21 мин.

Фигуристы на картинах

А точнее на портретах известных (и не очень) художников.

В качестве эпиграфа начнём с отрывка из стихотворения известного поэта «чугунного века» Егора Крида, в котором он упоминает известного художника и его картины.

И мне всё это надо ли…надо ли?

Ведь друг от друга мы на дали, на дали.

Мы будто на картине у Дали, у Дали,

А ты сотри и удали….удали…..

Тему этого поста мне несколько месяцев назад посоветовала в комментариях TANITA, за что ей отдельное большое спасибо. Долго не решался браться, всё-таки «насмотренность» в плане картин у меня не особо, а с портретами дела ещё хуже. Плюс во времена популярности портретной живописи были другие стандарты красоты и техника изображения лиц. Здесь на «спортсе», не так давно «прогоняли» фото фигуристов, через фильтр, имитирующий картины разных эпох, в итоге мало кто получался похож сам на себя. Поэтому изначально не особо наделялся, что найдётся кто-то похожий.

Хотя были надежды на Аделину и Лизу. Знаю, что в жизни они маленькие, худенькие девушки, но камера будто их немного полнит (хотя Аделину уже нет), а на большинстве портретов, которые всплывают в памяти изображены как раз слегка полноватые девушки, да и в целом схожие с ними по типажу.

Также были надежды на Константинову и Глейха. Про Стасю уже не раз отмечали, что её легко можно отправить на бал 19-века, вписалась бы там как влитая. Даниил же визуально похож на литературных персонажей Франции 17-18 веков. Но, как ни странно, из этой чётверки не нашелся никто (кроме Стаси в последний момент).

Когда узнал, что тебя не будет в посте

Хотя тут скорее дело в перфекционизме, мне мало, чтобы было легкое сходство, нужно полноценное или, в крайнем случае, чтобы хоть какая-то, пусть даже мелкая деталь внешности была один в один. В общем не совсем всё получилось, как планировал изначально. А так в целом тема картин очень интересная, и если она «зайдёт», то можно будет к ней вернуться, только уже не с портретами, а просто со сравнением «фигурных» фоточек с известными полотнами. Это и веселее, и легче для меня, так как необязательно будет заморачиваться на внешнем сходстве. Чисто для примера: Известная картина «Крик» норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка. 

Или два шедевра рядом друг с другом - «Девочка на шаре» от Пабло Пикассо и Камилы Валиевой.

Или как вариант: брать отрывок из какого-то относительно свежего интервью и прикладывать к нему известную картину. Эта известная - «Всадница» Карла Брюллова, написанная в 1832 году. А подпись к ней можно сделать такую, Камила Валиева: «Когда я только вышла на лед и была рядом с Алиной, мне было настолько страшно ей помешать, что я все время, когда ее видела, отходила к бортику. Чтобы не помешать, не дай Бог».

Там и Масару рядышком бегает.

Но да ладно, сегодня преимущественно портреты (не точь-в-точь похожие, но что уж есть), и в придачу к ним парочка просто картин.

Екатерина Боброва и картина кисти модного и «дорогого» портретиста России 19-го века Константина Маковского - «Русская красавица». Лицо девушки на ней украшено скромной улыбкой, а сама она смотрит вдаль. Таким образом художнику удалось передать тонкую натуру и честолюбие представительниц прекрасного пола.

Не знаю, насколько слова про тонкую натуру и честолюбие относятся к Екатерине, но что-то общее во внешности у них, мне кажется, есть, форма лица, может.

Орест Кипренский - один из самых одаренных портретистов XIX века и один из немногих русских живописцев, чей талант был признан за границей. Его работа - портрет Сергея Уварова, русского антиковеда и государственного деятеля, нарисован примерно в период 1813-1815-м годов. Прической и слегка выраженными южными чертами немного напоминает Мориса.

Следующее сравнение не моё, но понравилось. Изначально я искал фото по запросу: «фигуристы, похожие на исторических личностей», надеясь найти уже «готовые» примеры. Поиск толком не выдал ничего, кроме одной картинки, зато какой.

Это фрагмент работы неизвестного живописца школы Жана Клу, находящийся в Лувре. Изображенная на нём Екатерина Медичи была королевой Франции в 16-м веке, а также управляла страной в качестве регента. Будучи матерью троих сыновей, занимавших французский престол в течение её жизни, она имела большое влияние на политику Королевства Франции. Екатерина очень противоречивая личность – властная женщина, достаточно коварная, из-за чего в народе к ней приклеились прозвища: «Черная королева», отравительница, детоубийца, зачинщица Медведорсеровской Варфоломеевской ночи.

*******

Изначально была идея брать только картины прошлых веков, обладающие какой-то исторической ценностью. Но по ходу дела, решил «считерить» и взять несколько портретов руки современных художников, например, москвича Андрея Шишкина. Он занимается живописью с начала 2000-х.

Картина «Тот взгляд случайный». Не то, чтобы прям сходство-сходство, но вот взгляд и улыбка чисто Сонины. Есть у неё такое, перед прокатом (да и после), когда она делает выражение лица с хитринкой. Не смог найти фото подтверждающее это, поэтому сделаем так: мысленно соединим фото справа, с фото внизу, и получится как раз примерно то, о чем говорил.

Карл Рока — норвежский художник венгерского происхождения, родившийся в 1912-м году. Как-то раз оказавшись в Норвегии, он настолько вдохновился ей, что остался там жить и начал творить.

Большая часть его работ – это цыганки, «написанные» в совершенно необычных не только для скандинавской, но и для европейской традиции тонах, что вызвало в своё время волну восторженных отзывов. Да и в кругу ценителей изящного нашлось немало приверженцев свежей подачи, которую предложил новоявленный норвежец.

Хотя были и яростные критиканы, находящие множество изъянов в его работах. Не обошлось и без озлобленной критики. В изображениях находили много недостатков, но главным раздражительным фактором служила их эротичность и фривольность. Но это не про эту картину.

А это снова (как и следующие 3 картины) Шишкин и его «Хитрец». От  Миши Коляды, тут, пожалуй что, тоже только взгляд и улыбка.

Надень на Станиславу кокошник, и получится настоящая «Боярыня»

Настя Тараканова всё-таки сумела собрать через краудфандинг 3 миллиона рублей, купила себе шубку и стала «Дамой в мехах». Здесь два несоответствия - возраст и взгляды девушек: у Насти он решительный, а у «дамы» какой-то избалованно-надменный, типа: «Да на мне шубейка за сто тысяч деревянных, попробуй удиви меня». Изменить эти два момента, и, думаю, сходство было бы более точным.

Является ли пара Вани и Саши «Идиллией» на льду?)

Лизы в посте нет, зато есть её парень «Леонардо» нашего мужского катания -Андрей Лазукин.  Рядом автопортрет юного Леонардо да Винчи.

Ещё один портрет, нарисованный нашим современником, членом Союза Художников России Владиславом Нагорновым, у которого есть целая серия «Современные красавицы». Многие называют Нагорнова плагиатором, дескать, он тупо копирует портреты «красавиц», ранее упомянутого Маковского – похоже, что так оно и есть, хотя к этой картине это вряд ли относится. По моему, если взять картину слева

и совместить её с картиной итальянского художника Эжена де Блааса «Маленькая Итальянская девочка», то получится Алёнушка Косторная. На первом полотне схожа форма лица, скулы, на втором глаза/взгляд, осмысленный и взрослый.

Лукас Кранах Старший — немецкий живописец и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения.  И его работа «портрет Мартина Лютера» - христианского богослова, инициатора Реформации, ведущего переводчика Библии на немецкий язык, чьим именем названо одно из направлений протестантизма — лютеранство. Есть ведь что-то от Нины Михалны?

Иван Макаров, русский живописец-портретист 19-го века, являвшийся академиком Императорской Академии художеств. Произведения Макарова находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Третьяковской галерее и Государственном Русском музее. Здесь представлено одного из его творений «Голова мальчика-итальянца», рядом с будущим чемпионом Мира «Гном Гномычем»

А вот и великий папка «Гном Гномыча»

Ну, да, тут акцент чисто на характерный нос и частично схожую прическу, а в целом внешне не то. Это портрет Джулиано Медичи, соправителя своего брата Лоренцо Великолепного. Нарисовал - Сандро Ботичели, всем известный итальянский (флорентийский) живописец, один из значимых мастеров эпохи Возрождения.

Кто кого видит на картинке слева, парня или женщину? Я вижу женщину.

Но на самом деле это парень Салаи (настоящее имя Джан Джакомо Капроти). Отчего же он тогда выглядит так женственно? Наверное, из-за того, что помимо того, что был учеником и натурщиком Леонардо, он ещё и являлся его возлюбленным. Но мы сравниваем не людей, а портреты, так вот если бы «Салаи» скинуть пару кг и убрать лёгкую припухлость, то, мне кажется, внешне он вполне был бы похож на Этери. По крайней мере, волосы, а также частично форма лица, носа, схожи.

Большая проблема - найти какой-нибудь знаковый портрет с изображенной на нём восточной женщиной. Даже когда навскидку пытаешься вспомнить какие-то портреты, то в голове всплывают сплошь чистые европейцы и европейки. Если поискать, то выяснится, что кое-какие картины с девушками/женщинами южного (восточного) типа есть, но возникает другая проблема, найти схожих с той же Этери или Алиной, имеющих характерную внешность.

Касательно Алины из наиболее подходящих нашлась только такая. Честно говоря, так и не узнал чья она (возможно, даже современная), а называется «Цыганка». Не знаю, есть ли тут что-то общее, кроме красной косынки и яркой внешности, наверное, нет.

А вот здесь схожего больше, кроме того, и автор известен, уже упомянутый Карл Рока и его «Женщина в красном». То ли меня «подглючивает», то ли у Алины на самом деле было похожее фото, в такой же позе с такой же прической, только в платье другом.

А может, просто у меня в голове перемешались несколько сотен фотографий Алины и получился микс из того фото, что выше, и этих двух.

Из всех представленных в посте портретов следующий -  самый похожий. Что логично, ведь саму Алину и рисовали)). Это кто-то из фанатов вдохновился на написание картины. Красиво и точно получилось.

А вот фото с Евгений в точности, как на картине слева, я однозначно когда-то видел (только без шляпы), но найти его не удалось. Поэтому по старой схеме, фото справа + фото снизу – и примерно получается похоже.

Далее у нас «Покинувшая маскарад». У известного художника Карла Брюллова существовала подруга и муза графиня Юлия Самойлова. Он достаточно часто изображал её на своих полотнах, либо делал картины ей на заказ (девочка на коне в начале поста, как раз сделана по её заказу). Здесь же Брюллов на одном из лучших портретов изобразил свою подругу, презревшую условности светского «театра». Юлия удаляется с бала с приемной дочерью Амалицией Паччини. Алый занавес отделяет ее от маскарадных шутов. Живой, настоящей Юлии нечего здесь делать.  

А вот приёмная дочка судя по выражению лица не хочет покидать светский театр.

После этого поста я понял, что надо сохранять на будущее все зацепившее фото, потому что и здесь мне встречался снимок, похожий на эту картину, но где он сейчас…? Как альтернатива в принципе подойдёт и этот.

Здесь акцент скорее на Евгению, в детстве особо проглядывались её «зарубежные» корни (как и у девочки на картине), которых она почему-то стесняется.

******

Дальше у нас минутка богохульства, тем, чьи чувства могут быть оскорблены, лучше промотать на 3 картинки вниз.

Илья Авербух рассказывает фигуристам о прелестях участия в своём шоу, а рядышком притаилась Татьяна Навка, клявшаяся до конца своих дней кататься в «Ледниковом периоде». Но в процессе пира Татьяне пришла в голову мысль: а почему бы не взять 30 сребреников из государственной семейной казны да не устроить собственное представление, сместив Илюшу на обочину ледовых шоу.

То чувство, когда все отказались от участия в Ледниковом периоде.

На самом деле – это «Христос в пустыне», картина талантливого русского художника и портретиста Ивана Крамского, оконченная в 1872 году. Многие наверняка хоть раз в жизни да видели его работы: достаточно известна «Незнакомка», и канонический портрет Грибоедова, висящий во многих школах, тоже его рук дело. Ну, а «Тайную вечерю» Леонардо, которая была выше, наверное, узнали все.

Ну, и наконец, Евгения «у меня не было хороших программ», умоляет Илью поставить ей программу на сезон 2019/2020.

Можно было влегкую найти картины, где портретное сходство с Авербухом было бы 99 из 100, но зачем, мы же итак знаем о божественном происхождении Ильи. Если это неправда, то как же ему тогда удается ставить такие одухотворенные программы?)

Уильям Хогарт — английский художник, основатель и крупный представитель национальной школы живописи, иллюстратор, автор сатирических гравюр, открыватель новых жанров (реализма в Англии) в живописи и графике.  Картина под названием «Дети семейства Грэм», на которых изображены четыре ребёнка аптекаря короля Георга II. Так и просится ассоциация – «Тренировка в Хрустальном»: Камила, Алина, Саша и Даниил, но так как такого фото нет, пусть будет такое.

Та самая «Незнакомка» Крамского и всем знакомая Полина Цурская.

Портрет Александры Струйской называют самым блестящим образом идеально прекрасной женщины во всей русской портретистике. Это творение принадлежит кисти Фёдора Рокотова — русского художника, крупнейшего московского портретиста, работавшего в период Русского Просвещения. Фёдор был одним из любимых мастеров российского дворянства.

А Струйская была крупной землевладелицей, женой прапорщика лейб-гвардии Преображенского полка Н. Е. Струйского, поэта-неудачника и помещика-самодура. Имела 18 детей.

******

Далее портрет Урсулы Мнишек из «Третьяковки», нарисованный Дмитрием Левицким. Левицкий - самый значительный мастер из славной плеяды художников XVIII века. Его творчество является кульминационной точкой развития русского портрета того времени. Художник как бы подвел итог тому, что было сделано за предшествующий период, и заложил основы новых достижений в области русского реалистического портрета. Урсула же была фрейлиной Екатерины II, впоследствии кавалерственной статс-дамой.

Из общего с Сашей Бойковой тут, наверное, только щёчки. Хотя если долго искать, то наверняка можно найти более точный кадр.

Картина Натаниэля Шмитта «Аллегория весны» и Серафима Саханович рядышком.

В 1819-1829-х годах в Санкт-Петербурге работал английский художник Джордж Доу, за это время он написал 329 портретов генералов — участников Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813—1814, в том числе и Кутузова. Это же портрет генерал-майора Александра Тучкова – российского командира, героя Отечественной войны.

Тоже не то, чтобы похож, большие глаза и кудрявые волосы портят то легкое сходство, которое есть в форме головы.

Ганс Мемлинг — фламандский живописец немецкого происхождения, один из наиболее значительных художников во Фландрии второй половины XV век и его «Портрет мужчины с римской монетой». А вот здесь есть что-то общее с Вовой, жаль, что не рыженький.

«Девушка с веером» — картина, написанная французским художником Пьером Огюстом Ренуаром в 1881 году. Находится в коллекции Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге, выставлена в здании Главного Штаба. По ощущениям - эта девушка словно соединенные вместе Рика Кихира и Аделина времён Сочи.

Кто получится, если совместить «Миранду» английского художника Викторианской эпохи Фрэнка Бернарда Дикси, картину Альфреда Зайферта – чешско-немецкого живописца, известного своими женскими портретами, и портрет Анны Ахматовой руки Натана Альтмана?

Габи Пападакис

*********

Без понятия, что и чьи это картины, знаю лишь, что первая относится к «наиву». Наив – изобразительные виды народного искусства; творчество художников-самоучек; а также самодеятельное искусство. А вторая к неоэкспрессионизму, возникшему в конце 1970-х.

На самом деле, я всё-таки нашел в самый последний момент изображение, отдаленно похожее на Глейха, но дело в том, что у экспрессионистов, таких, как Модильяни, достаточно специфичный стиль, многие детали лица они просто не прорисовывают. И хоть по факту – это портрет (Леопольда Зборовского — французского мецената польско-еврейского происхождения, известного торговца картинами, коллекционера и поэта), я бы не назвал это полноценным портретом.

Далее работа ещё одного из наших современников, художника Аркадия Острицкого, родившегося в 1948 году в Кишинёве, в Молдавии. Сегодня Острицкий является членом правления Объединения профессиональных художников Израиля и членом Международной Ассоциации искусств при ЮНЕСКО. Заметную роль в его творчестве играет серия картин «девушки в цветах».

Что картина, что фото красивые, хотя здесь сходство чисто в позах.

И напоследок Жан Гюстав Курбе — французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист. Считается одним из завершителей романтизма и основателем реализма в живописи. Один из крупнейших художников Франции на протяжении XIX века, ключевая фигура французского реализма. Его автопортрет «Отчаяние» наверняка встречался многим. Очень известная работа.

Когда увидел фото Саши Степановой у бассейна

Ваня Букин не в отчаяньи, а скорее, напротив, но суть не в этом, а в сильной эмоции в КиКе, выраженной на лице. Вне зависимости от оценок, он всегда: удивлен, поражен, шокирован, восхищён и т.д. Желаю всем оставаться в любой ситуации оставаться такими же непосредственными и непринуждёнными, как Ваня.