4 мин.

Как попасть в сборную России по биатлону: гонки при минус 13, Бабиков и Сливко без отбора и только 8 вакантных мест

Самый важный старт – до сезона.

Биатлон возвращается после 7+ месяцев тишины (не считая разве что летней эпопеи с контрактами в СБР). Для российской команды ноябрь – один из ключевых отрезков сезона: время отбора, который во многом предопределит происходящее зимой.

Важные гонки – на днях в Тюмени: мужской состав бежит спринты 14 и 15 ноября, женский – 15-го и 16-го.

***

В нашем биатлоне редкий формат отбора держится дольше сезона: безупречного варианта все равно нет, зато в каждом есть что-то такое, что уже постфактум раздражает.

Этой осенью – опять перемены, которые удобнее всего сравнивать с методом-2018.

Тогда новая власть устроила гранд-кастинг в Контиолахти (Финляндия): на 12 позиций в основе претендовали больше 50 гонщиков; гарантий не имел никто; конкурировали и люди, прошедшие централизованную подготовку, и лидеры регионов. 

Свежий вариант – откалиброванная версия той попытки:

дорога на декабрьские этапы Кубка мира открыта только тем, кто прошел предсезонку в сборной. Спортсменов из регионов на старте не ждут, за редкими исключениями: предполагается, что в гонках поучаствуют Ирина Старых и Екатерина Глазырина – и если будут очевидно в порядке, то поедут на Кубок IBU (резерв);

• пять мест уже забронированы. Александр Логинов, Евгений Гараничев и Екатерина Юрлова избавлены от беспокойств по результатам прошлого сезона: все финишировали в топ-15 общего зачета. Юрлова, давно работающая вне команды, вообще не приехала в Тюмень; Логинов с Гараничевым на месте, но пробегут только в одной гонке.

Антон Бабиков и Виктория Сливко проходят по личной квоте – как действующие обладатели Кубка IBU. Важно: их иммунитет актуален только для первого этапа в Эстерсунде, а потом как получится;

• для остальных пара спринтов в Тюмени – полноценные соревнования. В женской команде по итогам соберут шестерку, в мужской – видимо, семерку (у парней квота на сезоне больше) Причем по два человека и там, и там выберут тренерским решением. Оно сработает для тех, кто здорово показал себя в межсезонье, но почему-то не справился на отборе (болезнь, плохие лыжи etc).

***

Небольшой экскурс для понимания: даже новейшая история отборов на Кубок мира – сплошные метания:

Осень 2015-го. Сборную полностью укомплектовали решением главного и старших тренеров. Выбирали только из тех, кто попал на централизованную подготовку весной.

Осень 2016-го. Схитрили через формулировку «с учетом контрольных стартов», освободив от переживаний Шипулина, Бабикова и Гараничева (да-да). Выбор опять делали из тех, кто провел предсезонку в команде.

Осень 2017-го. Вернулись к тренерскому решению, оставив единственный фильтр – на Кубок мира попадали только прошедшие централизованную подготовку.

Осенью-2018 наступила оттепель для регионов. Те самые 50+ человек на старте получились именно благодаря приезжим кандидатам. Это было нервно и суматошно – все причастные подтверждают; во многом поэтому в СБР отказались от повторения эксперимента.

***

Казалось бы, сейчас все сбалансированно: лидеры точно не отсеются, как бы ни пробежали; лучшие на сегодня и так докажут силу в гонках; те, кто убедил тренеров за лето-осень, тоже не останутся без внимания в случае разового провала.

Но многие в команде все равно волнуются. Не потому что боятся конкуренции, а потому что знают: в наших реалиях если поплыл на отборе – выбираться очень трудно, даже при хорошей форме. Меняются планы, рушится подготовка, влияют новые перемещения и неожиданные факторы – ну и настроение тоже не способствует. Явный посыл от любого в команде: главное – по итогам отборов не остаться в России. 

В отличие от прошлого года нервничают и те, кого заранее оставили в России, без шанса просочиться в команду – спортсмены из регионов.

Известно, что до последних дней региональные тренеры и руководители пытались вывести своих людей на старты 14-16 ноября. Вроде как с оговоркой: это только ради проверки и спарринга, без видов на позиции в основе.

И еще известно, что сборная сопротивлялась, понимая реальный расчет регионов: подготовку везде строили по-разному, да и в паре коротких гонок фактор случайности точно сыграет. А значит, велик шанс, что подведенный к стартам регионал вклинится в условные топ-5, заодно обыграв Гараничева или Миронову. А это сразу давление на тренеров сборной, попытки повоевать за место и поиск компромиссов.

***

Год назад в Контиолахти все жаловались на отвратительное состояние трассы. В Тюмени с этим порядок, но неприятности с погодой: в первые два дня будет минус 13-15, только к последней женской гонке в субботу потеплеет.

Вскоре после отборов команда – уже сформированная – переедет на недельную вкатку в Идре (Швеция, 150 км от Эстерсунда). 

Это по-хорошему нетипичное решение: к старту сезона в Скандинавии очень удобно готовиться именно в Скандинавии. Привыкать к той погоде, тому снегу (который отличается от тюменского), тому питанию, тому часовому поясу и акклиматизироваться. 

Фото: globallookpress.com/Volker Danzer, opokupix; РИА Новости/Владимир Песня, Алексей Филиппов