4 мин.

Сравниваем автогонки и мотогонки. Николай Марценко

Бывали ли случаи, когда спортсмены совмещали авто и мотогонки? 

Конечно! В мировой гоночной истории известны случаи тесного сотрудничества пилотов Moto GP с командами Формулы 1. В разное время управлять гоночными болидами пробовали Валентино Росси, Макс Бьяджи, Джон Хопкинс, Марк Маркес, Дани Педроса, Хорхе Лоренцо. А в Monza Rally Show, кроме «доктора» принимал участие известный чемпион мотокросса Тони Кайроли. 

Автоспортсмены тоже не прочь примерить на себя амплуа мотогонщика. Например, Льюис Хэмильтон в рамках сотрудничества с MvAugusta был приглашен, как тестовый пилот, а также совсем недавно Фернандо Алонсо пробовал прокатиться с Марком Маркесом. 

Бывали ли случаи такого совмещения в России? 

Именно в гоночном сезоне 2018, Николай Марценко стал таким примером. Николай - первый пилот в России, который решил после автогоночной карьеры начать выступать в мотогонках. 

Николай, почему ты пересел с авто на мото?

"Мотоциклы я любил с детства и занимался мотокроссом. С десяти лет начал заниматься автоспортом и когда вышел на высокий уровень, оставаться в мотоспорте стало проблематично, так как из-за высокой вероятности травмы можно было поставить под удар карьеру автогонщика.

В 2014 году я был вынужден закончить карьеру в автоспорте. Когда ты полжизни путешествуешь, несколько лет не остаешься в стране дольше, чем две недели, постоянно испытываешь прессинг, адреналин – это становится для тебя зоной комфорта. Соответственно, когда ты возвращаешься к обычной жизни, то очень хочется вернуться к этим ощущениям, адреналин – удивительный наркотик. Поэтому, как только у меня появилась возможность, я купил себе мотоцикл".

На что пересесть легче? С мото на авто, или наоборот? 

«Одинаково тяжело, если есть цель стать лучшим. Чтобы ехать как мотогонщик Марк Маркес, нужно ездить на мотоцикле с 4-6 лет. Если просто попробовать покататься, то легче на авто, но опять же, стать самым первым – не факт». 

Что быстрее гоночный болид или мотоцикл? 

«Гоночный болид можно сравнить с перевернутым самолетом. Также и у меня все перевернулось после первого опыта. Объясню подробнее. У гоночного болида есть две основные причины достижения высокой скорости прохождения гоночной трассы: механическое сцепление за счет гоночной резины с подвеской и прижимная сила, которая увеличивается по мере возрастания скорости, что буквально прижимает шины к асфальту и снижает вероятность скольжения. Именно гоночные болиды способны быстрее всего в мире проехать по гоночной трассе. Мотоциклы Moto GP и RSBK едут медленнее». 

Чем управлять легче? 

«Машина позже тормозит на входе в поворот, за счет чего поддерживается более высокая минимальная скорость в повороте, мотоциклы выигрывают на разгоне, но проигрывают на торможении, у них меньше площадь соприкосновения резины с асфальтом. В мотоспорте гораздо сложнее найти предел мотоцикла, особенно в дождевых условиях. 

Траектории тоже различаются: у мотоциклов больше акцент на выход из поворота, тогда как в машине можно чуть больше резать траекторию на входе. Существенный фактор: автомобиль не требует подготовки на выходе из поворота, а мотоцикл нужно успеть вовремя поднять. Все это также влияет на скорость». 

 Так что в итоге? Мото или авто?

«Когда я впервые сел на мотоцикл… Это сложно объяснить… В Формуле нет такой связи со стихией. Пилотируя на мотоцикле, чувствуешь все: дождь, температуру воздуха, силу ветра. В повороте локоть очень низко, колено на асфальте, голова прямо у самой поверхности трассы. Нужно двигаться всем телом. В формуле, относительно мотогонок, человек в безопасности. Но мне гораздо больше нравится управлять мотоциклом.  

В автогонках больше умственной концентрации, приходится учитывать кучу различных факторов по настройкам болида. Мотоциклы же требуют больше смелости, самоотдачи, понимания движений своего тела. Относительно автогонок абсолютно другие ощущения присутствия на гоночном треке и в борьбе. Риск, на который сознательно идешь, разгоняясь на мотоцикле, и страх, который нужно победить заставляют чувствовать себя более живым, вдохновляют меня на то, чтобы снова и снова выезжать на трек, вставать на стартовую решетку и бороться за подиум до конца. Мне не получить таких эмоций в автогонках. Хотя там тоже много интересного».