6 мин.

Пора узнать лучше Карима Халили – героя эстафеты: имя из пяти слов, афганские корни, еще ребенком фоткался с Фуркадом

21-летний Карим Халили, дебютировавший на Кубке мира в январе, чуть не привез сборную России к бронзе в эстафете на этапе Кубка мира в Нове Место – проиграл финиш шведу Понсилуоме.

Но это тот случай, когда впечатления сильнее результата. Карим, впервые выступивший на четвертом этапе, смотрелся прекрасно: чистая стрельба, третья скорость (быстрее прямого конкурента в гонке, моторного немца Долля).

Мало сомнений, что многократный чемпион мира по юниорам в следующем сезоне закрепится в основе.

Особенно интересно происхождение Халили: его отец – из Афганистана, в 90-х переехал в Россию на учебу.

Карим рассказал Sports.ru о связи с Афганистаном, знакомстве с биатлоном и тренировках с лыжниками. Это интервью впервые опубликовано в январе 2020-го, оно по-прежнему актуально. 

***

Биатлон мне понравился сразу, как только увидел его по ТВ: это примерно 2008 год, обычный этап Кубка мира – кажется, как раз в Оберхофе. Мама смотрела гонку, я сел рядом – и с того момента загорелся.

В следующие пару лет не пропускал ни одной гонки: в сезоне-2009/10 съездили на этап в Контиолахти, первый после Олимпиады в Ванкувере. Сама поездка – общая идея семьи: маме и сестре биатлон давно нравился, и мы решились. В этом смысле Контиолахти еще и расположен удобно – недалеко от границы с Россией. Тем более в те времена организовывали групповые поездки болельщиков – мы попали в один из таких туров.

Подходил к спортсменам, фотографировался, брал автографы. Из тех, кто до сих пор выступают, точно были Мартен Фуркад и Доминик Ландертингер. Есть фото с Нойнер, Хенкель, Вильхельм, Свенсеном. Фото с Фуркадом тоже осталось – может, попозже, когда буду бегать с ним на одном уровне, покажу ему.

В общем, на следующий год после этой поездки в Контиолахти я пошел в лыжную секцию.

А ровно через год – в марте-2011 – мы семьей выехали на Кубок мира второй раз, уже не организованным болельщицким туром. Это был последний этап сезона – в Холменколлене, когда Тарьей Бо выиграл Глобус.

Сокращенно меня можно называть Карим. Полное имя – из 5 слов: Саид Каримулла Саид Вахидулла Халили – в паспорте так и записано. Ударение в фамилии – на последний слог.

Саид – это что-то вроде приставки к имени, это передается по родственной линии: у отца, у дедушки все то же самое.

Отец переехал в Россию еще студентом. Это случилось в 1993-м – довольно тяжелый период в Афганистане. Появилась возможность переезда и обучения в другой стране по специальной программе. Здесь отец продолжил учебу на инженера, потом уже пошел работать по специальности – и до сих пор так работает.

Я никогда не был в Афганистане – в ближайшее время не собираюсь, но вообще поездка туда не исключена. Кое-какое представление о стране у меня есть – у нас дома спутниковое ТВ с афганскими каналами: отец часто их смотрел, и я иногда присоединялся, что-то понимал.

Меня никто не обучал языку, но я неплохо им владею – дело не столько в просмотре передач, просто с детства в семье разговаривали на двух языках. Позднее я взялся за английский – учил в школе, потом ходил на курсы; заставить себя было тяжело, но я всегда за языки. Не могу сказать, что владею английским свободно, но разговорный точно на уровне – я понимаю, меня понимают, сложностей нет.

Мама была преподавателем французского, поэтому в семье вообще есть тяга к иностранным языкам. Мы с сестрой пробовали изучать немецкий, но времени на него не хватало. Хочу вернуться к нему; по мне, знать английский и немецкий нужно – тогда в Европе будет очень легко общаться.

• Мы отмечаем не только российские праздники. Основной у мусульман – Курбан-байрам, еще важный – Навруз (Новый год), он отмечается 21-22 марта. К праздникам готовим национальные угощения: бараний кебаб, плов, манты – все это очень люблю, родители здорово готовят.

В основном в семье говорим на русском, но с отцом, бывает, на дари (один из вариантов фарси – персидского – Sports.ru). Но я не скажу, что афганская культура оказывает на меня особое влияние – даже если бы что-то было, то с нашим спортивным режимом сложно соблюдать многие мусульманские традиции и ритуалы. Скажем, пост я не соблюдаю.

• Ближе к окончанию прошлого сезона возникли мысли об индивидуальной подготовке – думали с тренером, как все спланировать. Потом появилась возможность обсудить это с лыжным тренером Егором Сориным; решили, что местами я буду пересекаться с его группой.

«Олимпийским чемпионом не станешь, если ты тупой». 34-летний тренер рулит в лыжах

Уже на первый сбор мы поехали вместе; я посмотрел, что он предлагает, как они вообще работают – меня абсолютно все устроило. Со стрельбой проблем не было. То время, которое я не проводил на сборах с лыжниками, мы с личным тренером работали в другом месте и максимум внимания уделяли стрелковой подготовке.

Или, допустим, первый сбор в Эстонии: на этом этапе подготовки нужна базовая стрелковая работа, которую делают в спокойном состоянии. Я занимался один – вечером уходил на стрельбище, никаких проблем.

Практически всю летнюю часть я провел с лыжниками: 3-4 сбора до середины сентября, а потом мы разъехались по чемпионатам России. После него – начиная с Рамзау – я присоединился к биатлонистам.

Тренеры понимали, что с этого момента было бы не совсем правильно полностью переходить на их систему подготовки. Поэтому мой план не переписывали, а только корректировали – он становился более похожим на общий план, но я мог спокойно добавлять индивидуальные моменты и работать над ними.

• После прошлых лет в биатлоне я неплохо понимаю и ощущаю, над чем конкретно мне нужно работать. При индивидуальной подготовке решать свои задачи гораздо проще; моя основная задача на тот момент – заложить жесткую базовую подготовку, что я мог получить при работе с лыжниками.

Почему выбрал именно Сорина? Я очень хорошо знаком с Александром Легковым – Сорин был одним из его тренеров в последние годы. Так что я наслышан от Александра – он предложил рассмотреть этот вариант.

За один подготовительный сезон тяжело охватить все аспекты – понятно, например, что я должен добавлять в скорости. Но мы посчитали, что работой над скоростью можно заняться чуть позже. Повторюсь, главная задача на этот год – подтянуть стабильность за счет объемов, привыкнуть к жесткой работе, чтобы меня хватало на весь сезон без больших спадов, чтобы держал стабильный уровень от ноября-декабря до апреля.

У нас есть телеграм-канал о биатлоне: там больше инсайдов, анонсы интервью и других материалов и, конечно, фото. Подписывайтесь!

Фото: biathlonworld.comGettyimages.ru/Al Tielemans/YIS; ru.wikipedia.org