6 мин.

Может, уже начнем играть по правилам?

Всё меньше и меньше времени остаётся до старта плей-офф суперлиги, а это значит, что всё чаще и чаще будут разгораться ожесточенные дискуссии, в том числе и по вопросам соблюдения регламента чемпионата – основного документа, регламентирующего все нюансы проведения турнира.

В российском гандболе уже давно устоялось мнение, что регламент – вещь далеко не всегда обязательная к исполнению и, в случае крайней необходимости, очень пластичная. И, действительно, все мы помним истории с постоянно меняющимся числом матчей серии плей-офф, с игнорированием некоторыми командами ненужных, по их мнению, матчей чемпионата, а уж про чётко соблюдающийся и неизменный календарь суперлиги и вовсе лучше будет умолчать. Но в этом сезоне появилось нечто новенькое. И это новенькое нарушение регламента касается правил, связанных с легионерами. Ну а какая сейчас у всех возникла первая ассоциация после упоминания легионеров в российском гандболе? Конечно же, это нынешний лидер чемпионата клуб «Ростов-Дон», в составе которого в этом сезоне выступают сразу шестеро обладателей нероссийских паспортов, а также ещё один игрок, о котором мы расскажем отдельно немного позднее.

Перейдем к сути. Логичным воплощением политики федерального Мин спорта последних лет, касательно ограничения в российском спорте числа иностранных игроков, стало появление в регламенте чемпионата России, в пункте 1.8.1 пятого абзаца: «Клубы Суперлиги имеют право внести в именной заявочный лист на сезон и в техническую заявку на игру не более 5 (пяти) иностранных игроков». Но, как мы помним, в составе «Ростов-Дона» в этом сезоне шестеро иностранок: норвежка Катрин Лунде, украинка Виктория Борщенко, бразильянка Ана Паула Родригес Бело, испанка Александрина Кабрал Барбоса, датчанка Лотте Григель и француженка Сираба Дембеле. Очень внушительный и мастеровитый иностранный десант, который, тем не менее, по букве закона не имеет права в полном составе принимать участие в российской суперлиге. Но все эти гандболистки играли в этом сезоне в высшем российском дивизионе. И это сейчас в большей степени камень не в огород клуба – это абсолютно их личное дело какими игроками и под какие цели комплектовать свой состав. Может, один из этих легионеров покупался исключительно под еврокубковые игры?

Но куда смотрела мандатная комиссия ФГР, которая обязана была не допустить команду с таким именным заявочным листом на сезон до игр чемпионата? Попробуем разобраться в направлениях взоров членов этой комиссии. Для этого откроем документ, регламентирующий состав мандатной комиссии на сезон 2016/17 и сроки её проведения. В этом распоряжении мы увидим, что комиссия под председательством Льва Геннадьевича Воронина работала с 22 по 26 августа 2016 года, а изменения в Регламент, как мы помним, вносились аж 2 сентября. То есть получается, что ни мандатная комиссия, ни клуб просто не знали о готовящихся новых требованиях к допуску команд до чемпионата, и решение принималось исходя из действовавшего на тот момент регламента. Но тут же возникает резонный вопрос: а почему Федерация принимает изменения в регламент, касающиеся допуска команд к чемпионату уже после того, как мандатная комиссия закончила свою работу? Тем паче, что эти самые изменения принимались Исполкомом ФГР, в состав которого входят двое членов мандатной комиссии: Поладенко и Очеретин.

Ладно, оставим вопрос допуска «Ростов-Дона» до чемпионата именно в таком составе на совести людей, отвечавших за это в Федерации. Но, вероятно, уже после 2 сентября, т.е. во время самой суперлиги, ростовчанки то уж наверняка не заявляли больше 5 иностранок на матч? Это же напрямую запрещено регламентом, и соблюдение данной нормы должно контролироваться компетентными органами ФГР! В абсолютном большинстве матчей суперлиги «Ростов-Дон» действительно исправно вносил в техническую заявку на матчи не более положенного числа легионеров, но всё-таки однажды на игру оказалось заявлено шестеро обладательниц иностранных паспортов. Это была встреча в Москве с «Лучом», которая состоялась 25 сентября (итоговый протокол по итогам матча прикреплен в документах). Но последовали ли какие-нибудь санкции за это к клубу, к судье-инспектору, не уследившему за этим, или к кому бы то ни было ещё? Нет, абсолютно никакого наказания никто за это не понес. При том, смотря на турнирную таблицу сейчас, после окончания регулярного чемпионата, можно утверждать, что абсолютно никаких последствий даже такая мера, как техническое поражение «Ростов-Дона» в этой встрече, за собой не повлекло. Ростовчанок ничего бы не сумело сдвинуть с первой строчки, а москвички так и не поднялись бы на 6 место. Но не было сделано абсолютно ничего.

Может быть, именно на этом моменте статьи некоторые читатели подумают, что её автор откровенный лжец, и в чём-то окажутся правы. Все мои предыдущие заявления о том, что в составе «Ростов-Дона» в этом сезоне выступают шестеро легионеров действительно можно и даже нужно считать откровенной ложью. С точки зрения Регламента чемпионата России иностранных игроков в составе «донских красавиц» на самом деле семеро: ещё одной иностранкой необходимо считать Юлию Манагарову, у которой на руках имеется российский паспорт. Обратимся к определению иностранного игрока, которое даёт нам Регламент: «Иностранный игрок - спортсмен, не имеющий право выступать за спортивные сборные команды Российской Федерации по гандболу в соответствии с нормами международных спортивных организаций, проводящих соответствующие международные соревнования». Как мы видим, ни о каком наличии паспорта как критерии определения спортивного гражданства здесь речи не идёт. Важно лишь то, может гандболистка выступать за национальную сборную страны или же нет. Манагарова до 15 июня 2017 года включительно выступать за сборную России не может. Оттого совершенно верно на сайте ЕГФ Юля отображается как украинский игрок.

И что же получается у нас тогда? Мало того, что фактически во всех матчах суперлиги «Ростов-Дон» не соблюдает правило не более пяти иностранок в технической заявке на матч, так к тому же на постоянной основе действующими вице-чемпионками нарушается ещё одна норма регламента: об одновременном нахождении определённого числа легионеров на игровой площадке. Обращаемся всё к тому же пункту 1.8.1 регламента, к шестому абзацу: «В каждой Команде Суперлиги имеют право одновременно находиться на игровой площадке во время игры Чемпионата не более 3 (трех) иностранных игроков». Стоит ли мне сейчас бежать и делать нарезку моментов, на которых будет видно, что «Ростов-Дон» это правило не соблюдает? Мне кажется, что любой человек, следящий в этом сезоне за суперлигой, без труда припомнит не один десяток подобных эпизодов.

Что интересно, в следующем же, седьмом абзаце этого же пункта регламента прописаны санкции для сторон за это нарушение: «Иностранный игрок, нарушивший данное требование, подлежит дисквалификации. Если же нарушение было обнаружено только после окончания матча, то судья- инспектор матча и официальный представитель команды-нарушителя наказываются штрафом по десять тысячи рублей (10 000 руб.) каждый. Судья-секретарь и судья- секундометрист отстраняются от игр Чемпионата на один месяц». Вы представляете, на какую бы сумму пополнился бюджет ФГР при постоянном применении этой меры?:) Правда, тогда бы возникла проблема с поиском судей-секретарей и секундометристов для проведения игр чемпионата, но это уже другой вопрос.

Работая над этим материалом, я прекрасно понимаю, что с огромной долей вероятности ничего, кроме бурных (а возможно и не очень) обсуждений в комментариях, этот пост не вызовет. Ни от ФГР, ни от клуба не последует никакой реакции, хотя опять же, повторюсь, к команде по этой ситуации вопросов куда меньше, чем к федерации. Никто не понесёт никакой ответственности за то, что фактически весь сезон клубом-флагманом российского гандбола нормы регламента не соблюдались. И, совершенно ясно, что уже в следующем сезоне такой проблемы не возникнет: Юля Манагарова уже окончательно станет россиянкой, а «Ростов-Дон», несомненно, будет чётко следить за числом иностранных игроков в своём составе, что мы уже и видим, исходя из озвученных трансферов, и все об этом благополучно забудут. Но, где гарантия, что не возникнут новые ситуации с нарушением регламента, которые вновь и вновь будут спускаться на тормозах без наказания виновных? Когда уже российский гандбол начнёт работать чётко по установленным правилам?

 

Ссылки на документы, упоминаемые в материале:

1) Регламент чемпионата России с изменениями от 2 сентября 2016 года:http://www.rushandball.ru/files/docs/reglament_chr_s_izmeneniyami_ot_2_sentyabrya_2016_goda.pdf

2) Изменения в регламент чемпионата России от 2 сентября 2016 года:http://www.rushandball.ru/files/docs/izmeneniya_v_reglament_chr_2013-2017_gg.pdf

3) Распоряжение о назначении состава и сроков мандатной комиссии 2016/17:http://www.rushandball.ru/files/championship/champ20162017/rasp3_mandat.pdf

4) Итоговый протокол матча суперлиги "Луч" - "Ростов-Дон" от 25 сентября 2016 года:http://www.rushandball.ru/files/championship/champ20162017/statistika/womensl/predv/250916luch-rostov.pdf