8 мин.

Парусный спорт как бизнес-модель: куда вкладывают миллионы

Для русского парусного спорта последний месяц получился, возможно, самым громким и насыщенным в современной истории. На Играх в Рио Стефания Елфутина принесла России первую с середины 90-х медаль, а в начале сентября Санкт-Петербург принял этап престижной Extreme Sailing Series. Здесь же выступила российская команда Gazprom Team Russia.

Гонки на катамаранах с подводными крыльями класса GC32 проходили в удобном «стадионном» формате – в паре десятков метров от берега, в декорациях Петропавловской крепости, стрелки Васильевского острова и Дворцовой набережной.

Пожалуй, это лучший повод познакомиться с не слишком раскрученным, но очень любопытным видом. Итак, что вы почти наверняка не знали о парусе в мире и России.

Соревнования в Петербурге – высшая лига?

alt

Да, топ-уровень, среди катамаранов это вершина. На Олимпиаде катамараны чуть проще, чтобы участвовали больше стран. От Международной ассоциации парусных федераций (ISAF) Extreme Sailing Series присвоен статус специального события, таких стартов в мире всего два.

Для понимания иерархии соревнований: дети начинают заниматься с прицелом на Олимпиаду. Это центр карьеры, но в программе только 8 классов яхт и парусных досок, 10 комплектов медалей. Парусный мир намного шире, и топовым спортсменом можно стать вообще без участия в Играх.

Какие страны в порядке?

alt

Лидеры: Австралия, Великобритания, Новая Зеландия.

Прямо сейчас Австралия – центр парусного спорта. Хотя лет 25 назад была в лучшем случае страной второго эшелона. За счет чего случился скачок? Появилась цель подготовить сильную команду к Играм в Сиднее – на это ушло два олимпийских цикла. Новая Зеландия проделала примерно такой же путь.

В Рио медальный зачет парусного спорта выиграла Великобритания. Заметно добавила Германия – немцы в это по-настоящему погрузились, видят перспективу и хотят создать аналог футбольной сборной, подход такой же: работа по преподаванию, по отбору, со спонсорами.

Заинтересовался парусом и Китай, за 10 лет там фантастический прогресс: они пригласили тренеров со всего мира, оплатили расходы. Разумеется, в их пользу человеческий ресурс, финансы, море.

Как дела у России?

alt

Экипаж Gazprom Team Russia – Фил Робертсон и Шейн Дивайни

Есть надежда, что удалось остановить негативный тренд.

Во времена Союза были заложены традиции, были медали Игр. После распада какое-то время доезжали на запасе навыков и знаний, а потом поколение провисло. Из-за нехватки денег и слабой матчасти многие талантливые спортсмены просто ушли. Бронза Елфутиной в Рио – первая олимпийская награда России за 20 лет и показатель прогресса.

В парусный спорт пошли инвестиции. Это пока еще не государственная политика, но хоть что-то. Просто для примера: в Санкт-Петербурге парусный спорт включен в перечень базовых видов. Это одна строчка, но она позволяет проводить большие соревнования, получать финансирование от города.

Сумма символическая (несколько миллионов рублей в год, чего явно недостаточно), но, по крайней мере, на парус обратили внимание.

В чем интерес «Газпрома»?

alt

«Газпром» удалось убедить, что парусный спорт может стать флагманом России как морской державы. Компания – основной спонсор российской олимпийской сборной, 50% денег всей сборной идет от них. Что касается Академии парусного спорта: уже была поддержка подготовки к Играм в Рио и дальше поддерживается подготовка к Токио.

Реклама 18+

В основном финансирование направлено на детскую подготовку и подготовку юниоров – конкуренция на России сейчас дикая: некоторые регаты собирают по 200-300 участников. Из них только пятеро потом едут на ЧМ.

«Газпром» – отдельный случай, но зачем в не топовый вид идут Red Bull, SAP, Land Rover и другие мощные компании?

alt

Бизнес. Все они видят в парусе хорошую маркетинговую возможность. За сезон Extreme Sailing Series посещает восемь стран. Везде единый стандарт брендирования – то есть компании уверены, что каждый раз будут представлены на высоком уровне. Это реклама на многих рынках, шанс приблизиться к потенциальным потребителям.

Вторая выгода – личные коммуникации. В чем-то это еще и бизнес-турне: приглашаются партнеры, клиенты – переговоры проходят прямо на этапах. В условиях, когда рынок рекламы перегружен, личные продажи работают отлично. Это дорогой инструмент, но инвестиции отобьются. Иначе компании не участвовали бы в этом по 6-7 лет.

Что с бюджетами команд?

Зависит от целей. Если нужно бороться за победу, то сумма около миллиона евро или даже выше. Если интересует засвет, то в первый сезон – несколько сотен тысяч евро, а дальше смотрят по ситуации. Основные статьи расходов: покупка катамарана, зарплаты тренеров и спортсменов, стартовый взнос организаторам. Это далеко не самый дорогой класс, хотя и выше среднего. Океанские гонки намного дороже.

Какие зарплаты у яхтсменов?

alt

Единицы в парусном спорте зарабатывают в миллионах евро – примерно как футболисты второго эшелона. Может ли топовый русский яхтсмен купить Феррари? Может, если сильно захочет, но ему придется себя в чем-то ограничить.

Есть ли тут трансферы?

Да, но, скажем, в футболе эта тема лучше урегулирована и развита юридически. Как правило, трансферы в парусе – это личное дело спортсмена, многое решают связи. Только у нескольких элитных яхтсменов есть агенты.

Новозеландец Фил Робертсон, рулевой Gazprom Team Russia в Петербурге, прямо перед этим этапом гонялся за другую команду, а еще чуть раньше за третью. Это не запрещено, хотя с ним можно подписать эксклюзивный контракт на весь сезон.

Со сменой гражданства тоже интересно. Трансферное окно открывается после Олимпиады: если спортсмен знает, что в другой стране к следующим Играм предлагают выгодную программу развития определенного класса, то может перейти туда.

Почему парус почти не показывают по ТВ?

alt

Парус долгое время жил обособленно и чуть ли не последний из всех видов заинтересовался коммерциализацией. Как было несколько десятков лет назад:

1) яхты далеко в море – с берега не снять, а если снимать с воды, то картинку «качает»;

2) возрастные спортсмены, ценящие традиции и не желающие что-то менять ради ТВ.

Понимание необходимости выхода в телеформат пришло поздно – во многом и из-за ортодоксального отношения самих яхтсменов и несколько устаревшего подхода ISAF.

Трансформация происходит прямо сейчас: средний возраст падает, спортсмены гибче воспринимают реформы. Есть понимание, что нужен выход на широкую аудиторию – находясь в километрах от берега, ее не получить. Стадионные гонки гораздо проще смотреть и понимать.

После Игр в Афинах перед федерациями стоит задача – вырабатывать форматы гонок, интересных телевидению. Хотя в последнее время с этим настолько перегнули, что спортсмены опять недовольны.

Чего не хватает парусному спорту в России?

alt

Недостаток медийности – далеко не главная проблема. Тем более, что она сейчас решается успешно. Основные сложности:

1) Инфраструктура – по отношению к километрам береговой зоны она слабая, оборудованных берегов мало; пока не удалось остановить тенденцию закрытия яхт-клубов;

2) Законодательство – вопросов много, например, с регистрацией судов;

Реклама 18+

3) Свое производство значительно облегчает жизнь в любом виде спорта, а в техническом – тем более. Это можно назвать импортозамещением, но здесь нет цели изолироваться – просто нужно поднимать свое.

Города, где парусный спорт сейчас развивается: Москва, Санкт-Петербург, Владивосток, Тольятти, Саратов, Екатеринбург, Миасс, Ейск (Елфутина именно оттуда), Анапа, Сочи, Геленджик, Таганрог, Севастополь.

Sports.ru благодарит пресс-атташе Яхт-клуба Санкт-Петербурга Ивана Бидзилю за помощь в подготовке материала

В ближайшие дни читайте в этом блоге интервью бакового Gazprom Team Russia Алексея Кулакова

Фото: oct.opusdme.com/Lloyd Images