9 мин.

На Эвересте очередь 300 человек, из-за нее уже 10 погибших. Разбираемся, что там стряслось

Вершина Эвереста – высочайшая точка на Земле (8848 метров). Покорение горы – мечта для многих; но если десятки лет назад на подъем решались только профи, то сейчас Эверест штурмуют и обычные туристы.

Доминируют два маршрута – из Непала и из Тибета/Китая. В конце мая на Эвересте самый сезон: на обоих маршрутах тесно (на непальском больше 300 человек застряли в пробке) – и только за прошлую неделю в том числе из-за очередей погибли 10 восходителей.

Что же творится на главной горе планеты?

Эверест – уже не вызов для избранных, а туристический маршрут

Сначала – короткий экскурс.

Первым Эверест покорили непалец Тенцинг Норгей и новозеландец Эдмунд Хиллари (им помогала команда на 400 человек) – это случилось в 1953 году.

А теперь оцените динамику: в 1983-м на вершине побывали 8 человек, в 1990-е количество не превышало 40 в год, в 2012-м – 234 человека за один день! 2018-й стал рекордным: весной на гору взошли 715 человек.

Главная причина такой прогрессии – развитие туризма в Непале. Альпинисты – главный источник иностранного дохода страны. Только за разрешение на подъем гости платят в казну по 10 000 долларов. Дальше – покупка тура у местного турагентства. В среднем восхождение на Эверест сейчас стоит 42 500 долларов на человека.

Если 20-30 лет главную вершину планеты покоряли альпинисты, то теперь путь открыт для любого, даже без малейшей подготовки – были бы деньги.

В стоимость тура входит помощь непальских гидов – шерп, которые, если нужно, дотащат клиента до вершины на собственной спине. У шерп – наследственная адаптация к высоте (они живут на высоте около 4 км); в группе восходителей они делают всю сложнейшую работу, несут припасы и снаряжение. Чаще всего это их единственный способ заработка.

В погоне за мечтой и в расчете на помощь опытных шерп Эверест массово штурмуют и туристы, у которых нет не то что соответствующей подготовки – даже нормального здоровья.

Как на прошлой неделе гибли люди

В эти дни на горе так много народу, что на подходе к вершине (метров за 300) образуются очереди – группы стоят по несколько часов. Хотя на счету каждая минута – в этой зоне содержание кислорода в воздухе составляет только треть от нормального показателя. Почти все восходители используют кислородные баллоны, но запас не бесконечен.

Медлить нельзя даже альпинистам с мощнейшей подготовкой – обычные туристы тем более не справляются.

• 44-летнему британцу Робину Фишеру стало плохо уже на обратном пути. Он спустился на 150 метров от пика, упал и умер – всего через 45 минут после того, как побывал на вершине Эвереста.

• 54-летний ирландец Кевин Прайс не добрался до пика: плохо почувствовал себя на подъеме, вернулся в лагерь на высоту 7000 метров, но умер там.

• Трое индийских альпинистов тоже умерли в лагере на спуске. На восхождении они проторчали в очереди 12 часов – на обратную дорогу не осталось сил.

Американец Эд Доринг успешно вернулся с горы, но был в шоке от увиденного: «В какой-то момент мне пришлось обходить женщину, которая только что умерла. Было страшно. Просто как в зоопарке».

Слепой, который поднялся на Эверест

Без учета жертв 2019 года на Эвересте погибли 293 человека – это только зарегистрированные случаи. Большинство тел так и лежит на склонах – эвакуировать трудно: вертолеты не долетают, вручную – не хватит сил. К тому же это опасно для тех, кто пробует.

Из-за холода тела хорошо сохраняются и даже служат ориентирами для следующих туристов.

Почему на Эвересте такие очереди?

Восхождения проходят весной, когда в окрестностях наиболее мягкая погода. Желающих год от года становится больше, а вылавливать приемлемые для подъема дни нелегко – в этом году таких дней мало. Народ высыпает на маршрут при первой возможности – очереди и задержки почти неизбежны.

Сейчас поток настолько велик, что базовый лагерь (5364 метра) забит – там около 1000 человек.

***

Чуть лучше понять суть кошмара на Эвересте Sports.ru помогла Людмила Коробешко – первая женщина России, взошедшая на 7 высочайших вершин мира. Эверест она покоряла трижды.

• Вся экспедиция длится полтора-два месяца; большую часть времени люди проводят в базовом лагере – адаптируются к разреженному воздуху, акклиматизируются. А вот сам момент восхождения подгадывают, ищут погодное окно – обычно оно в конце мая. В этот раз маршрут с севера (с Тибета) был готов 23 мая, с юга (с Непала) – примерно на неделю раньше.

Но прогноз обещал относительно хорошую погоду на непальской стороне в один день – поэтому все в него и пошли. Хотя погода оказалась не очень хорошей: ветер сильнее ожидаемого.

Очередь – один из факторов, почему столько смертей. Когда стоишь в очереди – больше рисков на обморожение и, соответственно, гибель. Второе – стоя в очереди, напрасно расходуешь кислород из баллона.

При этом на такой высоте (свыше 8000 метров) очередью управлять по большому счету невозможно, да и некому – все просто ждут. В теории непальцы и китайцы могли бы вешать перила на маршруте раньше – тогда бы и раньше открывался сезон. Но они пойдут и повесят тогда, когда найдут возможность; никто не хочет делать это в непогоду, рисковать жизнью.

• Раньше на Эвересте были другие правила: давали пермит (разрешение) одной команде в год, потом – одной команде по одному маршруту. Сейчас ограничений нет: пермиты достаточно дорогие, так что для Тибета и особенно для Непала Эверест – это способ заработать.

Для понимания, как действует наша группа. Мы никогда не возьмем новичка сразу на Эверест. Мы поводим его по другим экспедициям, посмотрим, на что он готов – а он наберется опыта. Потом мы составим ему программу подготовки на Эверест; нормальный человек ее выполнит, потому что от этого зависит его жизнь.

В Непале бюджетные варианты – не такие. Люди часто записываются в группу на восхождение, даже не зная напарников – компании предлагают и такой сервис. И, по сути, в гору идут непонятно кто – может, и не особо подготовленные люди.

Как таковых руководителей у этих групп нет; за главного будет повар из лагеря, который, естественно, никуда не поднимается. То есть участники бюджетной группы получают минимальный сервис, а дальше сами выстраивают маршрут. Дешевый, опасный способ, с которым шанс восхождения невелик.

• Непал толком не проверяет туристов. При оформлении пермита просят заполнить документы касательно опыта; но то, что там указывают, все равно никак не проверить. То есть принимающая сторона как бы интересуется опытом, но его отсутствие не станет основанием для отказа. Об ужесточении правил говорят несколько лет, все вроде как к этому идет: например, пускать только тех, у кого есть семитысячники. Но дальше слов это никуда не движется.

Медосмотра тоже нет. Опять же, при оформлении пермита просят справку, но это формальность. Нет однозначных противопоказаний, нет универсальной формы справки – туристы их отсылают, но больше для галочки. В хорошей группе идет врач, в бюджетной его, как правило, нет.

• Фото, которые сейчас разлетелись по сети, это с непальской стороны (южной). Оттуда к вершине выходят с 8000 метров, там последний лагерь – само восхождение длится несколько часов. С северной стороны (с Тибета) выходят с высоты 8300 метров.

Независимо от горы восхождение всегда начинается в ночь. Тактика такая: предстоит самый длинный день, поэтому к утру надо быть в высшей точке, а дотемна максимально спуститься. Плюс в первой половине дня в горах погода лучше.

• Наши группы поднимаются с севера. Распорядок такой: в 4-5 часов вечера заходим в последний лагерь и коротко спим. Выходим к вершине примерно в полночь, чтобы в 6-8 утра быть там. И потом стараемся к 6-8 вечера спуститься на 6400 метров, даже не заходя в последний лагерь, из которого выходили – валим вниз мимо него. Если спустился на 6400, можно уже поздравлять.

Так у нас происходило все годы, кроме этого. В этом году команда подобралась сильная, но из-за холода и пробок все сместилось: специально вышли позже – в час ночи. Руководитель опытный, прикинул: можно выйти в 9 вечера, проскочить раньше всех – но тогда на спуске уткнешься в пробку. Поэтому вышли поздно, не тратили кислород в очереди. Поздно оказались на вершине.

В итоге только в 7 вечера группа спустилась к лагерю, из которого выходила (на 8300). Провести вторую ночь на такой высоте – очень тяжело и опасно, поэтому в темноте еле-еле спустились до 7700.

Считается, что выше 7800 начинается мертвая зона, где трудно спасти в экстренной ситуации. Всех заранее предупреждают: на такой высоте только ты несешь ответственность за себя. Если самочувствие не лучшее – надо развернуться. Как правило, и кислородные баллоны используют примерно с этой высоты.

По-моему, не было года, чтобы при восхождении на Эверест погибло меньше 4-5 человек. В этом году уже 10 – многовато, но не пиковый сезон. В 1996-м погибли 15 человек, причем 8 – массово. Но тогда очереди точно никак не влияли – скорее, неожиданная погода, быстро пришедший циклон.

Он покоряет горы без страховки. Вообще

Фото: globallookpress.com/Xinhua/Royal Geographical Society/National Geographic/Christie’s Images, Craig Lovell/Eagle Visions Photography; twitter.com/EverestToday/alpinistagarranzo; facebook.com/NimsPurja; vk.com/Людмила Коробешко (5,7,8); facebook.com/DepartmentOfTourismGovernmentOfNepal