4 мин.

Почему Фарли Грейнджер подавал как ребёнок

1

(Грейнджер и Патриша Хичкок, 1951)

В 1951 Хичкок выпустил «Незнакомцы в поезде», фильм, одергивающий сам себя, как и многое у Хичкока (видите эту блондинку, которая, кстати, является большой звездой в Голливуде. А. Уже не видите, в середине ленты я выпустил героя, который зарезал ее ножом). У добропорядочного (настолько, что хочется отдать ему штат Нью-Хэмпшир) Гая Хайнса (Фарли Грейнджер, до этого снявшийся у Хичкока в «Веревке», и вообще-то довольно большой человек в индустрии 50-х, т.к. под него Висконти в 1954 дали деньги на «Чувство», хотя сперва Висконти хотел Марлона Брандо.. кто-то обязан написать исследование о перестановках на актерских позициях, ввиду требований низкого характера, вроде сексуальности или денег)… у такого Гая Хайнса оказывается жена, от которой он хочет пока легально избавиться в пользу дочери большого политикана. Он, конечно, ее любит, но товарка-жена все-таки остается ни с чем. А после ее еще и душат руки дьявольского Бруно Энтони (Б.Р.У.Н.О.).

Убрать женщину, убить ее, спрятать – у Хичкока как появление самого Хичкока. Ким Новак выходит из забвения в «Головокружении», чтобы в него же уйти и чтобы потом выйти обратно (в физике это называют «спираль Альфреда»). В случае «Убийства звоните М» 80% фильма не нужна Грейс Келли (мужу и детективу, который устал), в «Леди исчезает» — леди исчезает. Это одна из причин, почему фильмы Хичкока трудно вписать в метод съемки нуара. Frankly, my dear.. О, да – «А «Ребекка»??! «Ребекка», сукин ты сын!..» — в «Ребекке» Джоан Фонтейн в кадре так страшно, что она похожа на лань, зашедшую на съезд NRA.

Джоан Фонтейн, Лоуренс Оливье, «Ребекка», 1940

В «Незнакомцах» одергивания (предлагаю озвучить их звуком, с которым с пластинки слетает игла, шурух.. шурух) происходит на теннисном матче. Он настолько упрятан в сценарии (который писал миллион человек, +Раймонд Чендлер), что, кажется уже и не нужен, используясь только чтобы перебить время (Хайнс все-таки теннисист), однако (это полуфинал турнира в маленьком городке, на который бы пришел Скотт Фицджеральд) соперник Хайнса берет второй сет в ситуации, когда Хайнсу, и кажется режиссеру, нужно уложиться во время, чтобы не дать убийце (Бруно) завершить свою клевету (с победой второго игрока — Хайнса садят в тюрьму за убийство, второй игрок это не знает, он просто думает победить).

Повествование натыкается на этот матч, как поезд, неспособный свернуть (а только покоряжиться или пуститься на боковую), потому что тот статист (второй игрок в теннис, после канувший в небытие) берёт второй сет.

Представьте, если бы в каждом фильме «Гол» или в той плотными мазками спортивной драме, где дворовая биография атлета как набалдашник, а в конце Сандра Баллок или коуч Тейлор (по правде, ведь все равно) – представьте, если бы в середине такой, какой-нибудь оголтелый игрок противоположной команды заколачивал 3-5-6 мячей, очков, даунов на мнимое удивление даже самого режиссера.

Почему так подает Фарли Грейнджер (части статьи можно переставить; в физике — «эффект той ручки из «Ну, погоди»).

Грейнджер играет во время, когда правильно одетый блейзер в теннисе значил столько же сколько подача, а ракетки мог сожрать короед (поэтому в Висконсине не родилось ни одного хорошего теннисиста). Грейнджер занимает позицию аки «я был принят в «Череп и кости», ставя левую ногу носком по направлению на правый колышек, правую – параллельно линии. Он держит осанку, его плечи прямы, подброс не высокий, и он подает без прыжка. Из подачи выброшено несколько элементов, и самым тяжелым становится движение ракетки за спиной и разворот таза.

Почему так можно подавать и сегодня

Я бы продал свой блейзер за такую подачу, а я полусредний любитель (и оптимист). Для любителя это чудо, девушки будут на такую смотреть (совет: найдите что-нибудь яркое в себе и вне матча). Но, умножив на перемотку, такое возможно даже в профессионалах. Я думаю, новую версию той подачи сейчас использует Доминик Тим, когда задняя нога плавно скользя (в реальности все это очень быстро) придвигается к ближней в последовательности верхних движений. Почти нет прыжка, и точно нет того агрессивного выпрыга (вертикальный с двумя вместе ногами), который использует Маррей.

Почему это может работать:

Потому что прыжок при подаче не для придания силы (а  т.к. современный спорт эволюционной скоростью убивает все, что сокращает, замедляет силу, то это не Джанет Ли, убивать нету смысла). Вообще-то – это парадоксальный технический прием, как те одергивания в обратную сторону у режиссера. Ты делаешь более тяжелое движение, чтобы себя обезопасить, т.к. при подаче теннисист выпрыгивает для того, чтобы обстрелять подброшенный мяч с большего спектра, а не ударить сильней. Прыжок – повышает точность, не силу; без прыжка (Тим, Фарли Грейнджер) увеличен риск.

Хотелось бы конечно посмотреть, как подает Бруно. Кажется, что ножом, и в бархатистом халате.

Опубликовано на сайте блога Rashmore.com