6 мин.

История русского футбола. Дик Адвокат

Дик Адвокат начал работать в России буквально через неделю после Гуса Хиддинка, но долгое время оставался в тени куда более жовиального голландца – пока вдруг не стало ясно, что свою армейскую выправку, постную мину и нескрываемую любовь к деньгам он вполне окупает тренерскими достижениями. Адвокат стал первым иностранным специалистом, выигравшим чемпионат России, завоевал с «Зенитом» Кубок УЕФА и Суперкубок Европы, а потом возглавил сборную России, чтобы устроить ей самую безмятежную отборочную кампанию в истории – и объявить об уходе еще до Евро-2012. Адвоката в России, кажется, так никто и не полюбил, но здесь с ним наверняка еще не раз захотят восстановить отношения.

Фото: РИАН/Владимир Песня

Корнелиус Пот, ассистент Дика Адвоката в «Зените»

У Дика репутация дерзкого замкнутого мужика, который ничем кроме футбола не интересуется. Это отчасти правда, потому что Адвокат и вправду очень любит футбол. Больше, чем кто-либо. Я был свидетелем, как в своем петербуржском отеле «Кемпински» он просматривал десятки игр. Это и наши собственные матчи, и встречи соперников, и просто какие-то интересные игры. Обратил внимание, что Дик внимательно следит практически за всеми своими бывшими командами, будь то ПСВ или «Рейнджерс», где Дик работал очень давно. Уже будучи тренером сборной Бельгии, он мог позвонить мне и начать разговор о «Зените»: «Ты это видел? Как хороши Зырянов и Широков! Не зря я настоял на их покупке». Дикки, как и многие из нас, любит деньги, но к своей работе он всегда неравнодушен.

Когда мы с ним только приехали в «Зенит», многое было в ужасном состоянии в плане командных удобств. Качество тренировочного поля, сама база, автобус и особенно самолеты... На них было не только неуютно летать, но и просто страшно садиться в свои кресла. Дик сразу сказал: если мы хотим стать топ-клубом, пригласить классных игроков недостаточно. Профессионализм нужен во всем. В этом, наверное ,главный плюс сильных иностранных специалистов по сравнению с российскими. Во-первых, у них есть авторитет. А во-вторых, те же голландцы знают, как должна выглядеть отличная инфраструктура. А русские тренеры все время работали в таких условиях и даже не подозревают, что какие-то вещи, которые кажутся незначительными, на самом деле тоже играют немалую роль. Благодаря Адвокату «Зенит» приблизился к европейским стандартам.

Что касается характера Дика, то для друзей он спокойный и милый парень. Например, мы с Адвокатом ходили на концерт в Ледовый дворец на Карлоса Сантану и Хулио Иглесиаса. На концертах Дик давал волю эмоциям. От красивых песен он даже мог прослезиться. В эти моменты он больше не выглядел чересчур суровым тренером, а был обычным человеком. Знаете, когда Дик узнал о том, что в Москву с концертом приезжает его любимый Майкл Болтон, он отправился в российскую столицу! Потом рассказывал, что постеснялся подойти пообщаться с американским музыкантом… «О чем бы мы с ним говорили? Он музыкант, я тренер…» Но таким Адвоката знают немногие. Он тщательно присматривается к людям и долгое время держит максимальную дистанцию. А с журналистами и футболистами он выбрал свою линию поведения, которая наиболее удобна и эффективна в работе. Он всегда говорит, что ему не нужны хорошие отношения со СМИ или футболистами. Для Дика важно, чтобы люди добросовестно делали свою работу. Я не представляю Адвоката, сидящего в ресторане с каким-то из своих футболистов за тарелкой спагетти. Мне кажется, он намеренно создает дистанцию с игроками. Скажем, после победы в Кубке УЕФА все, включая администраторов и тренерский штаб, вместе с игроками пошли на тусовку, которую организовали наши спонсоры. Но Дик остался один в своем номере. Наверняка он созвонился со своей супругой и лег спать. Дискотеки и клубы – вообще не его. Дик любит небольшие компании. Мы часто гуляли с ним, Фурсенко и их женами по Санкт-Петербургу или сидели в ресторане. И не всегда говорили о футболе… Был ли Адвокат в Эрмитаже? Да, однажды его туда пригласил Дюков. По-моему, президенту и тренеру «Зенита» поздним вечером организовали индивидуальную экскурсию…

Владимир Боровичка, тренер-селекционер «Зенита»

Я пришел в «Зенит» вместе с Властимилом Петржелой, а когда его уволили, то остался. Мне не полагалась компенсация за досрочное расторжение контракта, и я решил отработать его до конца. Я был готов к тому, что новый тренер, которым оказался Дик Адвокат, не станет со мной работать, но мы сразу нашли общий язык. Немецкий. Шутка! Нет, то есть мы действительно сначала общались с ним на немецком, но Адвокат дал понять: если я буду хорошо делать свою работу, то все будет нормально.

Обычным людям Адвокат может показаться эдаким солдафоном – говорит мало, любит, чтобы ему не рассказывали, а именно докладывали. Когда я готовил отчеты о соперниках «Зенита», то говорил так: центральный полузащитник, имя-фамилия, правша, хороший средний и мелкий пас, отличный дриблинг, нет дальнего удара. У Адвоката в голове сразу вырисовывался такой фоторобот. 11 фотороботов – и моя работа сделана... В общем, с ним просто, надо только держать себя в рамках. Скажем, Дик предложил мне приходить на тренировки и наблюдать за процессом, но я знал, что на самом деле он не терпит лишних людей, а я в данном случае был ему не нужен. В общем, на тренировках я показывался крайне редко. Зато эта методичность Адвоката помогла мне привести в порядок свой рабочий день. При Петржеле я даже не успевал видеться с женой!

Марк Вильмотс, помощник Адвоката в сборной Бельгии

При Дике в сборной многое изменилось. Он не упускал не одной детали. Проверял, все ли игроки одеты в форму сборной, посещал заранее отели, где будет жить сборная, и даже следил за стиркой, чтобы она состоялась вовремя! Профессионал до мозга костей. Руководству даже не приходило в голову в чем-то ему возражать. Было понятно, что человек лучше всех знает свое дело. При этом он никогда не позволял себе высокомерия по отношению к кому-либо из штаба. Даже у поваров интересовался их делами в семье или клубе. И не для галочки – все помнил! Многим не нравилась его прямота. Из-за этого временами он выглядел чересчур резким. Но мне нравилось. «Нет» из его уст означало «нет». Адвокат не тот человек, который пытается уйти от ответа, он всегда конкретен. Мне он в первую очередь показался огромным профессионалом и естественным человеком. Без попытки кому-то понравиться или без дела польстить. Когда у него появился вариант с Россией, он честно признался: мне сделали предложение, от которого невозможно отказаться.

Интервью: Максим Ляпин / «Советский спорт»

«История русского футбола» – совместный проект Sports.ru и «Афиши».