6 мин.

Студент экономического факультета, герой страны, фланговый защитник — египетский новичок «Базеля» Омар Габер

Омар Габер отказался играть в один из самых трагичных дней египетского футбола. Теперь «Базелю» суждено узнать образованного 24-летнего игрока, к чьему подписанию клуб долго стремился.

alt

Пока Омар Габер знает с Биркира Бьярнасона только по телевизору. Египтянин смотрел первый матч исландцев по телевизору и видел, как его будущий партнёр по команде сравнял счёт в первом матче на Евро. Первый гол маленькой страны на большом турнире напомнил Габеру о том, как он сам стал непосредственным участником подобного запоминающегося момента пять лет назад на чемпионате U-20 в Колумбии. Тогда египетские парни проигрывали будущим чемпионам мира бразильцам, и Габер на 26-й минуте сравнял счёт. Первый гол за сборную «был одним из прекраснейших моментов в моей жизни».

Тогда 19-летний игрок помог своей команде вырвать ничью и произвёл впечатление на скаутов — среди которых был и скаут «Базеля», который наблюдал за «очень хорошим поколением египтян», как выразился спортивный директор Георг Хайтц: в основе тогдаиграли и Мохамед Салах с Мохамедом Эльнени, первые египтяне в истории «Базеля».

Теперь Габер четвёртый игрок с берегов Нила, переехавший в Базель. С того момента в Колумбии ответственные лица клуба не теряли Омара из виду и видели как он играет, например, в составе египетской олимпийской команды в марте 2012 в Ранкхофе. Тогда «Базель» организовал товарищеский матч, чтобы лишний раз посмотреть на игру Мохамеда Салаха.

alt

Переезд Габера в Базель обрёл очертания в марте 2016 года. «Когда агент сказал, что мной интересуется «Базель», я был на седьмом небе», сказал 24-летний египтянин. В мае он подписал контракт на 4 года — и в этом есть «вина» и Мохамеда Салаха, который когда-то стал заменой Джердана Шакири; первое подписание египетского футболиста требовало «смелости», по словам Хайтца. Сейчас можно сказать, что «Базель» из год в год всё лучше и лучше понимал людей другой культуры, лучше понимал египетские клубы — и в особенности лучше понимал футболистов, которые защищали цвета «Базеля».

Хайтц поведал, что «Базель» для убеждения Габера в целесообразности перехода, заручился и поддержкой Мохамеда Эльнени, «а когда такой игрок, как Эльнени говорит: «Ты можешь верить «Базелю»», то дело становится проще». Не только с Эльнени, который зимой перешёл в «Арсенал», но и с Салахом Габер постоянно находится на связи; «я слышал от него о «Базеле» только хорошее», рассказывает Омар. Лишь перед подписанием контракта футболист прилетел в Швейцарию. Он полностью доверился своим друзьям, с которыми к тому же у него и общий агент.

alt

Теперь «Базель» в некотором роде стал «воротами» в Европу для египетских футболистов, клуб известен тем, что не чинит препятствий футболистам для перехода в другие клубы: «Когда футболист уходит, мы расстаёмся друзьями», говорит Хайтц. Несмотря на такую репутацию с командой Габера договориться удалось далеко не сразу. «Бордо» из французской Лиги 1 сделал предложение, но «Замалек» его отклонил. Клуб хотел получить больше денег за своего игрока, но теперь «я очень благодарен «Замалеку», что они приняли предложение «Базеля»».

Хайтц два дня в Каире ждал ответа на своё предложение, наконец, в 22 часа стороны сошлись в цене: примерно 1, 8 млн франков «Базель» заплатил «Замалеку».

Впервые оказавшемуся далеко от дома юноше пойдёт на пользу то, что Урс Фишер хочет предоставить время для адаптации «позитивному, очень искреннему и зрелому парню». Тренер хочет использовать правоногого игрока прежде всего на краях поля, но может и выпустить его играть центральным полузащитником. Фишер разговаривает на английском языке, которым превосходно владеет Габер.

Родители решили отправить своего мальчика в американскую школу, где лекции были на английском и немного французском языках. Кроме языкового уровня юноше понравилось и то, что школа была «проще египетских», по словам Габера. Так что у него было больше времени заниматься своей футбольной карьерой, не забрасывая при этом образование — так продолжается и по сей день: после школы Габер изучал два года логистику, потом поступил на факультет экономики.

«Я студент второго курса и для меня конечно, летать из Базеля в Египет — испытание. Но университет дал мне понять, что они знают, что я буду играть в футбол в Европе, поэтому они не будут слишком строгими», говорит Габер. Его новый руководитель Георг Хайтц так же уверен: «Мы как-нибудь уладим это дело».

Ему нужно образование, поскольку он вырос в образованной семье. Матери принадлежит текстильная фабрика, старший брат, сам футболист, ведёт дела в фирме матери, отец — тренер юниоров в Катаре в «Умм Салале». В Египте Махмуд Габер был тренером «Асвана» и «Исмаили», обе команды играют в высшей лиге.

Омар Габер вырос в столице Каире, в двух минутах ходьбы от стадиона «Замалека», его единственной прежде команды, в которой он провёл примерно 20 лет. «Сейчас в Швейцарии мне немного одиноко, но я потихоньку привыкаю к окружению, скоро моя жена и мой 14-ти месячный сын прилетят ко мне», сказал Габер в Роттах-Эгерне, где располагается тренировочный лагерь Базеля. Вечер понедельника, Габер сидит в саду отеля, как правоверный мусульманин ничего не ел днём и «немного устал».

В Базеле Габер в процессе поиска квартиры, в тренировочном лагере он делит номер с Адама Траоре. Что уже знакомо его ивуарийскому партнёру, Габеру пока непривычно. «Когда я рассказываю своим египетским друзьям, что встаю в 7 утра, они шокированы. На родине я ложился спать в 1-2 ночи, здесь отбой в 23 часа вечера», говорит Габер и радуется, что вернётся к египетскому ритму во время отпуска.

alt

Ещё одно отличие — в общественности. В последние дни в Каире толпы фанатов осадили дом Габера, чтобы попрощаться со своим любимцем, в Базеле же его никто не знает. «Слава богу, фанаты в Египте меня любят. Но я знаю, что сейчас все начинается с чистого листа. Мне нужно забыть мой статус на родине».

Габер — один из популярнейших и любимейших игроков Египта, что доказывает вот такая история: однажды Георг Хайтц и Омар Габер ужинали в каирском ресторане, обслуживал их официант — фанат «Аль-Ахли», злейшего врага «Замалека». Официант сразу же попросил сфотографироваться с ним и пояснил: «Омар Габер — единственный игрок «Замалека», которого болельщики «Аль-Ахли» уважают».

Причина такой популярности Габера кроется в трагической истории, произошедшей 8 февраля 2015 года: перед игрой между «Замалеком» и «Энппи», в столкновениях между полицией и болельщиками погибло 19 человек. Несмотря на это, матч начался, но Габер отказался играть. Египетские журналисты говорят, что протест Габера поддержали многие, игрок стал национальным героем.

В Тегензе почти половина десятого вечера, время есть. Парнёры по команде давно поужинали, Габер же в одиночестве принимается за еду у себя в номере; человек, которого провожали тысячи людей в Каире, мужчина, который ждёт свою жену и сына.

Вскоре Рамадан окончится. Дни еды в одиночестве истекут, как и истекут дни одиночества вообще.