5 мин.

Спартак. Мысли вслух за пять дней до главного матча пятилетки

 Эта совсем древняя статья о команде моего детства (прошло практически 6 лет, а ничего не изменилось). 

 

Мысли вслух за пять дней до главного матча пятилетки

 Роман Красновский, 18 августа 2006 года

 Это было давно в начале восьмидесятых годов прошлого века. Я, трехлетний мальчишка, был посажен перед телевизором, дабы не мешать родителям. На экране бегали люди в красно-белой и, по-моему, синей форме (это уже не важно). Мне объяснили, что они играют в футбол, и что я должен не прыгать по комнате, а болеть за какую-нибудь команду, к примеру, «красную». Надо отметить, что в моей семье футбол никогда не культивировался и родители вряд ли понимали, что предлагают мне поболеть за «Спартак». Не помню, чем тот матч закончился, но тогда я заболел футболом и «Спартаком». За прошедшие 23 года в моей жизни много поменялось, но «Спартак» так навсегда и остался моей командой.

 Я отчетливо помню игры Спартака с того момента, как пришел Олег Иванович. Я помню «легендарный» гол Шмарова со штрафного в ворота Чанова (Динамо К) в 89-ом году, который принес «Спартаку» чемпионство. Помню свой вопль, после этого. Потом у меня развился атит (мне сказали от очень громкого крика).

Я помню, как «Спартак» прошел Марадону, потом «Реал» и в первый раз пробился в полуфинал Кубка Чемпионов.

Я помню, как играли великий Федор Черенков и другие игроки.

Я помню игры с Антверпеном в полуфинале Кубка Кубков, помню пенальти назначенный выродком Коррадо, помню, как было очень больно.

Я помню, как Рональдо рвал Спартак в полуфинале кубка УЕФА (он великий, но наши почти его сдержали).

Я помню шесть побед из шести возможных в групповом турнире Лиги Чемпионов 95, и как потом в четвертьфинале вчерашние дублеры «Спартака» на равных играли со зрелыми футболистами чемпиона Франции.

Помню, как когда я был на матче «Спартак» - «ЦСКА» в Лужниках, на нас (простых болельщиков) пошел ОМОН, стуча дубинками по щитам.

Я помню все взлеты и падения - Золотой матч с «Аланией», «Барселону», «Кошице», «Сьон», «Аякс», «Интер», «Реал»…

Последним, к чему хочется чувствовать свою болельщицкую причастность, был вынос «Арсенала» со счетом 4-1 в Москве, фактически зимой, при морозе, в первом матче второго группового этапа Лиги Чемпионов в набитых до отказа Лужниках. После этого матча сыгранного, дай Бог памяти в конце 2000 года, началось сокрушительное падение «Спартака». Народная команда бездарно провалив весь оставшийся групповой турнир, и в следующем году сумела взять лишь два очка в первом групповом турнире Лиги Чемпионов. Тогда казалось, что падать уже некуда и в следующем сезоне будет неминуемый подъем. Тем более в России, пусть с блеклой игрой, но мы (я подчеркиваю – мы) были всех сильней. Я и не мог представить, что это далеко не самое худшее.

Да, через «Спартак» проходили табуны совершенно не понятных и малоквалифицированных футболистов из стран третьего мира, да, исчезли фирменные спартаковские стеночки, да, болельщиков на трибунах стало много меньше, да, Романцев стал другим и еще много-много «да». Не хотелось этого замечать… Я каждый раз садился в одном из своих спартаковских шарфов к телевизору и заставлял себя смотреть убогое действо, под названием «спартаковский» футбол начала нового тысячелетия.

В следующем году «Спартак» был низвергнут в России, а в Лиге Чемпионов «Спартак» (а скорее уже то, что тогда так называлось) плюнул в лицо всем своим болельщикам. То, как та команда трагикомично проиграла все шесть матчей группового турнира Лиги Чемпионов ничем оправдать нельзя.

С той поры я вообще перестал смотреть игры «Спартака», перестал вообще интересоваться и нашим чемпионатом. Мне было достаточно знать результат. Для меня незаметно прошла вся тренерская чехарда в клубе, мне было абсолютно не интересен допинговый скандал с Титовым, я не сильно вдумывался в бучу поднятую Аленичевым, который, выиграв все что можно, вернулся в клуб доигрывать и заработать. Меня абсолютно не трогали все эти потрясения.

Нет, я не бросил команду в трудный момент, я всегда болел и буду болеть за Спартак, но мне совершенно не интересен процесс «спартаковской» игры. Я могу посмотреть часть матча команды, но заставить себя полностью посмотреть это - увольте. Точной формулировкой моего отношения к клубу может считаться ответ на один из вопросов по прошедшему в мае финалу кубка страны (ЦСКА - «Спартак») в форуме на моем сайте – "Я этот матч смотрел всего 5 минут выключил при счете 1-0. Мне с последнего сезона «Спартака» в Лиге Чемпионов, где он установил вечный антирекорд, абсолютно не интересно смотреть, как играет команда. Да и не совсем «Спартак» это в моем понимании. Хотя я расстраиваюсь, когда узнаю, что он проиграл «Томи» или «Ростову»".

 К чему я все это пишу?

За время спартаковского небытия в европейском и мировом футболе было столько всего, что можно и забыть, о событиях пятилетней давности. Я был свидетелем множества хороших и нескольких великих матчей (к примеру, последней на сегодня битвы «Реала» и МЮ в Лиге Чемпионов), во время которых хотелось визжать от восторга. Я помню, как я - «спартаковец» - прыгал от радости, когда ЦСКА выигрывал Кубок УЕФА. А был еще и Чемпионат Мира с прощальным ударом Зидана…Однако, все эти годы не оставляло ощущение, что я чего-то в своих болельщицких эмоциях потерял. И вот, когда у «Спартака» впервые появился реальный шанс пробиться в Лигу Чемпионов, я поймал себя на мысли, что мне снова стало интересно. Точнее станет интересно, если «Спартак» попадет в Лигу.

Нам дико повезло со жребием, как во втором, так и в третьем отборочном раунде; нам дико повезло, что «Шериф», с которым «Спартак» играл абсолютно на равных (вот позор-то), не сумел забить в Москве. Нам повезло, что за три своих матча в отборочных турах Лиги «Спартак» ни разу не проиграл, хотя играл крайне посредственно. Что-то часто везет…

И пусть в стартовом составе после травмы Титова выходит 9 легионеров, и пусть игры как не было, так и нет, и пусть впереди у нас два убогих нападающих, а игроков обороны и вратаря и футболистами-то трудно назвать… пусть... лишь бы прошли «Слован». Потому, что вдруг в самой Лиге все они смогут преобразиться, и вернуть мне желание смотреть футбол как раньше…

На полке шкафа, где лежат мои старенькие «спартаковские» шарфы за четыре года выросла громадная гора вещей, если бы в «Спартаке» знали, как я хочу ее разобрать и снова с гордостью носить эту красно-белую ткань.