11 мин.

Михаил Прохоров: «Мы с Кущенко приняли решение уйти из биатлона»

Президент СБР Михаил Прохоров и исполнительный директор Сергей Кущенко дали пресс-конференцию на Тверском бульваре, объявив об уходе из биатлона.

Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов

14.15 На этом все, пресс-конференция окончена. Как и эпоха Михаила Прохорова в российском биатлоне. Резюме:

1) Михаил Прохоров и Сергей Кущенко покидают Союз биатлонистов России после 20 мая.

2) Михаил Прохоров допускает возможность дальнейшего участия в жизни российского биатлона – но непонятно, в каком качестве. Все будет зависеть от результатов выборов нового Президента 20 мая.

3) Сергей Кущенко не будет выдвигаться на пост президента Международного союза биатлонистов.

14.15 Закончили почему-то на теме Светланы Слепцовой. Объяснял Кущенко:

«У Светы самая большая проблема – ее личный тренер. То мнение, которое формирует Валерий Павлович (Захаров – прим. Sports.ru), постоянно меняется. Не думаю, что она потеряна для биатлона, она сильная спортсменка. Наверное, пришло время самой принять решение о структуре подготовки – только сама Света может разговаривать со своим телом.

Когда обращались к Валерию Павловичу с вопросом: возьми спортсменку для тренировок. Ответ: нет, я не буду. Так происходило не только со Слепцовой. Когда не получается – виноват тренер сборной, когда получается – другая ситуация, личный тренер рядышком».

14.11 Прохоров – почти прощальное:

«Я, уходя, не забираю материально-техническую базу с собой. Давайте посмотрим, кто возглавит биатлон, и поговорим о моем участии. Мы часто принимали непопулярные решения. Это была неблагодарная работа, но я такую работу люблю. Спасибо всем, кто нас поддерживал, и всем, кто нас критиковал».

Или все-таки не прощальное?

14.10 Немного кухни от Кущенко:

«Тренерские решения на Олимпиаде были максимально точными. Были разные мнения, предлагались разные решения, но зато их можно было сложить в одно. Например, могу открыть один секрет: перед эстафетой мы – всем тренерским штабом при нашем участии – предложили тройке, которая была до этого, выбрать Алексею Волкову этап».

14.07 А теперь Михаил Прохоров объясняет тренерскую чехарду в сборной:

«Мы пытались максимально нарастить тренерский интеллект и поднять конкуренцию внутри. Вы вспомните ситуацию: многие отказывались идти в сборную. За те же деньги можно спокойно работать в регионах. У нас не было задачи – найти кого-то гениального, мы хотели поднять всю тренерскую систему. Советские методики больше не работают. Нельзя сравнивать биатлон 70 и 80-х и сегодня – это разные истории, оценка популярности. Мы зачастую сознательно кипятили обстановку – да, нас критиковали, зато мы создавали диалог и повышали ответственность тренеров.

Посмотрите зарубежный опыт. Фуркад тренируется с норвежцами, и это не вызывает ни у кого эмоций. А у нас переход Шипулина – революция, вах... Спортсмен высокого уровня на 20 процентов должен быть сам тренером.

14.06 Продолжает Кущенко:

«Сборная России на Олимпиаде была готова максимально. Нам не хватило одного габарита у Антона (Шипулина – прим. Sports.ru) и удачи в смешанной эстафете. И если бы мы взяли две эти медали, результат был бы очень успешным – шесть медалей. Оценка итоговая – на четверочку, есть недосказанность. Вот не хватает».

14.05 Слово взял Сергей Кущенко:

«Вы сами себе надумываете истории, некоторые истории до вас доходят кривыми. Некоторые истории сами выбрасываем, чтобы знать источники, которые вам все сливают. История со звонком Логинова была – но обсуждали мы не отъезды с Олимпиады. Не надо искать какие-то интриги, мы работали не для того, чтобы личные амбиции удовлетворить, мы были максимально открыты – всегда были готовы слушать, что необходимо сделать. Но когда приходит ответственность этих людей, они весной сидят в кабинете, бьют себя в грудь, говорят: я знаю, как надо, есть программа, дай, пожалуйста. Проходит несколько месяцев – и ситуация меняется. Эти же люди начинают шельмовать. И вот именно это надо искоренять.

Когда все объединятся, когда все тренеры будут говорить: мы приняли решение для тебя, Вася, давай объясним, что тебе нужно делать, как будет комфортно. Тренеры должны быть уверены в подготовке. Не делайте проблемы из перехода Шипулина – найдите другую стезю. Шипулин был реально готов – значит, решение было правильным».

Пояснение по звонку от Логинова: он якобы просился уехать с Олимпиады раньше времени, так как понял, что не попадает ни в эстафеты, ни в масс-старт.

14.00 Прохоров погрузился в тренировочный процесс:

«У нас не хватает индивидуализации. Мы привыкли с советских времен одной командой кататься. Все выполняли одинаковую работу. Тренерский интеллект не позволял разграничить спортсменов... Уровень биатлонный культуры высокий, но недостаточный».

13.55 Продолжает Прохоров:

– Я давно люблю биатлон как болельщик, когда столкнулся с глубокими проблемами – я его начал тихо ненавидеть. Когда проблемы начали решаться, я его снова полюбил, но уже по-новому, это уже можно сравнить с семейными отношениями. Это любовь навсегда. Знаете, бывает период ухаживания за девушкой, есть семейная жизнь. Я сам не женат, но люди, желающие мне семейного счастья, рассказывали мне, как это происходит.

- Вы говорили про кафедры биатлона. Открыли за 4 года?

– Они стихийно открываются, но главный вопрос: а кому читать? Некому читать... Нужно объединять лыжные и биатлонные школы, чтобы не расплескать таланты.

13.52 У Прохорова спросили про конфликт Павла Ростовцева и Дмитрия Губерниева. Ответ Михаила Дмитриевича сух:

«Два взрослых мужика должны сами разобраться. Мы не няньки... Это вопрос культуры и воспитания».

«Я буду везде доказывать, что ты лжец, подлец и трус». Почему повздорили Губерниев и Ростовцев

13.50 И еще немного системности. Рассказывает Кущенко:

«Тренерам очень важно самим разобраться – мы предлагали систему, свои условия. Мы не ломились тренировать, ничего не лоббировали, своих не ставили. За шельмованием Пихлера и Ростовцева надо понять, почему наши ребята не становятся Фуркадами. Это методики подготовки. Просто сказать: я все делал так, как сказал тренер, а результата нет – это самая страшная фраза.

Базовая вещь – тренер, которому спортсмен верит. Талантов в России достаточно, молодежные чемпионаты – показываем качественный высокий уровень. А где бриллианты, которые заточены? Кем их точить? Мы эту проблему попробуем в нашем документе описать. Есть проблематика психологии спортсмена, проблематика методики подготовки – микс проблем».

Как много спорного сказано. Продолжает Прохоров:

«Наши тренеры прошли за эти 5 лет колоссальный путь. Я задавал наивный вопрос: «Вы гонки записываете?» Мне говорили: «Нет». Мы уже думаем над тем, сколько проигрываем на изготовке, хотя раньше об этом даже не думали. В разработке собственных методик и лежит рывок, который мы должны сделать в будущем».

13.47 Наконец-то вспомнили про допинг. Отвечает Кущенко:

«Чувствую моральную ответственность за ситуацию с допинговыми скандалами – несомненно, потому что это случилось в сборной. А комментировать по результатам... Результата нет, разбирательство идет. Мы в таких случаях разбираемся до конца. Ждем решения, ждать еще недели две-три точно. Эти вещи публичны – их не спрятать».

История, которой нет конца. Как допинг вернулся в российский биатлон

13.45 А теперь – время таинственного. Прохоров готовит завещание:

«Открою маленький секрет. 20 мая подготовим маленькое завещание, где опишем те вещи, которые никогда не говорили: «Что является основной проблемой во взаимоотношении между тренерами и спортсменами?». Предложим идеи, как поменять систему развития государственного спорта».

13.42 Продолжают сыпаться вопросы на Прохорова:

– У нас нет сверхзадач. Мы не дали нашему биатлону упасть ниже ватерлинии. Самый тяжелвй период мы прошли. А мотивации другой у нас нет

- А как же выиграть 6 золотых медалей в Корее?

– Это система – мы не можем бежать за спортсменов и тренировать за тренеров. Мы создали хорошую платформу.

- Было ли ошибкой приглашение Пихлера?

– Это не ошибка. Есть такое понимание как тренерский интеллект. Вольфганг принес важные рекомендации в наше российское раздолбайство. Он подтянул важные детали, обогатил наш тренерский опыт.

13.39 И теперь, когда главное сказано, уже пошли частности. Отбивается Прохоров:

«Самый большой успех? Как система мы сделали биатлон самым передовым видом – от детского спорта до главной команды. Иностранцы нам завидуют. А что провал? Пусть его назовут болельщики – так будет честнее.

Наши Домрачевы и Фуркады – все в возрасте от 18 до 22 лет. Это очень сильное поколение, в котором есть яркие спортсмены, которых в ближайшие годы нужно грамотно довести. Могу сказать, что раньше наши тренеры не могли ставить технику конькового хода. Идеальный коньковый ход, чего греха таить, только у Устюгова. Необходимо правильно закладывать технику».

13.36 Пошли вопросы из зала – для Кущенко:

- Были сложности в отношениях с министерством спорта. Удивлены ли, что Мутко не поддержал вашу кандидатуру на выборах президента IBU?

– Выдвигает правление. Не думаю, что Виталий Леонтьевич резко отозвался о том, что моя кандидатура непроходящая. Как раз он и получил из прямых источников – от президента IBU и других коллег – информацию о том, что моя кандидатура устраивала всех. Но ситуация сложилась по-другому. Во всех федерациях свои отношения, некоторые вещи даже нельзя открывать, но цифры перед вами.

13.35 И теперь – жанр прогнозов. Михаил Прохоров:

«Кто фаворит в гонке президента СБР? Давайте посмотрим, я не хочу никак влиять на выбор региональных федераций. Мы с Сергеем беседовали, кто на международной арене может гарантированно выиграть позицию вице-президента IBU – Виктор Майгуров.

Сергей Валентинович – скромный и интеллигентный человек. У России во время Кущенко мощнейшая позиция в IBU. И если бы не известные геополитические проблемы, у нас были 100-процентные шансы на победу. У нас были разговоры с коллегами по межд федерациям, больше 30 голосов в кармане, но сейчас они откровенно говорят: в связи с геополитической ситуации голосовать будет сложно. Хотя личных проблем нет».

Ну вот как тут не смешать политику и спорт?

13.33 Перехватывает микрофон Прохоров:

«Я занимаюсь неблагодарной работой антикризисного менеджера, не снимаю сливки. Если отмотать на 6 лет, то не знаю, возглавил бы биатлон или нет... Когда погружаешься, понимаешь, как все непросто. Нам интересно было после успеха в командных видах попробовать что-то другое. Пока не могу сказать, что буду делать дальше. Узнаете чуть позже. Мое участие в биатлоне зависит от того, кого выбрут 20 мая на конференции. Тогда буду продолжать программу-2020».

То есть все-таки есть шанс?

Продолжает Кущенко:

«Невозможно сравнить, что и как в игровых и индивидуальных видах спорта происходит. Я точно так же подумал бы, если бы знал. Мы пытались сделать конструкцию, которая давала возможность работать. Сравнение игровых и индивидуальных видов невозможно, так как это две разные планеты. Могу сказать, что мы будем использовать опыт работы в биатлоне».

13.30 И сразу – еще одна бомба от Кущенко:

«Очень благодарен членам правления, которые выдвинули меня как кандидата в президенты IBU.Сложилась непростая ситуация – скорее, неспортивная. Получив некоторые консультации от зарубежных коллег, мы поняли, что будет очень сложно победить на выборах президента IBU. Поэтому я свою кандидатуру выставлять не буду».

Вот так. Выборы президента Международного союза биатлонистов пройдут без него.

13.25 И теперь Прохоров – о главном:

«Мы с Сергеем приходили в биатлон как единая команда. И приняли решение – уйти, это непростое решение. Мы любим брать задачи с нуля. Сейчас сверхзадач нет. Мы работали честно, не боялись критики. Это решение обдуманное – мы не хотим давать никаких рекомендаций, кому возглавить биатлон. 14 мая наградим олимпийских чемпионов и всех, кто готовил Лауру и команду к Играм. Мы хотим сделать отходную пати в этот день».

Все, уходит Прохоров! И Кущенко вместе с ним.

13.20 У микрофона – Сергей Кущенко:

«Что касается маркетинговой программы, количество спонсоров увеличилось в разы. Когда пришли, было два спонсора, а сейчас есть «Газпром», «Мегафон» и так далее – все, кому было необходимо приподнять бренд российского биатлона, быть рядом. Объем биатлонного ТВ-вещания с 2009 по 2013 год увеличился вдвое – понятно, что это заслуга не только СБР, но без системной работы ничего такого бы не было.

Мнение нашей команды по прошедшему циклу: мы прошли точку невозврата, мы точно не вернемся в то состояние, которое было. Создана важная платформа:есть цифры, которые вы не видите, которые вам не особо интересны, но это важнейшая работа. Хотелось 6 олимпийских медалей – тогда, наверное, цикл я бы считал успешным».

13.15 На пресс-конференции присутствует вице-президент СБР по спорту высших достижений Виктор Майгуров. Что бы это значило?

13.10 Начали с небольшой задержкой. Первое слово – у пока еще действующего президента СБР. Михаил Прохоров:

«Мы утвердили тренерский штаб на следующий олимпийский цикл. Мы следовали рекомендациям тренерского совета, согласовали с Минспорта все свои решения. Королькевич и Касперович будут строить новую команду. Спортивные результаты могли быть и лучше, но спорт есть спорт. Базовая история – это структурные и системные вещи, которые поднимают биатлон на местах. Есть просто несколько цифр, показывающих, что было и что стало.

Команда СБР получила высочайшую оценку за проведение биатлонных соревнований в Сочи. За этим кроется трехлетняя подготовка 160 судей».

12.55 Ветераны написали письмо Путину в поддержку Прохорова, а мы с коллегой Самбуром попытались понять, как бизнесмену выходить/не выходить из игры.

Уйти и остаться. Как Прохорову поступить с биатлоном

12.50 Чтобы скоротать 10 минут (а начало по протоколу в 13-00), напомним: а) за последний олимпийский цикл российские биатлонисты выиграли на главных стартах одну золотую медаль, зато историческую – мужскую олимпийскую эстафету (впервые с 1988 года), б) при Прохорове тренеры в сборной России менялись регулярно (одного так убрали по ходу эстафеты), а в олимпийском сезоне команда разделилась на группы, в) наконец, всячески критикуя допинг и проделав большую антидопинговую работу, Россия в январе 2014-го вновь вляпалась в скандал (Юрьева и Старых, ЭПО). Ни одной виновной фамилии мы до сих пор не услышали.

5 лет Михаила Прохорова в биатлоне. Что это было?

12.45 Всем привет! Биатлонный сезон не отпускает нас даже в середине апреля. Более того – до 20 мая, когда пройдут выборы президента СБР, точно не отпустит. Главный вопрос: останется ли в самом раскрученном (но и скандальном) зимнем виде команда бизнесмена Михаила Прохорова?

Ее постоянно критикуют за спортивные результаты, но ветераны, получающие дотации, регионы, складирующие инвентарь по программе-2020, и спортсмены, которым при этой команде хо-ро-шо, уже выступили за продолжение курса. Против разве что вечный критик Александр Тихонов.

Итак, сегодня в ИТАР-ТАСС, на Тверском бульваре, 2, большая пресс-конференция Прохорова и его верного помощника Сергея Кущенко. Ждем. На месте.