7 мин.

«Уникальность братьев Макаровых в том, что мы родились рядом со стадионом»

На RussianHockeyStyle интервью Николая Макарова.

19 декабря выдающемуся защитнику, легенде челябинского хоккея, чемпиону мира и чемпиону Европы Николаю Макарову исполнилось 70 лет. В рамках празднования юбилея на льду арены «Трактор» состоялся товарищеский матч между друзьями и воспитанниками знаменитого хоккеиста и тренера.

 

– Каково это быть легендой? 

– первый вопрос Николаю Михайловичу.– Знаете, особо легендой я себе не ощущаю. Когда идёт матч и ты стоишь у борта, забываешь, что когда-то был или ещё являешься легендой. Сегодня я был тренером. Когда я нахожусь на поле, уже ощущаю себя как игрок. Мы знаем, что был такой хоккеист Макаров, столько шайб забил, столько при нём пропустили… Но это всё статистика. И сейчас я чувствую себя не совсем в своей тарелке, так как давно не стоял у борта, рядом с хоккеистами. Нужно почувствовать эту нить, накал борьбы. Хочу выразить благодарность всем тем, кто был на этом матче. С одной стороны – мои друзья, с другой – мои воспитанники, которые прошли со мной большой путь в «Мечеле», завоевали медали чемпионата России. Приятно смотреть – в памяти всплывают многие моменты.

– Вам больше нравилось играть или тренировать?

– Играть и тренировать – это две большие разницы. Как хоккеист ты сам всегда в игре. Как тренер испытываешь огромное нервное напряжение. Я не завидую тренерам – сам был в их шкуре и очень тяжело переносил поражения и неудачи.

– Правда, что вы начинали нападающим?

– Да, в молодёжной команде, когда я ещё играл за «Восход» у Сергея Ивановича Захватова. И он мне посоветовал перейти в защиту, поскольку я был более сформированный, по сравнению с другими ребятами, и мог и любил играть в тело. Он сказал: «Раз ты умеешь забивать, значит, умеешь и организовывать атаку. Раз умеешь организовывать атаку, значит, тебе лучше будет играть в защите». Его слова и воплотились в жизнь.

– Какие самые яркие воспоминания за вашу хоккейную карьеру?

– Впечатлений за хоккейную жизнь было очень много. Яркие воспоминания остались от поездки со второй сборной (под руководством Бориса Александровича Майорова) в Америку в 1978-м году. Мы играли с вновь организованной лигой ВХА (Всемирная хоккейная ассоциация), где начали играть ветераны, которые закончили свою карьеру в НХЛ. Лига была сильная, там выступали знаменитые хоккеисты Горди Хоу, Бобби Халл, Джон Маккензи. Когда выходишь играть против таких асов, воспоминания на всю жизнь. Я бросал от синей линии, а Горди Хоу лёг под шайбу. Я замахнулся, но у меня рука дальше не пошла. Я был просто в оцепенении – 52 года великому мэтру, а он ложится под шайбу. Также неизгладимое воспоминание – чемпионат мира, когда мы заняли первое место, когда звучал гимн Советского Союза. Это, конечно, очень впечатляло.

– А первая в истории бронза «Трактора» 1977 года?

– Можно сказать, она пролетела как вихрь. Выиграли – и был неописуемый восторг. После матча с рижским «Динамо» мы уже знали, что завоевали медали, сидели до двух часов ночи, вспоминали все игры. Потом мы поехали на выезд в Нижний Новгород и Саратов, и эти два матча пролетели как во сне.

Сергей и Николай Макаровы

– Не жалеете, что не заиграли в Москве?

– Вопрос был серьёзный. Почему я собрался в «Спартак» в 1978-м году? Вызывают на сборы в национальную команду, например, на Кубок «Известий», но в последний момент тебя отцепляют из состава. Хотя я чувствовал, что не уступал защитникам сборной. Тогда отдавали предпочтение хоккеистам, которые играли за ЦСКА, «Динамо» и «Спартак». Пробовал перебраться в Москву, дорога в сборную была бы открыта.

– Почему тогда в «Спартак» не перешли?

– Это тоже отдельная тема. Тогда отдел пропаганды ЦК КПСС возглавлял Евгений Тяжельников (прим. известный болельщик «Трактора»). Он вызвал меня к себе в кабинет и сказал: «Коля, надо вернуться в Челябинск. Понимаешь, там очень трудное положение. Молодёжь пришла, надо её учить. Я прошу тебя». Евгению Михайловичу я не смог отказать. Честно говорю. Мы прошли с ним большой путь по Комсомолу, и по старой дружбе я согласился.

– Как тренер какими воспитанниками вы гордитесь?

– Одна из ярких звезд – Данис Зарипов. Когда возглавил «Мечел», я пригласил его и Дениса Козырева из молодёжной команды и они сразу начали показывать добротный хоккей. Но им не хватало силёнок. Поэтому я договорился со знакомыми скаутом и агентом и отправил их в Канаду – чтобы ребята там постажировались два года и вернулись назад. Но они потом не захотели возвращаться. Однако вступил в силу договор, который мы заключали со скаутом, и мы вернули их силой. Конечно, они были недовольны. Но они заиграли в команде у всех на виду и были благодарны, что их вернули в большой, взрослый хоккей. Также через меня прошли Ваня Савин, Валера Андреев, Саша Короболин, Лёша Петров. Они сейчас взрослые, занимаются каким-то бизнесом, но всё равно мы поддерживаем тесную связь.

– Неслучайно Данис Зарипов выиграл пять Кубков Гагарина и стал самым титулованным хоккеистом КХЛ?

– Я уже видел в нём потенциал. Специалисты тогда стали отмечать, что появилась звезда в нашем хоккее. Причём Зарипов – выходец не из школы «Трактор», а «Мечел». Для него это был хороший стимул.

Три брата Макаровы — Сергей, Юрий и Николай

– Ваша семья Макаровых (три брата – хоккеисты) уникальна даже по челябинским меркам. Как так получилось? 

– Уникальность в том, что мы родились рядом со стадионом. И куда бы наши родители ни переезжали, мы волей-неволей всё равно оказывались рядом со стадионом. Нас тянуло на лёд, там мы проводили своё свободное время. Сейчас я смотрю, что вся молодёжь в гаджетах. Маленькому ребёнку дают в руки гаджет, и он забывает обо всём. А мы из школы пришли, портфель кинули, коньки надели – и на поле! Такая тяга была к хоккею. И ещё успехи сборной СССР на международной арене тоже этому способствовали – очень хотелось попасть в национальную команду. Поэтому я всегда рвался на лёд.

Анатолий Картаев, легенда челябинского хоккея, партнёр по «Трактору»:

– Статистика показывает, что Николай Макаров был приличным защитником и больше всех забивал среди игроков обороны. Мог начать атаку, мог забросить шайбу, мог обороняться – то есть универсал во всех отношениях. Мог как разрушать, так и созидать. Мы с ним выходили на лёд в одном звене – тройка Белоусов – Картаев – Шорин и в обороне Коля Макаров, сначала с Сухановым, потом с Тыжных. И играли мы наравне со звеньями московских клубов – с тройками Петрова, Шадрина или Анисина. Мы с Колей вместе с одного посёлка, начинали вместе, дружба прошла через всю хоккейную карьеру. Мы общались вчетвером – Картаев, Белоусов, Шорин и Макаров. Желаю ему здоровья, долголетия, удачи и успехов!

Иван Савин, известный в недавнем прошлом защитник, воспитанник Николая Макарова: 

– Я его смело могу назвать своим хоккейным отцом, именно он меня вывел в люди. Поэтому я всегда слушал внимательно те рекомендации, которые он мне давал, и пытался оправдать доверие старшего брата в легендарной династии Макаровых. Эти тренировки и эти знания позвонили мне стать профессиональным хоккеистом. Поздравляю с юбилеем, желаю здоровья, жизненного тонуса и чтобы Николай Михайлович на должности председателя правления Федерации хоккея Челябинской области как можно больше принёс пользы.

Николай Михайлович Макаров

Родился 19 декабря 1948 года в ЧелябинскеЗащитник, заслуженный мастер спорта (1981)

Карьера: «Восход» Челябинск (1967); «Звезда» Чебаркуль (1967-69); «Трактор» (1969-1982) — 516 матчей, 216 (122+94) очков; «Йокерит» Хельсинки (1982-84); «Металлург» Челябинск (1984-86)

Тренировал «Металлург» Челябинск/«Мечел», «Трактор», «Металлург» Новокузнецк, «Салават Юлаев», СКА

Бронзовый призер чемпионата СССР (1977), серебряный призер чемпионата Финляндии (1983)

Включен в число 40 и 33 лучших игрока чемпионата СССР (1977, 1981, 1982)

Чемпион мира и Европы (1981) – 1 матч

Установил снайперский рекорд для защитников в чемпионатах страны – 22 гола (1981/82)Награжден орденом «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством» II степени