6 мин.

Когда карьера делает сальто. Новый нападающий Базеля Джованни Сьо

Отец отправил его в десять лет в футбольную академию Нанта, для того, чтобы он знал что-то ещё, кроме пригорода. Недавно Джованни Сьо провёл свой первый матч в Лиге Чемпионов. Утверждать, что его карьера шла по прямой в этом промежутке, значило бы солгать.

В некотором смысле его должно быть двое. Два Джованни Сьо. Один из них здорово играет в футбол, быстрый, юркий, с большим количеством проходов к воротам -  и не думает дважды, когда находится перед вратарём, а просто направляет мяч в сетку ворот. Один из них открыт, всегда готов рассказать о себе и своей истории. Когда? Сейчас? Ясно. А потом едет в аэропорт Базеля-Мюлуза, в котором эти скучные дьюти-фри и паспортный контроль.

И тут появляется совсем другой Джовании Сьо. Который страдает оттого, что не может найти общего языка с партнёрами по команде. Который разбивается о языковые барьеры и тонет в проруби, такой глубокой, что ни тренер, ни спортивный директор, ни ассистенты не могут увидеть.

Ничем другим не объяснить то, что Сьо вместе с Базелем начнёт сегодня своё большое лигочемпионское приключение на Стэмфорд Бридж. "Каждый день, когда я его вижу на тренировках, я спрашиваю себя, почему он не заиграл в Вольфсбурге", удивляется Марко Штреллер. Капитан Базеля после трёх лет в Германии совершенно вправе судить, есть ли у кого либо навыки для того, чтобы конкурировать в Бундеслиге.

Сьо прыгает, но не летит

Поскольку Сьо здорово играл в Сьоне и забивал голы (конечный результат был 18 голов 52 матчах), в ноябре 2010 года в "Le Matin Dimanche" появился большой рассказ о нём. То есть, на самом деле о его сальто - фирменный знак, который он однажды показал в футболке Базеля, за пределами Люцерна почти незамеченный. 

8000 знаков посвятила газета велосипеду с последующим сальто назад. Сьон напечатал фотографию летящего Сьо на его сезонной карточке. Казалось лишь вопросом времени, когда карьера нападающего взлетит ввысь, как он сам в своих акробатических номерах.

И на самом деле: Вольфсбург подписал тогда ещё 22-летнего парня. По слухам, за 7,2 миллиона швейцарских франков. Но Сьо не взлетел. Он очень мало играл, в конце концов отправился в аренду в Аугсбург, где его карьера скатилась ещё глубже: досрочное прекращение контракта после красной карточки и среднего пальца, показанного зрителям.

В Германии всё пошло не так

Для Сьо в Германии как-то всё пошло не так с самого начала. Трансфер? "Я был с моим агентом в стране, которую я прежде не знал. Он заработал не мне деньги, и больше не давал о себе знать, когда у меня появились проблемы." Новые партнёры по команде? "Они были черствы со мной, не воспринимали меня серьёзно. Может быть потому, что я пришёл из маленькой швейцарской лиги." А уж язык! "У меня не было основного набора слов, я знал только французский и испанский. Это было плохое время."

Это был не первый раз, когда карьера Сьо сделала сальто мортале. Уже в 18 лет он мог покончить с мечтой о профессиональном футболе. В то время он отверг контракт Нанта, по которому он должен был играть за молодёжную команду. "Мне не понравилось это предложение."

Совет чемпиона мира

Вместо этого он перешёл в Испанию в Реал Сосьедад, провёл там два года, фактически не попадая в первую команду. Потом его контракт истёк - и Сьо остался без настоящих перспектив. В Сьон его привёл Кристиан Карамбё. Чемпион мира 1998 года, скорее всего, вспомнил того Сьо времён молодёжки Нанта, он очень верил в способности левой ноги Сьо.

Карамбё был кем-то похожим на его советника, а не на его агента, Сьо однажды сказал: "Я не часто разговаривал с ним по телефону. Но когда говорил, он заботился обо мне. Я благодарен ему за то, что он что-то во мне увидел."

Сначала Сьо должен был доказать Сьону свой талант не в играх за первую команду, а в играх за молодёжку. Но это не составило для него трудностей: "Если ты не перживаешь в футболе взлёты и падения, то что-то не так. Для того, чтобы стать сильнее, ты должен уметь преодолевать препятствия."

Прочь из пригорода

Он никогда не думал о том, что не сможет стать профессиональным футболистом. "Я не знаю, кем бы я был, если бы не был футболистом", говорит он. Джованни был полностью уверен в том, что делать с детства: уже в 10 лет он был отправлен отцом в общежитие молодых талантов Нанта.

Не только потому, что сын хотел стать профессиональным футболистом. Может быть и поэтому тоже. Но его отец, эмигрировавший из Кот-д'Ивуара, хотел, чтобы младший из его четырёх сыновей уехал в Нант из квартала Белльвьё, для которого такое название ни в коей мере не подходило. Вдали от этого пригорода, Сьо описывает его как "суровое окружение": "Там было много криминала. Некоторые из моих бывших знакомых из-за этого умерли."

Сьо только набрался сил в молодёжке Нанта, когда его карьера снова застопорилась: "Когда я был юниором, многие говорили мне, что я буду процветать, если буду работать над собой, потому что у меня есть множество предпосылок к этому."

Внезапно многое сбывается

И сейчас, в настоящее время Джованни Сьо находится перед своим первым участием в Лиге Чемпионов. Это его "детская мечта", а также мечта тех, кто играет в футбол на этой планете. Только для него она исполнилась. Почему вдруг, после двух лет затишья, многое начало сбываться, Сьо объясняет твёрдо: "Я хотел попасть в национальную сборную Кот-д'Ивуара. И я сделал это. Я хотел попасть в Лигу Чемпионов. И это я тоже сделал."

Удивляется ли он тому, чего добился в такой краткий промежуток времени? Нет. У Сьо есть дальнейшие планы, большие планы. Они по-настоящему бьют ключом: "Я хочу квалифицироваться на Чемпионат Мира, я хочу выиграть чемпионат Швейцарии, Кубок Швейцарии, хочу закончить так много матчей в Лиге Чемпионов, насколько это возможно, хочу стать лучшим бомбардиром Супер Лиги." 

Когда он всё скажет, на короткий промежуток времени он становится немного смущённым. "Ну хорошо, это просто мои цели", говорит он с улыбкой. Встаёт. И идёт на паспортный контроль в направлении Лиги Чемпионов.