11 мин.

Карьеру русской звезды НХЛ спасали в украинском клубе. Если бы не Майдан (и Знарок), мог даже играть там за сборную

Донецкая история Евгения Дадонова.

Он один из лидеров своей команды в НХЛ, но удивительно непопулярен в России. Конечно, его знают и хорошо помнят как минимум в Челябинске и Питере, но новости про пропущенный матч Гусева или о том, что Овечкин пришел на тренировку с сыном, волнуют аудиторию куда больше, чем дубль Дадонова. С появлением во «Флориде» Сергея Бобровского про Дадонова почти не вспоминают: куда интереснее следить, как голкипер за 10 млн в год крутится в воротах команды с кошмарной обороной.

Во Флориде же Дадонова любят и тренеры, и болельщики – здесь он действительно звезда атаки, вместе с Барковым и Юбердо. Сейчас он второй снайпер клуба (10 голов, 11 – у Коннолли) – из наших игроков в этом сезоне больше забили только Овечкин (15), Панарин (12) и Свечников (11). Евгений близок к статистике «очко за игру» и вполне может перебить 70 очков из прошлой регулярки.

Он давно стал одной из главных опций «Пантерс» в большинстве (5 шайб): все уже знают, что рано или поздно Дадонов окажется на пятачке или – что еще хуже для соперника – в слоте между двумя кругами вбрасывания. И неважно, кистевой будет, щелчок или подставление. Эта зона не носит его фамилию, как офис Овечкина, но забивает последние три сезона Евгений чаще всего оттуда. Одна из главных претензий к нему (и его партнерам) – слишком много пасует и мало бросает. Понятно, что Дадонов не суперзвезда НХЛ, но если его упрекают в том, что он хочет сыграть красиво и до верного, то более значимых минусов в его игре просто нет.

Спокойное отношение к Дадонову на родине удивляет еще больше, если вспомнить, что он не пропустил ни одного из шести последних чемпионатов мира, а в 2019-м и вовсе стал лучшим снайпером сборной – при Овечкине, Кучерове и Малкине в составе.

Но таких турниров (как и пяти медалей ЧМ: три бронзы, серебро и золото) в жизни Дадонова могло не быть.

«По состоянию на начало 2014 года у нас было 13 человек, чьи документы на получение гражданства уже оформлялись. Бумаги четверых уже лежали в администрации президента. Среди них был Евгений Дадонов, один из лучших бомбардиров недавнего чемпионата мира в Чехии. Если бы не война, уже в следующем году Женя выступал бы в майке сборной Украины. Среди других игроков, готовых принять гражданство, могу назвать Кагарлицкого, Пигановича, Якуценю – не последних людей в КХЛ», – рассказывал президент Федерации хоккея Украины Анатолий Брезвин в мае 2015-го. Понятное дело, что Виктору Януковичу в начале 2014-го было не до хоккеистов – в стране вовсю полыхал Майдан.

А ведь «Донбасс» планировал стать базовым клубом и поднять сборную в мировую элиту. Дадонов, отыгравший почти два сезона в Донецке, виделся ключевым игроком Украины.

* * *

Евгений никогда не считался суперзвездой российского хоккея. Его ценили по юниорам и молодежке, но он всегда либо оставался в тени более раскрученных и перспективных ровесников, либо был «одним из»:

• в золотой юниорской сборной-2007 заправляли Алексей Черепанов и Никита Филатов, при них – Андрей Локтионов и Дмитрий Кугрышев;

• на МЧМ-2008 – те же минус Локтионов, но плюс Тихонов и Анисимов;

• в 2009-м в молодежке зажигали Филатов, Андронов, Клюкин, Клопов и защитник Гончаров, забивший на чемпионате мира больше Дадонова;

• даже в год дебюта в «Тракторе» ярче выстрелил Андрей Попов (2+10 при 1+1 у Дадонова). И уж точно с Дадоновым не носились так, как через несколько лет с Кузнецовым или Ничушкиным.

Зато главный тренер сборной России Вячеслав Быков видел большой талант: уже в 20 лет Евгений играл в контрольных матчах в тройке с Макаровым и Зиновьевым.

«На Дадонова мы обратили внимание еще во время чемпионата КХЛ. Женя – техничный нападающий, который умеет и любит обыгрывать соперников один в один, часто угрожает воротам», – объяснял вызов Игорь Захаркин. В той сборной любили таких игроков. Тренеры даже хотели переманить его в ЦСКА, но сами оказались в Уфе, а Дадонов переехал во «Флориду». Убежал, как уверяли в «Тракторе», с действующим контрактом.

КХЛ пыталась воззвать НХЛ к договоренностям не красть игроков, заключенным годом ранее, но в итоге бороться за Дадонова не стала: открылось несовершенство регламента молодой лиги, да и не настолько значимой казалась потеря.

Первую, трехлетнюю, поездку за океан не назвать удачной. Да, из-за частых травм других игроков его регулярно поднимали из АХЛ в основную команду – он успел поиграть в сочетании со всеми нападающими «Пантерс»: от первого до четвертого звена. Тренеры то восхищались его пониманием игры, то говорили, что он «стабильно нестабилен».

Казалось, что 17 очков за 40 игр в двух неполных сезонах НХЛ и участие в Матче молодых звезд – неплохой результат. Но менеджеры «Флориды» хотели большего: новый тренер Кевин Динин был недоволен Дадоновым в летних лагерях, хотя и оставил его в основе в начале сезона – за шансы Евгений не цеплялся и падал в АХЛ. В январе 2012-го его обменяли в «Каролину».

Евгений был частью сделки: он и Эй-Джей Дженкс стали «ураганами», а Джонатан Мацумото и Маттиас Линдстрем переехали во Флориду. Эти звучные фамилии в сумме проведут за карьеру 1 матч в НХЛ – и уже тогда такой трейд намекал, что Дадонова списали. Мгновенная и окончательная ссылка «Каролиной» в фарм-клуб – без единой тренировки с основной командой – только подтверждала это. «Ураганы» ни разу не подняли его из АХЛ – в прессе обсуждали, что клуб провел этот обмен ради усиления своего фарма.

«Было тяжело, когда тебя по несколько раз в месяц кидают в фарм, а потом возвращают в первую команду. Сложно показывать один уровень игры. Общались с руководством «Флориды»: у них не было в планах держать меня весь сезон в первой команде.

А после обмена в «Каролину» мне шанса вообще не дали. Почему – не объясняли. Насколько я знаю, у них была задача выйти в плей-офф – конец сезона они доигрывали более опытными игроками. Ничего у них не получилось», – вспоминал тот обмен Дадонов. Когда он не принял новое предложение от «Каролины», никто не удивился.

Было понятно, что Евгений вернется в КХЛ – его камбэк в «Трактор» казался очевидным. Челябинск сделал квалификационное предложение – и Дадонов стал собираться на родину. Но неожиданно контракт перебил новичок лиги – донецкий «Донбасс» предложил 50 млн рублей (1,5 млн долларов по тому курсу) в год. У уральцев была неделя, чтобы повторить предложение, но Валерий Белоусов высказался против таких контрактов у молодежи.

С одной стороны, Евгений очень пригодился бы Челябинску в том сезоне – возможно, его и не хватило, чтобы побороться в финале с «Динамо». С другой – и без него «Трактор» выиграл Восточную конференцию.

Но главное – именно «Донбасс» в итоге реанимировал карьеру Дадонова.

Донецкий клуб был проектом бизнесмена и политика Бориса Колесникова: в 2010-м он стал собственником команды, существовавшей уже пять лет.  Схема «чемпион Украины – участник ВХЛ – участник КХЛ» с учетом вложений Колесникова в клуб была пройдена за два года, при том что он сам больше занимался организацией футбольного Евро-2012 – его назначили вице-премьером, а потом и министром инфраструктуры. Но хоккей политик любил больше – это было понятно даже по цитатам:

• «Бюджет клуба должен начинаться с 35-40 млн долларов – это первая ступень к элите»;

• «Новая арена «Донбасса» будет самой большой в Европе»;

• «Украинский хоккей на 40 лет старше, чем российский. И первые специалисты в Москве были из львовского клуба».

Политическая деятельность Колесникова наложила отпечаток на многие из его заявлений (вместо 20-тысячной арены, например, в итоге строили 8-тысячник), но он действительно вкладывал деньги в «Донбасс»: клуб с первого дня старался соответствовать уровню КХЛ. По подбору состава – точно.

В локаутный сезон «Донбасс» вернул на родину Бабчука, Федотенко (приехал и на следующий сезон) и Поникаровского, усилился крепкими легионерами, уже игравшими в КХЛ: Лацо, Эрсбергом, Недоростом, Кашпаром, Подградски. Скауты пошерстили по европейским лигам и Северной Америке, где нашли Бартулиса, Виртанена, Уилсона, Киискинена, Петерссона. Плюс российские игроки и украинец Сергей Варламов. По ходу сезона еще пришли Робитайл и Кагарлицкий. Возглавил эту международную сборную Юлиус Шуплер – тогда его еще вспоминали приятными словами болельщики Риги, и не очень приятными – фанаты ЦСКА.

Дебютный сезон получился неплохим – «Донбасс» не вышел в плей-офф, но отстал от восьмого места лишь на одно очко и вообще смотрелся отлично для команды, собранной за пару месяцев. Дадонов сразу стал одним из лидеров – в топы по лиге не попал, но стал лучшим бомбардиром (38 очков) и ассистентом в команде.

Ему давали большинство, почти не ограничивали во времени – он получил то, чего у него не было за океаном. Связка Евгения с Недоростом была одной из лучших в лиге – третьим с ними выходил Киискинен. Эта троица и помогла «Донбассу» взять в том сезоне Континентальный кубок – приятный бонус евросезона.

Следующий сезон получился еще круче и для Дадонова, и для всей команды в целом. На место Шуплера пришел Андрей Назаров (а заодно и забрал пост тренера сборной Украины): под его эмоции команда вышла в плей-офф с четвертого места на Западе, а Евгений хоть и набрал меньше, чем в прошлой регулярке, но провел просто идеальный плей-офф – 7+5 в 13 матчах.

В декабре 2013-го «Донбасс» подписал с Дадоновым новый трехлетний контракт (до конца сезона-2016/17). Его все устраивало в Донецке, и по ходу нового соглашения он мог даже сыграть за сборную Украины – теоретически уже с осени 2014 года.

По правилам ИИХФ, если игрок не выступал в турнирах международной федерации, то для смены спортивного гражданства ему достаточно отыграть два сезона (или 16 месяцев) за клуб из страны, гражданство которой он хочет принять. Ситуация с Дадоновым была чуть сложнее: он заигран за молодежную сборную России и в контрольных матчах за взрослую. Но при наличии политического гражданства страны и письма из местной федерации ИИХФ не стала бы препятствовать – и согласилась на два года (в 2018-м Казахстану так одобрили Хенрика Карлссона, выступавшего на Евротуре за Швецию). А с этим проблем не было: документы о смене политического гражданства на него и еще нескольких русских игроков «Донбасса» уже действительно лежали у Януковича.

«Конечно, в Донецке меня спрашивали, согласен ли я получить гражданство. Я тогда им ответил, что согласен, если не буду играть за сборную России. Мне все равно надо было несколько лет ждать (он думал, что 4 года – Sports.ru). Говорил, что если не буду играть за сборную России, то, конечно, готов играть на международном уровне. В любом случае хочется ездить за сборную», – рассказывал Евгений в интервью «Р-Спорт».

У Украины был реальный шанс переманить Дадонова – в России с ним обходились странно. Осенью 2012-го Зинэтула Билялетдинов взял его на Кубок «Карьялы». В следующие паузы Евротура тренер включал Евгения в расширенные списки, но не брал на турниры – а отсутствие объяснял травмами, которых на самом деле не было. У Дадонова был реальный повод обидеться и согласиться на предложение другой сборной.

Помешали два факта: вызов Олегом Знарком в сборную весной 2014-го – как раз тогда Россия «мстила» за поражение на домашней Олимпиаде и катком проехалась по всем на чемпионате мира. И военный конфликт, разгоревшийся на Украине.

«Мне все здесь нравится. Уровень хоккея в КХЛ высокий, инфраструктура команд развивается. Донецк – приятный город, цены в нем недорогие, примерно, как в Челябинске. Правда, экология не лучшая. Заводы и шахты оказывают влияние на окружающую среду.

Я понимаю людей, которые не поддержали свержение власти Майданом. Я понимаю и новое правительство, которое хочет сохранить целостность страны. Мне бы хотелось одного, чтобы две стороны договорились и прекратили стрелять», – говорил Дадонов в интервью ChelyabinskHockey уже после ЧМ-2014. Он был в полной уверенности, что доиграет свой контракт.

Но две стороны так и не договорились.

«Донбассу» пришлось расставаться с игроками: сначала это было обставлено как аренда на год, но со временем стало понятно, что украинского клуба в КХЛ больше не будет. Дадонов перешел в СКА, который как раз возглавил Вячеслав Быков.

«Когда появилась возможность пригласить Женю Дадонова, в голове моментально родилось это сочетание. Хотя в Череповце и до меня в Питере была сыгранная связка Вадима Шипачева и Жени Кетова. По динамике и чувству партнеров Дадонов идеально вписался к Шипачеву и Артемию Панарину», – рассказывал потом Быков «Спорт-Экспрессу».

Ну а дальше уже все было хорошо.

Лучший русский форвард «Флориды» после Буре

Защитник «Флориды» потерял 9 зубов, но вернулся на лед. Он не пропустил ни одной игры за 10 лет

Наш инстаграм / наш телеграм / мой твиттер

Фото: Gettyimages.ru/Michael Reaves; РИА Новости/Алексей Куденко; hcdonbass.comhctraktor.org