4 мин.

Большая допинг-амнистия. Но для России это еще не победа

95 человек из доклада Макларена вне подозрений.

Что произошло?

Американская газета The New York Times продолжает настойчиво следить за допинг-делом России.

Сегодня она опубликовала документ для внутреннего пользования Всемирного антидопингового агентства (WADA) – за подписью его генерального директора Оливье Ниггли (на фото).

Главное из этого документа: 95 из 96 россиян, которые упоминались в докладе Ричарда Макларена, оправданы из-за недостатка доказательств.

То есть, WADA закрыло их дела на основании: а) своих выводов и проверок и б) рекомендаций со стороны международных федераций, которые тоже провели внутренние расследования.

Забавно, что The New York Times рассекретила документ под кодом 3.0, который международные федерации должны были получить по факсу или электронной почте 24 сентября (именно такая дата стоит на бланке).

Есть и другая версия: 24 сентября в Париже состоится ежегодный исполком WADA, в повестке дня которого два важных для нас вопроса: а) о статусе РУСАДА и б) отчет независимого комитета о выполнении Россией дорожной карты и результатов первого аудита РУСАДА.

Этот и другие документы готовятся специально к исполкому.

Кто эти 96 спортсменов, по которым не набралось доказательств?

В документе нет фамилий, но указано число видов спорта – девять. Вероятно, речь как о летниках, так и о зимниках. О тех, в ком изначально было мало сомнений.

Но всего в докладе Макларена более 1000 человек. И оправдана – пока – только десятая часть.

«У нас недостаточно доказательств, чтобы обвинить этих спортсменов в нарушении антидопинговых правил. За исключением одного спортсмена, чья проба после перепроверки оказалась положительной, никаких других положительных результатов нет.

К сожалению, допинговая система в России была очень хорошо организована, поэтому доказательств найти не получилось», – так оригинально объяснил Ниггли.

Главной причиной закрытия дел WADA назвало невозможность связаться с бывшим главой московской лаборатории Григорием Родченковым, который сейчас живет в США. Впрочем, адвокат Родченкова вообще отрицает, что с его клиентом кто-то связывался, хотя он был доступен для диалога.

Такой замкнутый круг на фоне громкого заявления представителя WADA Мэгги Дюранда: «России нужно взять ответственность за допинговую систему, которая была выявлена в ходе расследования Макларена, а не постоянно перекладывать вину на других».

Но пока одни старательно ищут доказательства, другие, за редким исключением, молчат.

Отличились только три российских велогонщика – Дмитрий Соколов, Кирилл Свешников и Дмитрий Страхов. Они были отстранены от Рио-2016 как раз на основании доклада и недавно подали иск в суд Канады на Макларена и WADA.

«Макларен в своем спешном расследовании безосновательно обвинил нас в участии в допинговой схеме. Из-за этого мы были отстранены от Рио-2016, а наша репутация понесла громадный урон. У Макларена не было никаких доказательств в том, что мы применяли допинг», – говорится в иске.

Как недавно уверял в интервью Sports.ru юрист Дмитрий Морозов, работающий в той же провинции Канады, что и Макларен, для России нет другого варианта – или признать государственную допинг-систему (а это не произойдет никогда, даже под дулом пистолета) или судиться с Маклареном.

Первые пошли.

Кто такой Макларен – и почему ему верят

Почему это решение – промежуточное

В последние месяцы WADA более-менее регулярно закрывало дела по группам российских спортсменов. Зимой прекращено расследование в отношении 22 биатлонистов, в начале лета сняты подозрения с почти трех десятков фехтовальщиков.

Разумеется, персонажи из доклада Макларена (а их больше тысячи) не применяли допинг поголовно. Но даже такое массовое оправдание в целом не меняет обстановку: международные федерации просеивают потоки фамилий и подозрительных проб в поисках реального «залета» – их работа не закончена.

Реклама 18+

Очевидно, что бесконечный список Макларена требует фильтрации – но в WADA по-прежнему настроены жестко и не отказываются от формулировки «допинговая система».

По большому счету, информация об оправдании 95 спортсменов (без фамилий) действительно снимает напряжение только с 95 спортсменов.

Признать допинг или судиться с Маклареном. Других вариантов у России нет

Когда решится что-то действительно важное?

Кое-какие сигналы могут поступить на днях: с 13 по 16 сентября пройдет сессия МОК в Лиме – там с промежуточными докладами выступят независимые комиссии Дениса Освальда и Самуэля Шмида.

В чем-то они идут по следам Макларена, но не ориентируются на его выводы. Комиссия Освальда перелопачивает допинг-пробы Сочи-2014, комиссия Шмида проверяет Минспорта на причастность к, возможно, существовавшей в России допинговой системе.

Дедлайн для обеих комиссий – 31 октября.

Какие ваши доказательства? О докладе Макларена

Фото: Gettyimages.ru/Charles McQuillan; Global Look Press/Maurizio Gambarini/dpa; nytimes.com