5 мин.

Как же здорово, что Нэтан Чен – не бог, а один из нас! Он обыгрывает Ханю, потому что умнее

Кузнецов – о новом рекордсмене фигурки и его чудо-программе.

Наверное, у каждого самовлюбленного человека есть мечта быть гением.

Не в восприятии аудитории, когда журналисты пишут «он гений» – это чистый маркетинг, примерно как «мечты сбудутся – «Газпром» и «все в восторге от тебя – Maybelline».

Нет, всерьез. Когда ты убежден, что ты – не совсем человек, поэтому тебе дано больше, чем другим – и плевать, что об этом думают. 

Когда эта мечта – быть богом – хоть солнца, хоть риттбергеров, хоть японской толпы – единственное, что тобой владеет, иногда прилетает в ответ и становится больно. 

Все время, что я смотрю на Нэтана Чена, он не вызывает почти никаких эмоций. Мне всегда нравились те, про кого можно сказать «особенный». Они просто интереснее как персонажи. 

Чен слишком человек, чтобы за него болеть. Все в его катании кричало об этом с самого начала.

Три года назад, пять квадов в одной программе – произвольной, шок – это очень много. Но пять квадов порой делал Винсент Чжоу – тоже человек. И китаец Боян Цзинь ходит по земле, а не летает на облаке.

Пять квадов Чена в 2016-м – просто юношеские амбиции. Ты смотришь, и тебе не за что цепляться. Это не посредственно. Это пусто. Ты еще не знаешь, что будет через три года. 

Через год он сделал шесть четверных на Олимпийских играх – первым в истории. Фраза «первый в истории» тоже чистый маркетинг. Потому что больше в том Чене не было ничего. Когда ничто тебя не цепляет в спортсмене, ты начинаешь перечислять его титулы.

Нэтан Чен – умнейший чемпион: тренируется по скайпу и учится в Йельском университете

Год назад Чен убрал два квада из произвольной и стал прыгать по 4. Американские журналисты связывали это с учебой в Йельском университете, ростом и эффектом скайпа. Год назад же у Чена появился шанс. Стать чем-то большим, чем заголовком новости про какой-то там рекорд. 

Сравните его Land of All с «Половецкими плясками».

Вы все еще уверены, что катание либо есть, либо нет? Чен доказывает, что катание – это часы тренировок. 

«Рокетмэн», который теперь самая дорогая произвольная в истории мужской фигурки – это осознание человеческой силы. Что может сделать неуклюжий подросток с хорошей круткой и угловатыми движениями за какие-то пару лет. Что может сделать работа с хорошими хореографами (спасибо, Ше-Линн Бурн и Мари-Франс Дюбрей). 

Ше-Линн Бурн – моднейший хореограф сезона: ставит программы Медведевой, Туктамышевой и Кихире

Посмотрите на скольжение. Оно теперь почти ничем не уступает тем, кому дано (извини, Кевин Аймо).

Чен будто сдал очередной экзамен в Йеле. Что там на завтра, квады? Хорошо, сделано. Связки? Будут! Я выучил – переход из одного элемента в другой вообще не видны. Вы хвалили Ханю за легкость? Поставьте мне Элтона Джона, может я буду выглядеть под него легко? 

Посмотрите на финальную дорожку. Она, конечно, не такая сложная, как дорожки Ханю. Но я задам вам главный вопрос. Разве это важно? Если она смотрится эффектно и нравится зрителям, важно ли, насколько это сложно? 

Эта дорожка напоминает зубцовые из нулевых. Которые делали Ягудин, Жубер и Амодио. Они думали, что лед – это танц-пол. Сейчас такие делают только в шоу – сверкающий снег волшебно смотрится в неоновом гала-свете, особенно с нижней камеры. В соревнованиях они не особо востребованы – четвертый уровень хочет змеиных движений, расплющивающих мениск.

Чен даже пытается зайти на брейк в этой дорожке – уверен, если бы уровни не были настолько тоталитарны на тему реберных, он бы покрутился минуту.

Потому что в кайф.

А что еще важно? 

Разве важно, что у Чена нет четверного риттбергера?

Пока Ханю учил его и рвал себе колени, а потом полгода восстанавливался, Чен прокачивал владение коньком. Пока Ханю умирал на тренировках, пытаясь попасть на камеры, заснявшие первый квад-аксель в истории, Чен... Кстати, почему его не снимают на тренировках? 

Пока Ханю делал бабочку на акселе, заявив триксель и триксель – тоже первые в истории, Чен набирал последние из своих 224+ баллов – суммы, превосходящей все рекорды Юдзуру и кого-либо еще, поставленные до этого дня. 

Ханю. Как и любой японец, он слишком зациклен на том, чтобы быть особенным. Богом. Человеком, который сделает что-то первым. Его программы требуют затаенного дыхания, будто смотришь на красивую женщину.

А Чен...

Он никогда не был богом. Он слишком обделен для этого. Он знает, что ходит по земле. Он поэтому пошел учиться в Йель, потому что жизнь не заканчивается на фигурном катании. Он не приходил творить историю. Он не заявлял триксель плюс триксель ради того, чтобы почувствовать себя инопланетным. Он знает, что «гений», «история» и прочий пафос – только рекламные слоганы. Он не воспринимает их всерьез. 

Пока Ханю требовал, чтобы мы молчали, глядя на то, как он гениально входит в историю, Чен приглашал нас танцевать вместе с ним. Без этого нагнетания, бесконечного артхауса. Он всего лишь один из миллионов, зажигавших под Элтона Джона. 

Кажется, он знает секрет. Когда улыбается в камеры. Когда забивает на лишние квады, пусть у него теперь их не больше всех – они прыгнули с Ханю по 5, а ведь это могло бы ущемить самооценку Нэтана.

Он знает, что этой парадигмы – либо ты бог, либо ты посредственность, не существует. Даже если в ней живут почти все талантливые люди. 

Как же все-таки здорово, что Чен – не бог! Потому что самая большая сумма в истории теперь у одного из нас.

Финал Гран-при по фигурному катанию

Турин, Италия

Итоговое положение

1. Нэтан Чен (США) – 335,30 – мировой рекорд

2. Юдзуру Ханю (Япония) – 291,43

3. Кевин Аймо (Франция) – 275,63

4. Александр Самарин (Россия) – 248,83

5. Боян Цзинь (Китай) – 241,44

6. Дмитрий Алиев (Россия) – 220,04

Телеграм-канал Кузнецова, который тоже дошел до Финала Гран-при

Фото: globallookpress.com/Jonathan Moscrop via www.imago-i/www.imago-images.de (1, 4), Yohei Osada/AFLO (2, 3)