7 мин.

Быть профи. На уход Хаби Алонсо из «Реала»

Данный текст, наверняка, обречён на низкий рейтинг, ввиду его неактуальности. Однако, слишком многое сегодня упирается в деньги, а ещё больше во время. Так что, уж простите, как есть, так есть.

Дело в том, что Хаби покинул Мадрид столь неожиданно, что даже не дал возможности написать о себе своевременно. 27-е августа и 10-е сентября – это разбежка в две недели. Однако, разве могут эти 14 дней отдалить болельщиков «Реала» от осознания значимости баска для команды в течение последних 5 лет? Уверен, нет.

Родион Жук посвящает текст-прощание выдающемуся профессионалу. Лучше поздно, чем никогда.

Начать стоит с того, что пять лет назад, в далёком, уже, 2009-м, герой сегодняшнего материала стал элементом так называемой «закупки Переса». Вернув себе власть, дон Фло принялся за масштабное усиление кадрового потенциала команды, которое, естественно, всегда сопровождается довольно масштабной чисткой.  

Летом 2009-го «Реал» покинули: Каннаваро, Савиола, Кодина, Хави Гарсия, Дани Парехо, Хайнце, Хунтелаар, Негредо, Снейдер, Роббен, Мигель Торрес, Сальгадо, ван Нистелрой.  13 человек.

Им на смену пришли: Гарай, Арбелоа, Кака, Роналду, Альбиоль, Бензема, Гранеро и Хаби Алонсо. 8 человек.

Стоит отметить, что трансфер Хаби Алонсо в Мадрид проходил не то, чтобы под грифом «секретно», но, во всяком случае, должного резонанса не получил. Забавно, что «Реал» долгое время упирался, отказываясь платить за баска «Ливерпулю» 35 млн. фунтов, заявляя о готовности выложить лишь 30. Это при том, что за несколько недель до этого, мадридцы и, глазом не моргнув, отправили в Милан и Манчестер чеки на общую сумму в 158 млн. евро, персонально же за Кака было заплачено порядка 64-х миллионов.

Если попытаться сравнить эффективность переходов бразильца и баска, можно расплакаться от вопиющей нелогичности, и, если начать анализировать всю «горемычность» трейда Кака, не хватит отдельного текста на много тысяч знаков. Сейчас речь об ином: о другой теме и о другом человеке.

Хаби Алонсо Олано, подписав контракт с «Реалом», на первой пресс-конференции заявил о том, что он горд стать частью нового проекта Флорентино Переса и во многом из-за этого собственноручно пытался катализировать сделку, попросив у руководства «Ливерпуля» трансфер, когда переговоры были уже в самом разгаре.

Подтвердив степень своего профессионализма, Алонсо поставил свою подпись под текстом долгосрочного соглашения и даже не подумал произнести знаменитую фразу «О, как я мечтал с самого детства здесь оказаться!», которая нынче не вызывает у болельщиков со стажем никаких эмоций, кроме сардонической ухмылки.

Родион Жук посвящает текст-прощание выдающемуся профессионалу. Лучше поздно, чем никогда.

Баск взял себе 22-й номер (позже, сменив его на любимый 14-ый) и принялся за работу. Наверное, слово «работа» характеризует Хаби лучше всего. Подобно элитному культиватору, баск буквально «перепахивал» всю подотчётную зону в центре полузащиты на пару с представителем вымирающего вида «футбольных бульдогов» Лассом Диарра. Только в отличие от француза, Алонсо, помимо «перепахивания», сразу же начал играть роль мозга, в строящемся организме Мануэля Пеллегрини, раздавая передачи на любой вкус, любой длинны и направления и, являясь ключевым звеном при переходе из обороны в атаку.

В Ла лиге 2009/2010 Алонсо провёл 34 матча, во всех, появившись в стартовом составе, и был заменён лишь в 7-и случаях. В сумме баск отыграл 3012 минут (больше было только у Касильяса – 3420) и отметился 3-я голами и 5-ю ассистами, демонстрируя потрясающую стабильность и, действуя безошибочно. Однако, сам сезон обернулся провалом для «Мадрида» и люди стали поговаривать о том, что галактические инвестиции себя не оправдали.

Очередной провал на стадии 1/8 финала ЛЧ, кошмарный вылет из Кубка Короля от «Алькоркона» (0:4, 1:0) и второе место по итогам Примеры никак не могли обрадовать ни Алонсо, ни Переса, ни кого-либо ещё, сопереживающего «Реалу».

Уже летом 2010-го полетела голова Пеллегрини и тренерский мостик в «Мадриде» занял Жозе Моуринью, только что пополнивший список тренеров-мэтров, дважды побеждавших в ЛЧ. «Особенный» сделал ряд приобретений и во многом изменил «Реал» под себя, но одна из немногих позиций, оставшаяся без изменений – это позиция центрального полузащитника, на которой действовал Хаби. В партнёры баск на этот раз получил Сами Хедиру, и, по итогу, эта пара опорников прошла через все три сезона Моуринью в «Мадриде».

Родион Жук посвящает текст-прощание выдающемуся профессионалу. Лучше поздно, чем никогда.

Наверное, трудно себе представить сейчас в футболе что-либо более противоречивое, чем эпоха «Особенного» в мадридском «Реале». Португалец ни на йоту не признавал авторитет Пепа Гвардиолы, как главного конкурента в борьбе за тренерскую корону, только что сломив его в 1 / 2 ЛЧ. Веру Моуринью в собственное превосходство не пошатнули даже легендарные 0:5 на «Камп Ноу» в предпоследний день осени 2010-го.

«The Special One» любыми способами старался достичь нужного эффекта. Словно идущий на соперника с низко опущенной головой боксёр, находясь не в выигрышном положении, Моуринью осознанно накалял страсти на поле и за его пределами.

Не удивительно, что такая стратегия привела не только к осложнению отношений внутри сборной Испании, но и внесла определённый раскол в раздевалку самой мадридской команды. Далеко не все футболисты «Мадрида» следовали инструкциям португальца, вроде «не жать руки после «Эль Классико» и т.д.».

Анализируя события, и, ссылаясь на мнения некоторых испанских экспертов, можно сказать, что Икер Касильяс именно за инакомыслие и излишние «братание» с лидерами «Барсы» поплатился, в своё время, местом в основном составе.

Родион Жук посвящает текст-прощание выдающемуся профессионалу. Лучше поздно, чем никогда.

Что характерно, в отличие  от капитана, герой нашего рассказа тогда полностью занял сторону португальского специалиста и преданно следовал его указаниям, как футбольным, так и не очень. Естественно, не из вредности и не из какого-либо принципа, а из зова профессионализма. Наверняка, с его позиции квалификация выражается и в том, что футболист должен выполнять все указания тренера.

Однако, ни в коем случае не подумайте, что я смею назвать Икера непрофессионалом, иначе ни один болельщик «Реала» не захочет меня больше читать. Я стараюсь понять, как Касильяс и Алонсо пропустили данную ситуацию через себя, только и всего.

Откладывая «околофутбол» в сторону и, возвращаясь к статистике и фактам, стоит отметить, что Алонсо за период Моуринью в «Реале» завоевал Кубок Ла лиги, Кубок Короля, Суперкубок Испании и трижды подряд сыграл в 1 / 2 ЛЧ, чего с ним бы не произошло в «Ливерпуле» тех лет.

Родион Жук посвящает текст-прощание выдающемуся профессионалу. Лучше поздно, чем никогда.

На протяжении первых четырёх сезонов в команде, трудно было найти футболиста, который демонстрировал бы большую стабильность, чем баск. На ум приходит, наверное, один лишь только человек с 7-ой на спине. А если не брать в расчёт полубогов, а поискать среди простых смертных, получается, что нет ни одного игрока, демонстрировавшего подобную стабильность и надёжность на протяжении 4-х сезонов.

Алонсо, как бы олицетворял то, как «Реал», во всём широком смысле термина, вступал в новую эпоху Переса, «переживал» Моуринью и, как с приходом Анчелотти, ступал на выжженное поле и уходил с него победителем.

С появлением в Мадриде итальянского специалиста, Алонсо и не думал выходить из режима собственной «незаменимости», просто стал сказываться возраст и баск начал сдавать, в первую очередь функционально. Как было сказано в одном из шедевров советской мультипликации:

«Нёс он службу исправно, да вот состарился: и нюх не тот, и глаз не тот и ноги, как не свои».

Родион Жук посвящает текст-прощание выдающемуся профессионалу. Лучше поздно, чем никогда.

Возможно, цитата прозвучала чересчур прискорбно и так, как будто Хаби в ноябре исполнится не 33, а 40, но всё же некая правда в этом есть.

По итогам сезона, баскский футболист был щедро вознаграждён за 5 лет кропотливого труда в мадридской команде, завоевав долгожданную «Десиму».

Быть профи. На уход  Хаби Алонсо из «Реала»

Затем, в середине июня, Хаби принял участие в презентации формы «Мадрида» на сезон 2014/2015, будучи уверенным, что его он ещё проведёт в полном объёме, а в конце августа был продан столь молниеносно, что даже не успел толком попрощаться.

Мадридские «инчас» также не успели прокричать баску «Milesker!» («спасибо» на euskera) и проводить в «Баварию» последним залпом оваций. Хотя, возможно, так он и должен был уйти, как уходят прагматичные профи, сделавшие свою работу на 100 %.

Что ж, перефразируя известное высказывание и, увязая в сетях двусмысленности, в завершение сказать стоит лишь одно:

«Если звёзды уходят, значит это кому-нибудь нужно».