14 мин.

Наше последнее золото Олимпиады в волейболе: матерные тайм-ауты Алекно и отчаянный ход с Мусэрским – вспоминают чемпионы-2012

12 августа 2012-го российские волейболисты выиграли олимпийское золото в чумовом финале у Бразилии (3-2). Спустя 9 лет у России снова главный матч на Олимпиаде – теперь против Франции. Из того состава – Максим Михайлов на площадке и Сергей Тетюхин, теперь в роли менеджера команды.

От редакции: этот текст впервые вышел на Sports.ru почти 4 года назад, но актуален до сих пор – эмоции, мысли и переживания от того матча против Бразилии. Что ж, переживем их снова, чтобы через несколько часов окунуться в новый финал – теперь против Франции (начало в 15:15 мск).

Почему мы это до сих пор помним

Даже если вы иногда путаете либеро с пайпом, вам наверняка все еще не удалось забыть победу волейболистов на Олимпиаде в Лондоне – у России в этом веке не так много таких побед.

– ***, что вы делаете???!!!

– 0:2 – ***, это конец, наши как всегда!

– ***, Мусэрский в диагонали?!!

– ***, что он делает!!!!

– Тетююхин!!!! Волков, аааа!! 1:2!

– Мусэээрский!!! *** вам!!!

– *, аааааа, ****!!!!!! (еще 3 дня, включая рабочие).

Русская победа в русском стиле – сквозь проблемы, героизм (Олимпиада на обезболивающих, вероятно, стоила Волкову пары лет карьеры), силу и озарение.

Это не была победа андердога – Россия к тому времени уже давно входила в мировую элиту, а к Играм-2012, пожалуй, опережала всех по потенциалу и предельным возможностям. Сборной постоянно не хватало мелкой детали, чтобы выиграть большой турнир.

В Лондоне все сошлось: Максим Михайлов, показывавший, вероятно, лучшую игру в жизни; Дмитрий Мусэрский, главное чудо мирового волейбола; гениальный Сергей Тетюхин; Владимир Алекно, который как раз доучился превращать звезд в команды, и правильное стечение обстоятельств.

Тогда казалось, что Россия способна отобрать у Бразилии не только олимпийское золото, но и захватить лидерство в волейболе хотя бы на десятилетие. По разным причинам этого не произошло, хотя случались победы на чемпионате Европы и в Мировой лиге, – тем важнее сегодняшний матч против Франции.

Разбираем покадрово великий камбэк России с Бразилией. Вот так 13:20 (не 12:20) превратились в 26:24 Олимпийские игры в Лондоне

Финал

РОССИЯ – БРАЗИЛИЯ – 3-2 (19:25, 20:25, 29:27, 25:22, 15:9)

Россия: Мусэрский (31 очко), Михайлов (17), Тетюхин (12), Волков (6), Апаликов (6), Гранкин (4), Бутько (2), Ильиных (2), Хтей (1).

На пути к финалу Россия обыграла Германию, Сербию, Тунис, Польшу (по 3-0), Болгарию (3-1) и США (3-2, тоже после 0-2).

Что помнят герои финала?

Владимир АЛЕКНО, тренер олимпийских чемпионов-2012: 

– Я убежден: сегодня для великой победы одного желания и старания недостаточно. Почему мы исключаем, что у других команд нет такого же желания и старания? Я понимал: если перед Лондоном-2012 я не зазомбирую их, результата не будет. Зомбировать – это не так, чтобы они как чумные ходили. Зомбирование – это очищение сознания от всего лишнего, что могло бы им помешать выиграть.

Перед Пекином-2008, например, идет сбор, один из игроков подходит ко мне и говорит: «Романыч, у меня заболела мама. Могу я уехать?» Что такое мама и что такое волейбол? Это несопоставимо, конечно, я его отпускаю. Он уезжает на 10 дней, это потерянное время, он возвращается никакой и отстает от всей команды.

Перед Лондоном я объяснил игрокам: если хотя бы на месяц вы не передвинете самое близкое, что у вас есть, на второй план, результата мы не добьемся.

Что такое команда? Я сам немного охотник, поэтому приводил пример оттуда. Вы знаете, почему гусиная стая летит клином? Первые три гуся создают такой поток воздуха, что всем, кто за ними, лететь намного легче. Потом, когда первые три устают, они меняются местами. И по такому принципу они вместе преодолевают гораздо бОльшие расстояния, чем преодолели бы в одиночку. Для меня это – модель моей команды.

«Мы увидели счет: о, ужас... Давайте просто играть». Тренер наших волейболистов раскрыл секрет камбэка с Бразилией

Александр ВОЛКОВ, олимпийский чемпион – в интервью Sports.ru:

– До сих пор болельщики подходят и спрашивают: «О, это вы играли с бразильцами?». Приятно. Я тот финал ни разу не пересматривал. Не готов пока. Эмоционально, знаю, мне будет тяжело.

Со стороны, наверное, казалось, что у нас при 0-2 и 19:22 в третьей партии не было шансов. Но надежда точно не умирала. На площадке вообще другие ощущения, чем на трибунах или у телевизора. Знаете, что хотелось? Зацепиться, еще поиграть, продлить олимпийский финал хотя бы на партию.

А когда уже зацепились, то в голове мелькнула мысль: «Мы же можем их обыграть? Можем. Почему это не делаем?».

– Что в начале матча пошло не так? Вы же наверняка изучали Бразилию, играли с ней на групповом этапе (0-3).

– Они нас тоже изучали... Видимо, разобрали лучше, мало ошибались, физически были посвежее. У нас же половина команды играла после травм, на уколах. В стандартной схеме Бразилия была лучше.

– Алекно перевернул игру, переведя Мусэрского в диагональ. Или были другие ходы?

– Это был «один из» ключевых ходов. Мы, грубо говоря, «улетали»; если бы продолжали так же, было бы 0-3. Но в волейболе нельзя выиграть или проиграть в одиночку. Что было бы, если бы Тетюхин вдруг не исполнил фирменные подачи в концовке 3-го сета? Или бы Обмочаев не принял мяч на бразильском матчболе? Или бы тот же Дима Мусэрский где-то ошибся...

 – Или бы вы не поставили решающий блок при счете 28:27 и не выиграли для России третий сет.

– Я тогда принял интуитивное решение и исполнил. Мяч же мог полететь в другую зону или проскочить у меня между рук... Но вот сложилось ТАК.

У нас тогда все получилось. У всех. Вместе. Это была одна из лучших команд, в которой я играл. И понимание, что мы сделали большое дело, пришло намного позже. А тогда и первые дни после победы – прострация.

– Вы сказали, что «Россия не воспользовалась наследием Лондона», хотя сборная после этого выиграла Европу и Мировую лигу, казанский «Зенит» и «Белогорье» побеждали в Лиге чемпионов.

– Я немного про другое. Волейбольного бума после той победы так и не случилось. Не было такого: «Вау, олимпийские чемпионы, волейбол – это интересно». Дети ринулись в секции, взрослые – на трибуны. Может, кризис виноват, но, вероятно, не хватило грамотного пиара и рекламы. Спустя 6 лет что имеем? На матчах чемпионата России нет ажиотажа, клубы Суперлиги закрываются, спонсоры идут неохотно, зарплаты не повышаются...

Такая же картина у девчонок-гандболисток. Мы всей командой болели за них в Рио-2016. Они молодцы, сделали большое дело, впервые выиграли олимпийское золото. Но что дальше? Сходили на пару эфиров, все им похлопали, и до свидания.

Нам надо научиться делать из спортивных побед хороший продукт.

Алексей ОБМОЧАЕВ, олимпийский чемпион – в интервью Sports.ru:

– Ни разу не пересматривал матч целиком – видел только эпизоды. Зачем пересматривать? Все в памяти осталось.

Начали слабо – бразильцы сразу заиграли мощно, а мы просто смотрели, как они нас бьют. Согласен с Волковым: в стандартной схеме бразильцы были сильнее, и нам пришлось долго искать варианты. В принципе, это подтверждает и первый матч с ними на групповом этапе: там были 0-3 вообще безоговорочные – мы еле-еле по 20 очков набирали.

Думаю, переломный момент – концовка третьей партии, когда нам было нечего терять. Тогда каждый отдал максимум, а в первой-второй партиях нам не позволяли ничего сделать.

Потом Димка Мусэрский начал…  Бразильцы уделяли ему все внимание, но даже так не могли справиться. И когда у нас заработали оба края и центр – пришло такое раскрепощение, у всех все получалось. На сборах и в контрольных матчах Димка иногда подключался к диагонали, но тогда никто не думал, что мы к этому придем в финале. Наверное, это был жест отчаяния – Романыч видел, что с краев не справлялся никто: они смягчали то Михайлова, то Тетюхина. Юрка Бережко выходил, Димка Ильиных – и тоже не шло.

Не знаю, откуда у Мусэрского появились силы. Но он показал, что может с третьего этажа сниматься – бразильцы просто допрыгнуть не могли.

Помню, в пятой партии я защищался – и мяч таким парашютом улетел на их сторону. Праздновал так, что чуть на трибуны не убежал – я ведь редко зарабатываю очки. Не сказал бы, что это ключевой момент партии – все случилось при счете 11:6. Но бразильцев та ситуация окончательно прибила, они уже поняли, что выхода нет.

Последнее очко пришлось переигрывать. Мусэрский ударил, бразилец отбил – мяч улетал в трибуны. Но Димка при приземлении коснулся сетки, а по правилам волейбола пока мяч на пол не упал, эпизод не закончен. Но заново настроиться на розыгрыш было не сложно. Одно дело, если счет 14:13, а тогда был 14:9 – не такая большая проблема.

Тайм-ауты Алекно? Мы их воспринимали спокойно. Романыч из тех тренеров, которые действительно способны что-то донести в паузе. Некоторые вообще слова сказать не могут. Он хорошо объяснял, пусть местами и матом – но это было действительно по делу.

После победы собрались в большом «Русском доме». Один был только для спортсменов, а второй для влиятельных персон. Нас пригласили туда, потому что игровой вид, да и заканчивали последними. Пришло все руководство, знаменитости: Эрнст, Сюткин… Все поздравляли, говорили речи. Здорово посидели, потом чуть-чуть отоспались и полетели в Москву.

Мы с Серегой Тетюхиным как раз на днях говорили: ничего себе, в этом году первый юбилей победы. Может, соберемся, вина выпьем. 12 августа поедем в Питер на Мемориал Платонова, там Волков будет – еще раз вспомним. Как такое может забыться?

Что говорил Алекно в тайм-аутах?

Главное, что вспоминается из того финала, кроме лихого сюжета – эмоциональные тайм-ауты Алекно. Тренер не только успокаивал команду, но и рычал, приправляя речь характерным матерком.

– В общем, все закончилось, я сижу на трибунах, сил нет. Тут – звонок:– Алло! – поднимаю трубку, но слышно плохо.– Да, алло!– Алло!– Да, алло.– Володя!– Да, #####.– Здравствуйте. Путин.– Здравствуйте, Владимир Владимирович.– Ты чего матом ругаешься на весь мир?– Знаете, я же тренер. Когда начинаю с ними на обычном языке – ничего не понимают. Как на русском – понимают лучше.

1 партия

8:14 «Пока ничего не делаем – только смотрим, как они хорошо играют. По-моему, восхищаемся! Надо на себя обратить внимание».

2 партия

4:8 «Все наоборот! Все наоборот делаем. Когда неудобно – нужно скинуть, а ты бьешь. Когда удобно – разрывной блок – полметра в аут. Две подачи не подаем – они нам четыре вваливают. Ну если не подаем, тогда надо потерпеть. Примите вверх! Ребят, просто вверх подачу надо принять».

15:19 «Подорожите мячом, мужики! Мы спешим что-то, ошибка на ошибке… Куда-то летим, что-то, ###, непонятное творим. Чуть успокойтесь! Они ничего не делают сверхъестественного. Мы им отдаем этот финал, ###».

3 партия 

10:13, обращаясь к Михайлову: «Ты щас, ###, ниче не видишь, ниче не слышишь. Ты летишь, ###, куда-то. Кроме как под себя ударить, ничего. Чуть успокойся, пускай они тебе смягчат пару раз. Чуть успокойся, сделай анализ».

4 партия

22:17, обращаясь к Обмочаеву: «Ты стой ногами на земле. Зачем ты падаешь до мяча? Ты его так не смягчишь никогда!»

Обмочаев: «Я приму!»

22:19 «Все били, ###, все поверх блока били, все по рукам. Начали выкручиваться куда-то. Туда на высоте ее, внимательно, съем!»

Россия замерла в ожидании волейбольного финала. Это дико прогрессивный вид спорта – здесь кайфуют от экспериментов

Где они сейчас?

Николай Апаликов, 38 лет. Выиграл Мировую лигу, чемпионат Европы и Лигу чемпионов. В начале 2020 года объявил о завершении карьеры, занимается бизнесом в сфере сельскохозяйственной деятельности.

Дмитрий Мусэрский, 32 года. Выиграл Мировую лигу, Лигу наций, чемпионат Европы, Лигу чемпионов и чемпионат мира среди клубов. В 2018-м переехал играть в Японию, играл за сборную на предолимпийской Лиге наций, но в Токио-2020 не попал из-за травмы.

Александр Волков, 36 лет. После Лондона-2012 почти два года пропустил из-за травм, но вернулся в сборную и выступал на Олимпиаде в Рио. Сезон провел за «Зенит» из Казани.

Сергей Гранкин, 36 лет. Выиграл чемпионат Европы и Мировую лигу, выступал на Олимпиаде в Рио. Выступает за немецкий клуб «Берлин».

Александр Бутько, 35 лет. Трижды выиграл Лигу чемпионов, этим летом перешел из казанского «Зенита» в «Кузбасс».

Максим Михайлов, 33 года. Выиграл Мировую лигу, Лигу наций, чемпионат Европы, побеждал в Лиге чемпионов. Лидер атак сборной России в Токио-2020.

Тарас Хтей, 39 лет. Выиграл Лигу чемпионов и клубный чемпионат мира. В 2017 году завершил карьеру и перешел на должность спортивного директора «Белогорья», сейчас совмещает пост с должностью депутата Белгородской областной думы.

Александр Соколов, 39 лет. В 2018-м выиграл со сборной Лигу наций. Выступает в Высшей лиге «А» за «Ярославич».

Юрий Бережко, 37 лет. В сборной сыграл на ЧМ-2018, прошлый сезон провел в Турции, а этим летом подписал контракт с казанским «Зенитом». 

Дмитрий Ильиных, 34 года. Выиграл чемпионат Европы, Лигу чемпионов и клубный чемпионат мира. В 2015-м после уличной драки в Сургуте попал в реанимацию, но полностью восстановился, успел поиграть в Катаре. Проведя сезон в «Белогорье», перешел в турецкий «Сольхан».

Сергей Тетюхин, 45 лет. Выиграл Лигу чемпионов, съездил на шестую Олимпиаду в Рио-2016. В апреле 2018-го все-таки завершил карьеру и стал генеральным менеджером сборной России.

Владимир Алекно, 54 года. Свозил сборную в Рио-2016, но занял там только 4-е место. В прошедшем сезоне объявил об уходе из казанского «Зенита», в котором провел 13 лет. Незадолго до Игр-2020 возглавил сборную Ирана, которую в Токио не смог вывести из группы 

Фото: East News/AFP PHOTO / KIRILL KUDRYAVTSEV, AP Photo/Chris O’Meara, AP Photo/Jeff Roberson, imago sportfotodienst; Gettyimages.ru/Elsa, Toru Hanai; РИА Новости/Александр Вильф, Владимир Песня; instagram.com/dmitriy_muserskiy