16 мин.

У «Спартака» самая эффективная атака весны. Разобрали преображение и большие минусы обороны

Команда теперь прагматичнее, но не скучнее.

В декабре 2020-го «Спартак» боролся с «Зенитом» за лидерство, но провалил матчи в Сочи и Петербурге. В тот момент образовалось несколько проблем. Во-первых, пошли разговоры о мотивации Доменико Тедеско, который объявил об уходе по окончании сезона. Во-вторых, наметилось несколько неудачных тактических трендов: «Спартак» был хорош в контратаках, но проваливался в позиционном нападении и постоянно проигрывал подборы около своей штрафной (у чужой, кстати, тоже).

Набросы про мотивацию развеялись сразу. Тедеско серьезно включился в работу на сборах. Понимая, что «Спартаку» не хватает разнообразия, тренерский штаб внедрял 4-4-2: Мозес перешел в нападение, а справа в защите играл Павел Маслов. Еще зимой подключились менеджеры: «Спартаку» задыхался без десятки, потому что Бакаев был нестабилен после коронавируса, а заменить его некем. Так вернулся Промес.

Однако рестарт оказался провальным: «Спартак» сначала проиграл «Динамо» в Кубке России (0:2), а затем и «Рубину» в чемпионате. Казалось, что с чемпионской гонкой можно прощаться, но «Зенит» дважды потерял очки, а «Спартак» одержал сразу четыре победы подряд. Сейчас команда Тедеско больше всех забивает (после возобновления сезона – 16 мячей, у «Зенита» и «Динамо» – по 12) и отстает от «Зенита» всего на четыре очка.

Переход на четырех защитников оказался неудачным. Схема была новой, но принципы почти не изменились

Более детально Тедеско объяснил переход на четверку защитников в интервью Sports.ru: «Если навес с фланга Айртона, то Мозес оказывается внутри штрафной. Если Мозес блокирует навес, то Айртон – в штрафной. Четыре человека в штрафной. Но наши шестерки тоже оказывались на флангах. В этом была проблема. Это проблема игры с пятеркой. Чтобы решить ее, можно внести изменения.

Например, если мяч на фланге Айртона, нужно сказать Джикии, что он тоже может выдвигаться на фланг. Тогда мы остаемся с Жиго, Масловым и Мозесом в штрафной – три игрока, а не четыре. Во время матча такие решения принимать труднее. Джикия должен решать – идти во фланговую зону или оставаться внутри штрафной. На практике он видит Дзюбу и знает, что этот игрок очень опасен в штрафной. Поэтому Джикия может решить остаться внутри – исходя из конкретного игрового эпизода.

С четверкой это работает иначе. Фланговый полузащитник блокирует подачу. В нашей системе на фланги прибегали опорники – Зобнин там постоянно оказывался. В 4-4-2 в таких эпизодах есть фланговый полузащитник, который блокирует подачу. Ему помогает крайний защитник – например, Айртон. В штрафной остаются два центральных защитника и крайний с дальнего фланга – три игрока. Шестерки оказываются на границе штрафной, а не на флангах».

Это оправданное решение. Например, главные моменты в Петербурге москвичи допускали из-за свободного входа в штрафную вторым темпом – так забивали Азмун и Ракицкий. Проблему подборов Тедеско решил: сверху количество проигранных подборов «Спартака» в матчах против «Зенита» и «Динамо» в первом круге (слева – около штрафной), снизу – против «Рубина» и «Динамо».

Данные и графика – InStat

Однако ключевую проблему обозначил сам Тедеско: «Схема не так важна. Мы можем играть по разным схемам, но стиль остается одним и тем же»

В матче с «Динамо» «Спартак» все равно придерживался привычной структуры: Хендрикс или Умяров создавали тройку с Джикией и Жиго. «Динамо» высоко прессинговало (особенно Липовой), оставляя Паршивлюка против Мозеса и Айртона. Однако красно-белые не пользовались таким шансом: часто защитники не замечали этот вариант, либо «Спартак» все делал медленно, позволяя «Динамо» перестраиваться. Поэтому фланги не работали на полную катушку (справа и вовсе были Зобнин и Маслов).

Матч против «Рубина» сложнее для анализа по новой схеме. Во-первых, «Спартак» целый тайм отыграл вдесятером. Во-вторых, Тедеско удивил всех выходом только приехавшего Промеса (плюс выпустил его справа). Но проблемы оказались теми же: весь «Спартак» магнитился на флангах, а в центре креатива почти не было. По сути, в этих играх получился дубляж первой части сезона, когда «Спартак» запирал себя на флангах, а в центре не хватало игрока, способного развернуть атаку. «Спартак» долго владел мячом, но моменты возникали за счет навесов и индивидуального мастерства.

На «Краснодар» Тедеско вернул старую схему и прессинг

Матч против «Краснодара» – отправная точка нового этапа «Спартака» в этом сезоне. С одной стороны, во второй половине чемпионата «Краснодар» выглядит очень слабо, с другой – красно-белые продемонстрировали свои сильные стороны, благодаря которым они планируют двигаться дальше. Там было несколько составляющих: возврат к привычной схеме, дикий прессинг в начале матча, большой акцент на индивидуальные качества Соболева, Промеса и Ларссона (как следствие – возрос процент длинных передач от Максименко).

Возврат к тройке защитников логичен: «Спартаку» не хватало свободы в середине – ее дал Промес, Ларссон был слишком загружен постоянными перестроениями (его прессинг-позиция в 4-4-2 зависела от фланговых атак соперника) – теперь вернулась привязка к позиции. Добавим и другой фактор: в 4-4-2 было сложнее давить на «Краснодар», так как он постоянно насыщал центр (по сути, так «Спартак» отдал бы численное преимущество в середине).

В первые 10-15 минут «Спартак» смял «Краснодар» персональным и агрессивным прессингом. Соболев и Ларссон разбирали Сорокина и Кайо, Промес прихватывал Газинского, а Крал поддавливал Вильену. В том матче наметился важный тренд – «Спартак» постоянно давил на ближайшего опорника к розыгрышу.

Вот как это работало: Агкацев разыгрывал мяч через Кайо и Сорокина, которых мгновенно накрывали Соболев и Ларссон (плюс они следили за передачами назад, чтобы накрыть вратаря). Изначально Мозес и Айртон оставались чуть позади (ключ мгновенного заброса и свободного пространства за спинами), но когда мяч оказывался у крайних защитников, латерали «Спартака» выдвигались на оппонента. Многие зависело от Промеса: он почти всегда закрывал Газинского, а Умяров и Крал добивали Вильену. 

В первые минуты важна была смелость Маслова – пока «Спартак» плотно и компактно прессинговал, он закрывал Классона, а благодаря тому, что хозяева зажимали «Краснодар» именно на флангах, ситуацию страховали Жиго и Джикия. Такое движение было бы бесполезно, если бы Мозес не страховал Маслова. В этом эпизоде он не бросил Чернова, закрыв свободную зону. Еще один плюс такого расположения – практически нереально разбить давление переводом на другой фланг. В данном эпизоде «Спартак» остановил атаку тактическим фолом.

Так «Спартак» вообще не пускал «Краснодар» на свою половину. Голы в первые минуты оказались прямым следствием прессинга и насыщения центра. Первый гол пришел из-за неудачного выноса оказавшегося под давлением Агкацева. 

Во втором все помнят ошибку Ионова и пас Ларссона, но важны события до: «Спартак» высоко и агрессивно зажал «Краснодар» на ауте, но пришлось сфолить. Хозяева откатились домой, а затем Мозес легко отобрал мяч у Кабелла – прессинг загасил первую стадию атаки, плюс было заметно, чем трио полузащитников против «Краснодара» лучше пары.

Пример не идеальный из-за не строгой позиции Промеса, но принцип все же сохранился. В данной ситуации он все еще высоко, но он рядом с Вильеной и Газинским, Жиго готов сыграть по Классону (позиционная рокировка с Умяровым, который двигался по Ари). Крал выгонял Кабелла во фланг, поэтому было тяжело перевести мяч на другой край.

Вот более конкретный ракурс. Предположим, Тедеско оставил бы двух полузащитников. В таком случае прессинг стал бы бессмысленным: кто-то из пары Газинский-Вильена постоянно получал бы свободу для развития атак. А если бы на месте Промеса оказался Умяров, «Спартак» получил бы за спинами свободных Кабелла и смещающихся к ним Вандерсона и Классона.

Прессинг стал отличным оружием и против «Урала». «Спартак» обеспечил результат во многом благодаря качественному давлению в первом тайме: из-за нехватки времени на принятие решений «Урал» постоянно забрасывал вперед. Итог – инициатива оказалась у «Спартака» без каких-либо помех, а «Урал» почти не давил, нанеся всего два удара по воротам (один – после углового).

«Спартак» упростил игру: теперь атака строится через выносы на Соболева и его более свободную роль

В 2021-м «Спартак» – самая результативная команда РПЛ с 16 голами при 10,23 xG (пятое место в лиге). Помимо агрессивного прессинга решающую роль сыграло упрощение игры от Тедеско. 

Ключевой фактор – сокращение коротких передач на своей половине поля. В декабре против «Зенита» и «Сочи» «Спартак» из раза в раз разыгрывал от своих ворот. Очень часто москвичей накрывали, отнимая мяч. Теперь изменилась роль Александра Максименко – он гораздо чаще выбивает мяч вперед (количество длинных передач выросло втрое, а количество средних передач сократилось в два раза). В топ-матчах против «Краснодара», «Динамо» и «Ростова» лидером в «Спартаке» по передачам с продвижением стал именно Александр. 

Следующий фактор – Александр Соболев. Здесь сразу три ответвления. Первое – Александр наращивает количество верховых единоборств (в среднем на пять больше, чем до зимнего перерыва), второе – теперь у него более свободная роль (особенно видно в игре против «Динамо»), а третье – его результативность. После рестарта Соболев – лучший снайпер чемпионата с семью голами (ближайший преследователь – Заболотный), а также входит в топ-3 лиги по XG+xA90 (у Дзюбы – 1,04, Ларссон – 0,99, Соболев – 0,97).

Тепловые карты Соболева показывают, что он теперь действует по всему полю. Он добавил баланса игре «Спартака». В первом круге красно-белые мучались из-за невозможности быстро двигать мяч в центре: команда Тедеско насыщала фланги, а на середину не оставалось ресурсов. Соболев же добавил этому движению осмысленности: он укрывал мяч корпусом, перебрасывал мяч на другой фланг, а потом успешно давил в штрафной.

Данные и графика – WhoScored

Идеальный пример его важности – матч против «Динамо» в чемпионате. Привычная ситуация для «Спартака» – большими силами сгруппировались на фланге. В центре есть свободная зона, но ее никто не заполняет. Соболев продавил Евгеньева и покатил во второй темп Мозесу.

А вот следующий эпизод. Прежде чем Маслов заработал пенальти, первый темп организовал Соболев: снова оттеснил Евгеньева и покатил на свободное пространство.

Второй темп и переводы под эту работу – важный элемент для «Спартака». Пример – первые два гола в ворота «Ростова». В первом случае Соболев стремился ко мгновенному переводу на Мозеса (не получилось, но Умяров все равно его быстро нашел), во втором – этот вариант искал Мозес, но пришлось сыграть через защитников. Благодаря такому варианту Мозес набирает атакующую важность – он четвертый в команде по ударам за 90 минут (2,04, рядом с Промесом – у него 2,38) и третий по передачам под удар (тоже – 2,04 за матч).

Другая важная составляющая атакующего разнообразия – Йордан Ларссон. Во-первых, швед очень продуктивен (создает почти гол за игру – 0,97 xA+xG90), во-вторых, Промес блещет эпизодами, а Йордан – почти всегда. Главное, что Ларссон никак не пересекается с Промесом и не мешает ему. Квинси тяготеет к левому флангу, поэтому Йордан регулярно пашет на правом. 

Про рывки и работу на партнеров недавно рассказывали Вадим Лукомский и Александр Дорский. Если кратко: Ларссон располагается так, чтобы не дублировать Промеса (в первой части чемпионата большая проблема для «Спартака» – тогда Кокорин или Бакаев регулярно натыкались на форвардов, поэтому пасовали, теряя ритм). Йордан растягивает защиту рывками под передачи (забросы) или движением под Соболева. 

Есть и другой эпизод, который делает разницу в «Спартаке» – индивидуальное мастерство. Особый кайф, как Ларссон и Промес дополняют друг друга и подстраиваются. В этом эпизоде Ларссон изначально показывал Зобнину на свободное место. Когда Егорычев решил покинуть зону, Йордан совершил рывок, а Квинси под него подстроился.

«Спартак» благодаря упрощению от Тедеско стал гибче. В первой части чемпионата идеи Тедеско были интересными, но не хватало исполнителей (часто травмировался Соболев, постоянно пропадал Кокорин, Бакаев потерял форму), поэтому атака смотрелось пресно. Теперь «Спартак» играет на своих сильных сторонах: есть нападающий-ориентир, два классных исполнителя (Промес и Ларссон), которые решают эпизоды в одиночку. В дополнение к этому Тедеско постепенно налаживает фишку с переводами, поэтому «Спартак» двигает мяч гораздо быстрее.

Статистика подтверждает этот тезис: «Спартак» не сильно прибавил в статистике ударов (14 за матч до перерыва, 15 – после), зато добавил по опасности (1,8 xG  – тогда, 2,3 – сейчас) и по качеству ударов из штрафной (44% от общего числа осенью, 56% – весной). Через такую работу «Спартак» строит самую эффективную атаку в лиге.

Атака – главная причина, почему «Спартак» в лидерах. К защите огромные вопросы

Защита – главный квест для Тедеско. По статистике есть небольшая отрицательная динамика: с одной стороны, «Спартак» допускает привычное количество ударов (по 11-12 за игру) и держится в обычном параметре опасности у своих ворот (1,30-1,31 xG), но есть просадка по ударам из штрафной: осенью – 48%, теперь же – 56%.

Другая плохая история – явные голевые моменты, которых у ворот «Спартака» все-таки очень много + явные голевые ошибки (два автогола Маслова, привоз Айртона) + неожиданный гол Газинского. Получается, четыре пропущенных гола, которые не очень котируются xG. Если их вычесть, получится, что «Спартак» допустил ожидаемых пять мячей, а пропустил всего три.

Помимо привозов, есть и другая категория ошибок. Первая – банальная недисциплинированность. В матче с «Краснодаром» «Спартака» хватило на 20 минут. Затем москвичи сбавили в интенсивности прессинга, Промес стал терять Газинского и не так охотно отрабатывать сзади. «Краснодар» же насыщал центр и втроем-вчетвером рвал Умярова и Крала.

Например, в этом эпизоде «Спартак» потерял прессинг-котировки. К тому моменту «Краснодар» наладил доставку мяча через забросы: к Кабелла смещались Вандерсон или Классон. Здесь сразу два игрока «Краснодара» могут разбежаться. Дальше Жиго прервал выход Кабелла, Шапи успел ударить вторым темпом, но назад так никто и не подъехал.

О следующем моменте говорил и Тедеско. По его мнению, одна из проблем – что крайние центральные защитники оставались в штрафной при навесах, поэтому «Спартак» проигрывал подборы. Сейчас система понемногу меняется, но есть два важных момента, которые необходимо соблюдать: первый – своевременный выход Джикии или Маслова на угол штрафной, второй – активная помощь латераля в подстраховке. В «Спартаке» с обоими компонентами беда (частично это причина автоголов Маслова).

Первое – Джикия регулярно опаздывает к эпизодам. Например, здесь Крал остался в центре, Георгий немного не успел. Кабелла разыграл стеночку с Ионовым, так как Джикия и Умяров застряли в полупозициях, но Алексей попал в штангу.

Этот момент связан и с автоголами Маслова, где проблема скорее не в нем. Во-первых, когда Джикия выдвигается на угол штрафной, его зону страхует Жиго – значит, линия защитников растягивается. Например, звоночек для Тедеско в «Ростове»: «Спартак» вчетвером не разобрал ростовчан, Жиго проиграл борьбу, и Маслов остался один против двоих.

Главная причина двух автоголов Маслова в этом сезоне – он системно остается один. За спиной у него личный оппонент + игрок, которого не дожал Мозес. В матче против «Ростова» набралась целая галерея ситуаций, когда Виктор недоигрывал эпизоды или банально опаздывал.

Например, здесь комплексная проблема: Джикия застрял в полупозиции, но главный минус – Умяров, Мозес и Жиго. Наиль и Виктор потеряли оппонентов, Самюэль просто застыл – так Маслов попал в ростовскую коробочку.

А вот другая проблема Мозеса: оба эпизода статичны, у него было время отойти назад во время владения «Ростова», но дважды он проигнорировал эту зону, и у ворот «Спартака» становилось напряженно. Снова Маслов – последний.

***

Прагматичность точно не сделала «Спартак» скучнее. Атакующий футбол, завязанный на индивидуальных качествах лидеров – но в более простой системе, чем раньше, – превратил «Спартак» в одну из самых интересных команд лиги. 

При этом у Тедеско явные проблемы в защите: «Спартак» ошибается при навесах, эпизодически недорабатывая на правом фланге, и не держит прессинг-ритм весь матч, создавая себе проблемы в проходных эпизодах. Разобранные «Ростов» и «Краснодар» не смогли за это наказать, но красно-белых ожидает мощный финиш сезона: впереди «Локомотив», ЦСКА, «Химки» и Ахмат».

В 2005-м «Спартак» и «Локо» рубились за ЛЧ: Черкизово было красно-белым, Асатиани нападал на Ковалевски, все решил гол Титова

Мой телеграм-канал/мой твиттер

Фото: РПЛ/Александр Ступников/Спартак