11 мин.

Разбираем матч Россия-Украина: Дроздов закрыл Шевченко, а Сабо переиграл Романцева во втором тайме

1. В октябре 1999 года подходил к концу драматичный отбор на Евро – сборная России сумела выкарабкаться после трёх стартовых поражений, в том числе, обыграв французов на «Стад де Франс». Наша сборная опережала чемпионов мира благодаря лучшей разнице забитых и пропущенных мячей, поэтому поражение было недопустимо, тогда как ничья устраивала лишь в случае неудачи сборной Франции в матче против Исландии.

Перед игрой в некоторой мере стоял вратарский вопрос: Филимонов отметился неуверенной игрой против армянской сборной; Нигматуллин ни разу не играл за главную команду страны; 36-летний Черчесов не мог прилететь к началу сбора из «Тироля». Кроме того, Романцев не стал вызывать Мостового. Александр в тот год практически не играл за сборную, так как имел проблемы с пахом.  

2. Сборная Украины опережала Россию и Францию на одно очко, поэтому для продолжения борьбы за выход на Евро ей было достаточно не проиграть.

Кадровых потерь у Йожефа Сабо практически не было: он заранее знал, что игру пропустит Роман Максимюк, который получил травму ещё в Киеве; Сергей Попов был дисквалифирован. В силу данных причин состав на игру был достаточно предсказуем, Сабо выпустил киевский костяк в совокупности с оборонительной тактикой 4-3-3/5-2-3 (с Мизиным, который при необходимости опускался к защитникам).

3. Эксперты предсказывали, что ход матча получится вязким и не самым насыщенным по содержанию, однако они ошиблись.

В первые 10 минут Украина поставила в тупик россиян, захватив инициативу. Затем наша команда перехватила мяч и начала давить, создавая моменты. По ходу первого тайма украинцы вчистую проиграли центр поля, допустили несколько убойных моментов у своих ворот.

Чтобы изменить положение, Йозеф Сабо на 41-й минуте убрал центрфорварда Скаченко, перейдя на схему 4-4-2. После этого игра несколько изменилась. Украина контратаковала, а наша сборная несколько забуксовала.

Романцев тоже пытался влиять на игру заменами, но скорее ухудшил положение, ослабив позиционную игру.

На 75-й минуте Валерий Карпин открыл счёт после штрафного удара. 88-я минута станет фатальной – Шевченко забил с 40 метров, не пустив Россию в Бельгию и Голландию.

4. Преимущество россиян в первом тайме было достаточно явным, так как команда Романцева контролировала центр поля. Управление игрой было обусловлено двумя основными факторами.

А) Ребров-Скаченко-Шевченко не оказывали должного давления на наших защитников, что давало простор и время для принятия решений. По сути, украинцы активно защищались в семь полевых.

Б) Этот пункт вытекает из предыдущего. Так как атакующее трио желто-синих не имело персональных котировок и действовало пассивно, Дроздов и Хлестов имели возможность принимать участие в позиционных атаках. Ключевой момент – они практически не подключались по флангам, остерегаясь контратак, поэтому занимали место ближе к Смертину, в полуфлангах в районе центрального круга, тем самым позволив Титову, Аленичеву и Хохлову действовать на границе финальной трети поля.

5. Результатом такой игры стали весомые разрывы между атакующей и оборонительной линиями.

6. Когда Украина находилась в статике на своей половине поля, ситуация с разрывами несколько менялась. Они становились меньше, но пассивность нападающих помогала нашим защитникам находить Хохлова или Аленичева (они уводили украинских опорников на фланги), которые были свободными и могли разыгрывать комбинации.

Основная ошибка – зачастую украинские полузащитники бросались в подобные зоны вдвоём. Результат – свободное место перед штрафной.

7. Украина выбрала достаточно простой путь – необходимо контролировать свою и чужую штрафные площади. Как мы смогли убедиться, наша команда по ходу первого тайма сумела найти возможности для создания моментов.

Украинская контратака не стала весомой проблемой для сборной России. Мы уже разобрали, что наши крайние защитники подключались не вглубь, а в центр поля, то есть Ребров-Скаченко-Шевченко были под контролем. Это первый ключевой фактор.

Второй – персональная опека Шевченко. Перед матчем велись дискуссии, кто будет закрывать Андрея. Шли разговоры о Хлестове и Смертине, который выключил Анелька в Сен-Дени. Выбор Романцева удивил – персональным опекуном стал Юрий Дроздов. Он выиграл свой микроматч, в чём после матча признался Шевченко. Юрий практически не проигрывал единоборства и не давал себя проходить.

Стоит отметить игру Шовковского. По ходу матча он несколько раз ввёл мяч рукой, отрезая по 5-6 россиян от эпизода.

В результате одного из его выносов украинцы сумели создать момент, когда Ребров пробивал головой. Отдельно отметим, что команда Сабо заходила в штрафную ещё два раза и это чудом не закончилось голом из-за индивидуальных ошибок россиян.

8. «Неприятно удивило, что даже такие игроки, как Гусин и Максимов, грешили ошибками. Честно говоря, я в эти минуты боялся, как бы нам не забили. Поэтому быстро заменил Скаченко, который не сумел вписаться в игру. С помощью Микитина удалось укрепить середину поля. Во втором тайме у нас было три явных момента при счете 0:0, когда двое наших игроков выходили на одного защитника россиян.» – слова Йожефа Сабо на послематчевой пресс-конференции.

В тот день он показал отличный пример матч-менеджмента. Главный тренер сборной Украины быстро осознал слабые места своей команды и сделал замену ещё до перерыва. По её итогам Микитин вышел на левый фланг защиты, а Дмитрулин занял место в центре поля. Ребров и Шевченко стали играть ближе друг к другу, но Сергей чаще оказывался на фланге, а Андрей в центре.

9. После перерыва ход матча не изменился. Россия атаковала и владела территориальным преимуществом, но самое важное заключается в другом.

Важнейший аспект состоял в том, что теперь Украина прочно залатала дыру в центре поля. Россия больше не диктовала условия в финальной трети поля, численное преимущество было аннулировано, вести конструктивную атаку не получалось.

10. Из пунктов 8-9 вытекает два важных момента.

Во-первых, Украина перестроилась на схему 4-4-2, которые временами перетекала в 4-6-0. Ребров и Шевченко дисциплинированно встречали Онопко, если же мяч переходил на их половину поля, они откатывались на 45-50 метров от собственных ворот.

Результат – за весь второй тайм сборная России всего трижды ударила из пределов штрафной. К слову, оба удара пришлись из острых углов, поэтому не несли в себе существенной опасности. За весь матч наша сборная пробила 26 раз по воротам (6 из штрафной), все полевые нанесли хотя бы один удар.

11. Во-вторых, Украина встала на своей половине поля как сжатая пружина, готовая в любой момент выпрямиться. Благодаря появившейся компактности стало проще выбегать в контратаки. Всё элементарно – чем ближе концовка матча, тем глубже жёлто-синие опускались назад. Следовательно, наши защитники поднимались выше и оставляли за спинами много места для рывков.

Итог – несколько перспективных контратак, когда трижды спас Онопко. В первый раз заблокировал удар с линии штрафной, во второй раз прервал пас на рандеву с Филимоновым, в третий раз притормозил Шевченко в опасной близости от нашей штрафной. Дополнительно отметим, как в первом тайме он вынес мяч в ситуации, где Филимонов уже не помог. Виктор – один из главных героев матча.

12. Матч-менеджмент Олега Ивановича оставил желать лучшего. По ходу второго тайма Россия пыталась перестроиться – Бесчастных заменил Тихонова, однако этот ход ничего не дал, Владимир не попал в игру.

Формально он располагался рядом с Пановым, имея большую свободу действий – перемещался в полуфланги и в центр.

Основной вопрос – почему после перерыва Россия не перестроилась на фланговую игру. Если бы в 1999 году существовали Opta или InStat, мы бы увидели на тепловой карте, что сборная не вылезала с пятачка в 40-45 метрах от ворот, а фланги были бы абсолютно пустыми.

Логично, что выход Микитина рассчитан для исправления дисбаланса в центре поля путём его насыщения. После первых 15 минут второго тайма было видно, что нашим парням никак не удаётся разгадать квест в центре поля, тогда как крайние защитники никак не задействованы.

Любопытный факт – Карпин и Тихонов были практически отрезаны от игры. Валерий неоднократно поднимался к центральному кругу, чтобы попытаться разыграть мяч, однако всё упиралось в очередное смещение в центр, которое не поддерживал Дроздов.

13. Сборная России заслужила гол ещё в первом тайме. Гол, к слову, пришёл как раз в результате редкого флангового включения, которое частично растянуло оборонительные построения Украины.

В результате сборная получила оголённый правый фланг, куда никто не включался, кроме Владимира Бесчастных, который был на карандаше Головко. В теории, если бы не было штрафного, эту зону мог бы замыкать Дроздов, однако это была единственная ситуация с таким умным перемещением во втором тайме.

14. После забитого гола Романцев сделал вполне логичную замену. Было ожидаемо, что Украина пойдёт вперёд, поэтому вместо Панова вышёл Семак, расположившийся в центре поля. Штурм сборной Украины не давался, россияне уверенно отбивались и умело выходили в контратаки. Произошедшее далее состоит из двух микроэпизодов.

—  Ошибку Филимонова помнят все, но мало кто обратил внимание, что «привез» злосчастный штрафной именно я, — рассказывает Алексей Смертин в своей книге «Сибирский резидент. От Алтая до Албьбиона». — Ну зачем ты его трогаешь?! — сплюнул под ноги Карпин, когда у бровки, метрах в 35 от ворот, я подтолкнул в спину Сергея Мизина. Фолить не собирался — просто не успел затормозить и врезался по инерции в соперника, который укрывал мяч корпусом.

Андрей Шевченко сказал, что намеренно бил по воротам. Логику подтвердил Йожеф Сабо. После матча он сказал, что классический розыгрыш Украины – подача на угол вратарской. Штаб Романцева явно готовил Филимонова к подобному развитию событий, однако Андрей перехитрил нашего голкипера. Александр, когда понял, что мяч идёт в ворота начал пятиться и не принял решение, отбить или поймать. Итог – гол в наши ворота, который закрывал дорогу на Евро-2000.

Даже в таком подавленном состоянии наша сборная сподобилась на штурм, Хохлов бил с линии штрафной на последней минуте.

15. Если подойти к итогам с холодной головой, то результат закономерен.

Первый тайм был полностью за российской сборной. Дроздов выключил Шевченко, наша полузащита полностью переигрывала украинскую, создавались моменты (атака Хохлова-Тихонова, штанга Хохлова, удар Панова в пустые ворота, шанс Титова, несколько перспективных выходов к чужой штрафной и пара классных ударов издали), порой украинцы почти паниковали.

Второй тайм выиграл Сабо. Украина оборонялась, но контролировала пространство около своей штрафной, не давая России развернуться, попутно создав несколько классных выходов в контратаки, где россиян спасали Онопко и Дроздов.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что результат закономерен. В первом тайме мы имели больше моментов и сильнее влияли на игру (однако стоит учитывать, что Украина имела 3-4 классных возможности забить), тогда как во втором тайме матч проходил так, как это было удобно нашим соперникам.

Пустующий твиттер автора

Романцев перевернул игру заменами, а сборная России показала невероятный характер!

Финал ЧМ-1974 изменил футбол. Разбираем тактику Нидерландов и ФРГ: Берти Фогтс закрыл Кройффа, Зепп Майер – теневой MVP

Лобановский превратил футбол в науку. Просил игроков не думать на поле (потому что подумал за всех сам) и проверял качество с помощью ТТД

Во втором тайме ЦСКА уничтожил «Спортинг» за счет прессинга и контратак, Газзаев полностью освободил Карвальо от обороны

Фото: REUTERS/Grigory Dukor; РИА Новости/Владимир Вяткин