12 мин.

Косторная – новая Каролина Костнер: фигурка дождалась богиню компонентов

Девушка с изумительным скольжением.

«Мир перестал быть ареной снов и мечтаний, он оказался просто ареной»

Дуглас Коупленд, «Пока подружка в коме»

***

Чемпионат США-97 выиграла Тара Липински. На тот момент ей было 14 лет. Она стала самой молодой чемпионкой. В журнале Chicago Tribune Филип Херш опубликовал колонку, посвященную исследованию феномена омолаживания женского катания.

Херш заметил, что в период с 1993 по 1997 годы двум из четырех чемпионок мира, Оксане Баюл и Мишель Кван, было всего 15. «Если Липински выиграет золото ЧМ, фигурное катание окончательно перейдет в руки малолетней шпаны», – заключил Херш.

И Липински выиграла. Стала самой молодой чемпионкой мира (14 лет). Через год – самой молодой олимпийской чемпионкой (15 лет).  

Именно тогда начались первые громкие дебаты о малолетнем катании. Один из швейцарских журналов назвал Тару «блохой, которая плавит лед». Тренер 24-летней Нэнси Кэрриган утверждала, что «если так дело пойдет и дальше, 16-/17-летние фигуристки будут чувствовать себя старыми девами».

«Парни не могут прыгать сложные прыжки, пока не вырастут. Девушки, наоборот, не могут их прыгать, когда вырастут», – это известное высказывание британца Робина Казинса, олимпийского чемпиона-1980.

В период с 1994 по 2002 годы женская фигурка узнала трех самых молодых олимпийских чемпионок – Баюл (16), Липински (15) и Хьюз (16). Вникая в подробности возрастного срача нулевых, начинаешь верить в цикличность истории. Девушки жаловались на пубертат, тренеры возрастных фигуристок ворчали на «систему», журналисты неустанно строчили про «детское тело», «низкие прыжки» и «юниорское катание». Техническими навыками все эти девушки ломали годами сложившуюся философию «дождись своего шанса», взяв все и сразу. Чиновники задумывались об изменении правил.

Тогда где-то в воздухе, которым дышат на ледовых аренах, в молекулах льда, по которому скользили коньки, в глазах судей, которые ставили этим скользящим конькам оценки, родился гигантский запрос на эстетику. На победы, которые девушки строили бы не на оборотности, сложности, технике, а на музыкальности, скольжении, женственности. Нехватку этого связывали исключительно с возрастом.

Чуть больше чем через год изобрели современную систему оценок ISU. И если первая оценка – отчаянная попытка справедливо разобрать технику, то современная детализация второй оценки сложилась под влиянием того запроса на богиню компонентов. Мир ждал ее.

В 2003-м, на чемпионате Европы в Мальме, на лед вышла 15-летняя девушка из Больцано. За три минуты под музыку Джорджа Уинстона она показала, какие же непробиваемые олухи – все те, кто утверждает, что у тинэйджеров нет эстетики. Что катание вприпрыжку – это потому что мало лет. Что отсутствие скольжения – от детского тела. Что низкие прыжки – это все потому что не 25.

Одного толчка ноги хватало юной итальянке, чтобы преодолеть полкатка. Она плыла между элементами. Ее связки были гладкими, как море в абсолютный штиль. Ее коньки и лед идеально друг друга понимали. Ее прыжки были выше многих 25-летних. Гармония заходов и выездов будто предназначалась для того, чтобы все тренеры мира посмотрели на нее и сказали: «Какого черта ты делаешь такое в 15?»

Трех минут ей хватило, чтобы заткнуть всех участников жарких дебатов о блохах. Они молчали еще много лет. Эта девушка своим катанием сказала им нечто чудовищное. Она сказала, что есть те, кому просто дано.

Ее звали Каролина Костнер. С первого проката на чемпионате Европы она была богиней компонентов больше 10 лет.

***

Круг замкнулся, когда Костнер по спортивным меркам постарела, а затем исчезла. В 2015-м ее дисквалифицировали на 2 года за то, что она не донесла в органы на своего парня, олимпийского чемпиона по спортивной ходьбе Алекса Шварцера, который жрал эритропоэтин.

В маркетинге есть такой термин – USP (unique selling point). Фишка товара, благодаря чему он продается и с чем главным образом ассоциируется у покупателя. На первые роли в женском катании во второй половине 2010-х все больше выходили люди, USP которых – не эстетика.

Ким Ю На, Мао Асада, Елизавета Туктамышева, Евгения Медведева, Кейтлин Осмонд. Это 5 последних чемпионок мира.

Ким Ю На, Аделина Сотникова, Алина Загитова – это 3 последние олимпийские чемпионки.

За редкими исключениями всех их делали атлетизм, тройные аксели, прыжки ближе ко второй половине программы, сложные каскады, самоотдача. Никто из них не ставил на вторую оценку и не собирался побеждать именно ей.

Болельщики так сильно их полюбили, что к этой особенности стали относиться как к недостаткам любимых: сконцентрировались на преимуществах, воскликнули «а как иначе, посмотрите на других», занялись самовнушением.

Мы, в России, смирились с пустыми связками и отсутствием хореографии у Туктамышевой, деревянными заходами на прыжки и отсутствием артистизма у Медведевой, раздражающим мельтешением ногами и натужной борьбой с элементами у Загитовой. Мы полюбили их как воспоминание о радости побед. Как символ. И плевать нам было на абсурд второй оценки каждой из них. Подчас любовь убивает в нас идеалистов.

Мы перестали слышать чужие мнения. Рафаэль Арутюнян возмущался в интервью Golden Skate:

– Фигуристки в основном делают одни и те же элементы. Да, россияне более последовательны, с этим я могу согласиться, но мы не обращаем внимания на оценки за одни и те же компоненты. А именно эти цифры удивляют меня после соревнований.

И пусть это выглядит как лицемерие, бурчащее лузерство, попытка убрать конкуренток. Но признайтесь, забыв о флагах: это же абсурд – сравнивать компоненты Медведевой и Эшли Вагнер.

И слова самой Эшли о Загитовой – тоже лицемерие: «Это не программа», – сказала она об Алине на Олимпиаде, увидев все прыжки во второй половине. Это обида на поражение американской сборной в команднике, обида на неудачный сезон. Но кто сказал, что обида всегда врет?

После Олимпиады ISU запретила все прыжки во второй половине. Еще до Игр влиятельный чиновник Фабио Бьянкетти разработал проект о разделении фигурного катания на два типа соревнований – по технике и артистизму. Вернулись разговоры о повышении минимального возраста – на конгрессе ISU в 2018-м. Спустя почти 20 лет.

Мир фигурного катания взбесился. Как иначе можно объяснить почти 140 баллов, которые получает Каролина Костнер за произвольную после возвращения с дисквалификации на Евро-2017? Она, безусловно, гений. Но самый сложный каскад в ее первой произвольной после двух лет без катания был тулуп+тулуп. Это же насколько сильно надо хотеть эстетики, чтобы дать столько плюсов к технике и поставить без 4 баллов сумму Мао Асады в Сочи с тройным акселем? Это же насколько неэстетичными должны быть остальные?

В какой-то момент тренды женского катания стали выводить в топ людей с кричащим отсутствием второй оценки. Она стала целиком отражением первой, влияния федераций, имиджа. Но как бы не легка была вторая оценка для технических монстров, ее абсолютная поддельность приводила к тому, что ломалась она так же быстро как поддельные часы Rolex. Поэтому растренированная 30-летняя Костнер с убитой техникой получала такие огромные баллы. Всем хотелось настоящей эстетики.

Просто задумайтесь, почему компоненты Загитовой сравнялись с компонентами Медведевой в первый же взрослый сезон – при том, что одна из ее программ была натурально юниорской? Ну давайте честно признаемся – если Алина и гений, то совсем других вещей, к искусству мало относящихся. Задумайтесь, насколько липовыми должны быть в таком случае компоненты Медведевой, которые формировались 2,5 сезона и били мировые рекорды – а это компоненты лучшей фигуристки мира на тот момент? С каким оглушительным грохотом рухнули идеалы, что фигурный мир забыл о людях вроде Сары Майер, Киры Корпи, Саши Коэн, и всерьез утверждал, что Медведева должна была победить на Олимпиаде, простите, «взрослым катанием»?

Задумайтесь, как сильно деградировать должен этот вид, чтобы в борьбе за лучшие компоненты в Пхенчхане сошлись люди со скиллами Медведевой и Загитовой?

Насколько деградировать должно женское катание, чтобы оценка за компоненты перестала вообще иметь какой-либо смысл, а стала чем-то вроде автомата на экзамене особенно прилежным ботанам?

Все это уже было около 20 лет назад. Чаще всего не находя в конкретный момент времени воплощение своих представлений о прекрасном, мы просто меняем эти представления. Меняем и думаем, что их больше нет. Но однажды они вырываются наружу.

Алина Загитова победой в Пхенчхане ворвалась в тройку самых молодых олимпийских чемпионок. В Америке снова появилась самая молодая чемпионка – 13-летняя Алиса Лью, с двумя тройными акселями в произвольной. Тара Липински поздравила ее в твиттере. В России – первая в истории девушка с двумя четверными, Александра Трусова (14 лет). Главной претенденткой на победу на чемпионате мира считается 16-летняя японка Рика Кихира, с двумя тройными акселями в произвольной.

Снова начались дебаты о малолетках, блохах и зрелом женском. Мир снова кричит, но не знает – о чем. Все эти странные идеи ISU, эта новая реформа в оценках прыжков, эти грубые заявления про детей.  

Фигурное катание уже много лет ждет новую богиню компонентов. Фишка которой – в чистоте элементов, катании, эстетике. Ту, которая снова всех их заткнет. Которая снова скажет правду: дело – не в возрасте. Дело – в том, что такие появляются раз в десятилетие.

Фигурное катание уже много лет ждет новую Костнер.

Если вы внимательно посмотрите короткую программу Каролины сезона-2002/03, вас разорвет ощущение флэшбэка и узнаваемости деталей. Всмотритесь. Переходы, связки, манера скользить. Только прыжки – с другой ноги. Фортепианная музыка.

Забыв о флаге и внешних чертах со скидкой на небольшую разность фактур, вы узнаете в этой программе Алену Косторную.

***

Бывший тренер Александры Трусовой на днях слил инсайд из группы Тутберидзе. Еще до юниорского чемпионата России-2019 Александр Волков рассказал об отношениях Алены Косторной и тройного акселя:

– Она исполняет тройные прыжки и на большее не идет. Хотя прыгала тройной аксель, но, как я слышал, пару раз хорошенько приложилась и сказала, что здоровье дороже. Я ее понимаю, потому что она способна выиграть очень многое и без акселя в 3,5 оборота.

Каждое утро Алена приходила на тренировочный лед и видела, как Трусова и Щербакова делают квады. Видела, как Загитова крутит лутц+риттбергер. Она заходила на ютуб и видела тройные аксели Кихиры, Лью и Туктамышевой. И она отказывалась учить тройной аксель. Она откладывала его – сама призналась после юниорского ЧР. И даже не заикалась о четверных.

Она идет побеждать скольжением, музыкальностью, идеальным владением телом. Она идет побеждать не сложностью прыжка – но самим прыжком: начиная с захода, заканчивая выездом. Она идет побеждать, делая двойной аксель настолько идеально, как Кихира никогда не сделает свой тройной. Новая система позволит противопоставить ей чистоту деталей чистоте прыжка: теперь к базовой стоимости судьи могут добавлять +5. Она идет побеждать ускоряющимися к концовке медленными мелодиями, осиливая их бешеный темп на третьей минуте, и, кажется, это – не физика, а одна сплошная эмоция.

Самый сложный каскад в ее программах – лутц+тулуп. Если бы речь шла о ком угодно, кроме Косторной, лутц+тулуп как самый сложный каскад в 2019-м в женском катании был бы выстрелом в голову.

Но к 15 годам у нее уже есть почти 80 баллов за короткую и больше 150 за произвольную. Уже есть победа над теми, кто прыгает квады рядом с ней на льду (финал юниорского Гран-при-2018). Уже есть победа над Медведевой и Загитовой (чемпионат России-2019).

– Я хотела бы взять катание у Костнер, а вращения – у Липницкой, – сказала Алена.

И ничего не сказала про прыжки. Катание Костнер и вращения Липницкой. Две метафоры, описывающие всю эстетику женского катания. И больше ничего.

***

В самом начале этого текста стоит цитата Дугласа Коупленда из романа «Пока подружка в коме». Это книга о том, как 17-летняя девушка впала в кому на 20 лет. Проснулась она совсем в другом мире, который ей сильно не понравился. В нем было много гаджетов, много работы и ни у кого не было времени. А она осталась 17-летней, живя с этим когнитивным диссонансом и странными представлениями о красоте. 

Когда смотришь на программы Косторной, кажется, будто их вытащили из прошлого. В котором отчаянно хотели красоты.

В феврале Алена Косторная отправится на последние юниорские турниры в жизни. А с лета начнет готовиться к первому взрослому сезону.

Я хочу пожелать ей не бояться этого взрослого мира, который уже много лет мечтает именной о ней. О той, обороты которой на прыжках не имеют смысла. О той, которую не нужно посылать на речь в МОК ради всенародной любви. О той, которую не нужно принимать «такой, какая есть». Люди рождаются идеалистами – поэтому так часто устают от любви, не решаясь себе в этом признаться.

Мир фигурного катания уже много лет хотел смотреть, а не считать. Теперь он сделает все, чтобы смотреть на новую богиню компонентов бесконечно долго. Так, чтобы прокаты не заканчивались, повторы с недокрутами не начинались, а оценки на экране не появлялись.

Ощущение, накатывающее во время всех программ Косторной – обаятельной гармонии бесконечности. Захватывающее ощущение влюбленности, которое намного ярче любви.

Роман Дугласа Коупленда закончился концом света. Все человечество вымерло, но остались несколько человек. Эти несколько жизней после апокалипсиса были несколькими шансами вернуться в прошлое и изменить мир.

 

Другие тексты Ивана Кузнецова о фигурном катании: 

Он был Фрэнком Синатрой фигурного катания. И спел My Way коньками

История Этери Тутберидзе – про то, каким должен быть спорт в России

Невероятно токсичный Telegram-канал Кузнецова о фигурке. Подпишись, пока не вычистили!

Фото: РИА Новости/Александр Вильф, Владимир Песня; REUTERS/Jerry Lampen; Gettyimages.ru/Jamie Squire /Allsport; globallookpress.com/Anke Waelischmiller/SVEN SIMON, Jaroslav Ozana/CTK, Yutaka/AFLO