поэтому наша задача – гордиться победами, но нужно воспитывать новую тренерскую школу. И это очень важно. Я думаю, что нужно рассчитывать на настоящее и будущее. И это признание дает трамплин для дальнейшего развития.

Второй: никогда дружной биатлонной семьи не было, нет и не будет. Причина – это специфика биатлона. Это очень сложный, индивидуальный, психологический, эмоциональный вид спорта, который воспитывает внутри настоящего лидера, индивидуалиста. Объединиться можно только в небольшую группу единомышликов, но никак не в семью. Эти два мифа мне сильно мешали работать. Я надеюсь, что не будут мешать работать следующей команде.

***

Еще важная проблема, которую я хочу поднять – это проблема внешнего контура. Мы развиваемся в определенной среде, но она, к сожалению, не оптимальная. Цепочка воспроизводства элитных спортсменов далека от совершенства. Есть несколько предложений, как ее улучшить.

Первое. Это вопрос в области медицины. Разумно было бы оставить лечение спортсменов в ФМБА (Федеральном медико-биологическом агентстве), а всю спортивную медицину перевести в Минспорта. ФМБА очень старается, проделывает большую работу, но очень тяжело наладить контакт. Потому что спортивный врач – это на двадцать процентов тренер. Тренер – это на двадцать процентов спортивный врач.

Второе. Нужно создать десять школ олимпийского резерва под эгидой Минспорта. Почему это необходимо? Есть дефицит тренеров. При высокой конкуренции, например, 10 школ олимпийского резерва с направлением лыжи-биатлон, мы не потеряем талантливую молодежь и выявим максимальное количество тренеров, которые могли бы там работать.

Третье. Необходимо предусмотреть как минимум одну школу, которая бы находилась на высоте, чтобы наши дети в возрасте 13-18 лет имели возможность постоянно там жить. В этом мировой тренд. Вы все знаете, почему Фуркад показывает такие результаты? Он родился на высоте. Последние несколько лет исследований показывают, что если человек в возрасте 10-12 лет несколько лет живет на высоте, то у него другие функциональные возможности по сравнению со сверстниками. Для этой задачи идеально подходит сочинский комплекс «Лаура». Я имею в виду постоянное проживание на высоте, не спускаясь вниз. Это критически важно.

Четвертое. Не хватает, наверное, лоббистских возможностей нашей страны в участии в мировых лабораториях, в том числе WADA. Вы знаете, что проблема допинга и стимуляторов очень острая. Это годы работы различных стран мира, которые определяют, что можно, а что нельзя. Мы находимся, к сожалению, в конце цепочки, только узнаем, какое решение принято. Должны работать наши специалисты в международных лабораториях, участвовать в консилиумах, принимать решения. Если эти предложения удастся новой команде изменить, результаты будут совершенно иные.

***

В современной информационой экономике существует такой термин – научный интегратор. Он сам ничего не производит, но имеет возможность находить лучшие решения на рынке и внедрять их. Мы должны создать некую концептуальную ячейку, которая позволяет находить лучшие решения на рынке и интегрировать эти решения в наш биатлон. Многое мы сделали, но некоторые ключевые идеи, которые были нами озвучены, не были восприняты в силу объективных и субъективных причин.

Я считаю, нужно распустить тренерский штаб в его нынешнем виде. Он не несет никакой конструктивной нагрузки и в основном является площадкой для разборок. Что можно полезного сделать – создать несколько тренерских конкурентных бригад замкнутого цикла.

У каждой тренерской команды должна быть своя дорожная карта, с помощью которой можно будет определять, какие методики наиболее правильные. Если нам удастся создать пять-восемь таких конкретных команд, от этого выиграет весь биатлон. Нужно продолжать индивидуализацию тренировочного процесса. Весь мир так тренируется. Мы же пытаемся создать либо большой коллектив, либо все тренируются по одной методике. Мы долго бились над тем, чтобы были небольшие группы. Постоянно идет критика. А это современный тренд. Чем раньше мы поймем, что нужно тренироваться в небольших группах, по разным методикам, делать системный анализ, тем быстрее мы выиграем.

Мы провели углубленный психологический анализ нашей сборной. Задача психологов была не только подвести команду к стартам, но залезть «под корку» наших ведущих спортсменов. Результаты меня поразили. Абсолютное большинство элитных спортсменов не понимает, для чего они выполняют тот или иной объем нагрузки. Они считают: «Тренер сказал, надо сделать». А если самочувствие не очень хорошее, то можно «сачкануть».

Когда начинаешь анализировать великих спортсменов, то знаешь, что на двадцать процентов он сам себе тренер. Очень важно, когда идет обсуждение ошибок прошлого сезона, обсуждение плана, чтобы сами спортсмены принимали в этом участие. Спортсмен должен осознавать, что не получилось в этом сезоне. Спортсмен должен иметь право на диалог с тренером.

Мы решили завещание не делать, а создать пять заветов. Если кому интересно, ознакомьтесь:

5 заветов Михаила Прохорова

Завет №1. «Новое – не всегда хорошо забытое старое»

Завет №2. «Убей в себе дракона»

Завет №3. «Измени мир вокруг себя, и сам будешь меняться»

Завет №4. «Не нужно изобретать велосипед, нужно, чтобы наш ехал быстрее остальных»

Завет №5. «Никто не отменял цепочку: талантливый учитель – гениальный ученик, но баланс взаимоотношений изменился»

Подробнее, что стоит за каждым заветом – здесь.