9 мин.

Трусова превращает фигурку в набор трюков: у нее лучшие прыжки, но катание сильно переоценено

Кузнецов – о том, что никакой талант не бывает абсолютным.

Люди, наверное, еще не придумали более нелепую установку, чем «талантливый человек талантлив во всем». Гений, как правило, знает границы своего таланта. Эта установка – для аудитории.

Обожание, в отличие от таланта, не бывает фрагментарным. Оно абсолютно. Современное фигурное катание – воплощение идеи тоталитарного обожания. Оно создает не спортсменов, а идолов.

Александра Трусова.

Вероятно, в последние недели вы особенно часто слышите это имя. 15-летняя фигуристка из группы Тутберидзе нажала красную кнопку в ядерном чемоданчике женских возможностей и стала первой девушкой с тремя четверными прыжками в произвольной. Под бомбардировки попали два рекорда Медведевой из 2017-го: больше 160 за произвольную и под 240 по сумме. Не устояла и пара актуальных рекордов Загитовой (158+ и 238+ баллов соответственно), установленных уже после изменения системы оценок.

Кому выгодны новые правила в фигурке? Теперь прыжки судят не так строго

У Трусовой есть все, чтобы влюбить в себя миллионы: милая мимика, длинные волосы, сходство с Рапунцель. Яркое проявление не свойственных возрасту и статусу способностей превращает любого ребенка в божество.

Бесспорно, Саша – чудо. Ее четверные – прекрасны. Давайте закрепим эти два тезиса и периодически будем к ним возвращаться.

А теперь настало время (когда, если не в первый взрослый сезон) поговорить серьезно: что за фигуристка Александра Трусова и где ее место в женской фигурке?

Вероятно, вы прочитаете еще не одну тысячу символов за эти несколько лет – о том, почему квадов Трусовой достаточно, чтобы считать ее абсолютным гением. Но гений она только в четверных. 

Фигурное катание не заканчивается на них и вообще на прыжках. Остаются вращения, дорожки шагов, связки, владение коньком, перфоманс, композиция, построение программы, передача музыки и образа. Это неполный список элементов, которые подлежат оценке по судейской системе ISU. И на которые ISU вместе с нашей федерацией в отношении Трусовой, кажется, закрывает глаза. 

Всего несколько эпизодов.

Например, произвольная программа Саши в финале юниорского Гран-при-2018.

На этом примере прекрасно видно, во что превращается катание Трусовой, когда у нее не получаются квады. Идем по порядку. 

• заход на неудачный квад-лутц

Пересчитайте шаги – их 13. 13! Причем это не объемные движения, где одного толчка ноги хватает, чтобы пролететь треть катка, а просто мелкие шаги вперед. Когда спортсмен семенит при заходе на прыжок, это первый признак откровенно неважного качества скольжения.

Здесь должны страдать и надбавки к прыжку (GOE), и оценка за skating skills. Сравните этот заход Трусовой, например, со скользящей подготовкой Алены Косторной на каскад лутц-тулуп-тулуп (объемные движения, 6 шагов спиной, покрывающие путь от борта до борта, два оборота вокруг своей оси, минимум движений ногами). Понятно, что это не квад, но для оценки количества оборотов у нас есть базовая стоимость прыжка. 

каскад лутц-риттбергер

Обратите внимание, выезда нет. Трусова приземляет прыжок статично и выходит из него пятью шагами. И снова GOE, skating skills (частично – композиция) страдают.

Посмотрите на почти образцовый лутц-риттбергер в исполнении Алины Загитовой – гладкий, акцентированный выезд с моментальным переходом во вращение, с ускорением темпа – и все это по направлению спиной, на одной правой ноге.

• вращение

Максимально на «отвалите»: плохой темп, ноль эмоций – я сделала элемент, несите следующий. Кто забыл – вращения Юлии Липницкой – для сравнения.

Такие детали можно найти почти в каждой программе Трусовой.

Вот каскад в произвольной чемпионата России – опять нет выезда, опять выход пешком.

С лутцем-риттбергером история чуть лучше, чем в финале Гран-при: выезд есть, но пешком, 5-6 шагами.

От программ Трусовой порой впечатление одного бесконечного захода на следующий прыжок. Ясно, что квады требуют экстра-концентрации и подготовки, но фигурное катание – это ведь не спорт Елены Исинбаевой (разбег – прыжок – золото). 

Мемориал Непелы: опять 13 скучнейших шагов при заходе на лутц.

Из-за выбора музыки и платья Саша смотрится намного эстетичнее, чем в прошлогодней произвольной. Но программа опять напоминает не целостную историю, а набор элементов, расставленных друг за другом. Попытки эмоциональной отдачи присутствуют разве что в паузах – руки к вискам, удивление. Едем дальше.

От борта до борта. 

Прошлогодние еще юниорские программы Трусовой вообще жили отдельно от музыки, в этом году ситуация чуть лучше. Однако геометрия движений по льду – напрягающая. Посмотрите ее программу, фокусируясь только на маршруте движения. А потом посмотрите, например, на Кейтлин Осмонд. Там же, кстати, понаблюдайте за скольжением, заходами, выездом и пролетами на прыжках.

При гениальности Сашиных квадов, ее тройные по сравнению с лучшими образцами мировой фигурки XXI века – так себе. Вот заход на каскад тройной флип-тройной тулуп той же Кейтлин Осмонд – обращаем внимание на заходы и выходы.

А вот тройной флип Саши Трусовой.

Понятно, что в разное время и в разных программах. Но опять же, это оценивается отдельно. Речь не о том, что Трусова – плохая. Речь о том, насколько Трусова идеальна. 

Произвольный прокат на мемориале Непелы – вынос наших мещанских представлений о женской технике. Впечатленный японский арбитр сделал то, что современное катание последовательно делает с супертехнарями – ставит им золотые памятники. Наш друг из восточной страны поставил Трусовой 9 за skating skills, 8.75 за performance и 8.50 за интерпретацию.

Три «9» за skating skills получила, к примеру, Каролина Костнер вот за этот прокат произвольной на Евро-2017. Оценки же за представление и интерпретацию в японской версии обошли чемпионскую произвольную Елизаветы Туктамышевой на ЧМ-2015. 

Кроме того, японец поставил Трусовой «10» за вокал и вручил премию «Оскар» за лучшую роль второго плана в фильме «Бердмэн». Ладно, этого он не делал. Но впереди сезон; и так много судей, у которых много возможностей!

Каждый опытный зритель подсознательно понимает, что 65+ за компоненты в произвольной для Трусовой – не предел. За произвольную на Непеле она получила компонентами всего на балл меньше, чем Туктамышева за произвольную финала Гран-при-2018. Вероятно, к середине сезона оценка вырастет до 70-72, а то и 75 баллов. Надбавки к прыжкам (к любым) – тоже. Так устроена система: она готова награждать спортсменов топ-стран с одним удивительным навыком статуэтками за все. А если это еще и новое лицо... 

И правда, что за беспредел, почему Трусовой до сих пор не воздвигли памятник? Уже месяц как она во взрослых. Вы вообще болеете за Россию? 

Я не хочу обидеть Трусову. Я всего лишь за то, чтобы не превращать такой многогранный спорт во что-то очень однозначное. Во что-то вроде «вот вам 7 минут ходьбы по льду, но на 1:32 вы увидите фокус, потом можете перемотать до 1:57, там снова будет фокус. Да здравствует чемпион мира – по бальным танцам, хоккею и обладатель Букера – одним словом, гений».

Если мы так подчеркиваем преимущество Саши над другими спортсменками по прыжкам, почему оценки за прыжки эхом отражаются на остальном? Давайте разрешим женщинам прыгать четверные в короткой. Давайте повысим стоимость четверных или вернем возможность прыгать все во второй половине программы.

Но перестаньте ставить компоненты с катарактой в глазах! 

Очевидно, что сейчас Трусова уступает по качеству катания Загитовой, Косторной, Туктамышевой, Константиновой и даже Самодуровой. И уступает сильнее, чем это отражается в оценках. По перфомансу она заметно слабее Щербаковой.

Каждый раз, когда в протоколах Трусовой за компоненты появляются девятки, это не удар по прыжкам Трусовой. Прыжки у нее никто не отнимет. Ее лучшая произвольная уже на 13 баллов превзошла лучшую произвольную в карьере Ю-На Ким и на 21 балл – лучшую произвольной Костнер. Это циничный удар по другим фигуристкам, которые потратили часы тренировок на что-то другое.

Это удар по их возможности отыграться чем-то другим. Смысл фигурного катания в том, что каждый может взять своим, а не один – всем. 

Первое большое интервью Саши Трусовой – о прыжках в 5 оборотов, книгах и пельменях

Хавьер Фернандес в 2017-м вопрошал: «Я все время трачу на скольжение, и когда кто-то, который делает так много квадов, но не имеет навыков скольжения, также получает высокие компоненты, я думаю: «Зачем я тратил время? Мне следовало сосредоточиться на прыжках, а не на катании?».

Этот вопрос был, в первую очередь, адресован арбитрам, которые набивали девятки и десятки в компоненты протоколов Нэйтану Чену. Шок от шести квадов в произвольной был настолько силен, что судьи выкинули примерно половину соревновательных элементов. 

Талантливый человек не талантлив во всем – за каждым талантом скрывается недостаток. А за каждым недостатком – талант. Иногда недостаток и талант напрямую связаны. Трумен Капоте не закончил школу. Курт Кобэйн не стал математиком. Билл Гейтс был двоечником. 

Слепив из спортсменов идолов, вы превращаете их в фейк. В двухчасовой речи достаточно сказать два слова неправды – и ты будешь лжецом. Подтягивая Трусовой оценки там, где их нет, ее лишают того, с чем она пришла в этот спорт. И это – самое страшное. 

А пришла она с историей. Она принесла ее в ногах, в теле, в голове, в генах, в мускулах, в глазах. Она пришла, чтобы сделать революцию в прыжках. Это то гениальное, что она принесла в этот мир. Это ее «Завтрак у Тиффани», ее «Нирвана» и ее «Майкрософт». Не отнимайте у нее это. Не превращайте ее в девочку, которая творила историю. В ту, чьи победы нуждаются в объяснениях. 

Возможно, однажды Трусова станет великой катальщицей. Возможно, наступит время писать тексты с призывом заметить ее скольжение. Ведь скольжение – такие же часы, как и квады. 

Но сейчас – оставьте ее гением квадов. Оставьте ее настоящей. Оставьте настоящей Косторную, Щербакову и даже Загитову. Дайте им расти. Дайте им соревноваться талантами. Не превращайте их в богов. 

Александра Трусова – главный фаворит сезона. Чтобы понять, насколько это правильно, посмотрите как-нибудь ее прокат, представив, что в нем нет ни одного прыжка.

Она еще слишком молода, чтобы быть ненастоящей. 

Теперь все смотрят фигурку: пора разобраться в акселях, тулупах и флипах

Телеграм-канал Ивана Кузнецова, где есть не только квады Трусовой

Фото: instagram.com/sylva_photography; instagram.com/avtrusova; РИА Новости/Владимир Песня