8 мин.

След коньков длиною в жизнь

История фигуристки, проведшей на льду более 70 лет.

Пробудившись от первых лучей солнца, она приоткрыла глаза и по обыкновению слегка улыбнулась: просыпаться и встречать утро – всегда было ей в удовольствие. Новый день –новое маленькое приключение, что может быть прекрасней!

Выполнив все утренние дела, она оделась, положила в сумку коньки и отправилась на тренировку. В дороге до катка тоже была своя прелесть, это был момент предвкушения скорого соприкосновения лезвия конька со льдом, которое каждый раз ощущалось словно первое. Но в тот день всё пошло по-другому, череду приятных мыслей прервал оглушительный удар – в автомобиль, котором она находилась, на огромной скорости влетел фургон.

После происшествия её экстренно госпитализировали, диагностировав кровоизлияние в мозг и черепно-мозговую травму (сотрясение мозга). При таких раскладках даже человеку в полном расцвете сил, возможно, пришлось бы забыть о фигурном катании, а человеку, который недавно разменял восьмой десяток, уж и подавно. Но 80-ти летняя Ивонн считала иначе. 

************

Ивонн Доулен (Бродер) родилась в 1925-м году, вскоре после её рождения их семья переехала в Денвер, где она и научилась кататься на коньках, выезжая по выходным вместе с родителями к высокогорному озеру.

Она мгновенно «влюбилась» в лёд, а её желание стать фигуристкой было настолько велико, что спустя годы девушка стала участницей танцевальной труппы «Ice Capades».

Это гастролирующее ледовое театральное шоу, которое было очень популярно в США в период с 1940-го по 1990-е. В его труппе бывали несколько Олимпийских Чемпионов и Чемпионов США, закончивших любительскую карьеру, и оказаться в такой компании было по-своему почётно.

Ивонн выступала там несколько десятилетий, а параллельно в свободное от шоу время являясь членом института фигурного катания, работала детским тренером. За 50 лет тренерской деятельности, «через её руки» прошло множество начинающих ребятишек, и до каждого она пыталась донести одну главную мысль — оставаться собой без оглядки на окружающих. «У того, кто идет, опираясь на мнение других, никогда не будет легкой походки».

************

Как видно, вся жизнь женщины была связана с фигурным катанием, и потому бросить его когда-либо для неё не представлялось возможным. После той автокатастрофы она пролежала 10 дней в больнице, по истечении которых врач ей прямо заявил: «Откатали вы своё, бабуля, можете забыть о спорте, живете той жизнью, которая соответствует вашему возрасту. И это не рекомендация, а самый настоящий запрет». Такой категоричный тон лишь раззадорил Ивонн: запрещать ей, да не абы что, а фигурное катание, ну, уж нет. Она напротив захотела доказать врачам, что рановато пока ещё её списывать со счетов. И оказалось, что да, действительно рановато.  Пройдя реабилитацию, она уже спустя два месяца (как только физически смогла встать на коньки), вновь продолжила тренировки, сделав для врачей сделала лишь одну маленькую уступочку – отказалась от исполнения акселей.

************

Зачастую, когда человек одержим определённой деятельностью, выясняется, что у него существуют какие-то проблемы, например, нет семьи, близких, и он погружением во что-то другое закрывает эту дыру. Но случай Ивонн не такой, у этой женщины была и семья, и любящие дети, (кстати, благодаря в том числе помощи своей дочери Шерри, ей удалось так быстро вернуться на лёд), и она действительно искренне любила фигурное катание, безо всяких оговорок.

***********

Отказавшись от акселя, Ивонн не отказалась от лутца, никуда не делись и волчки с вращениями. Несмотря на то, что женщина каталась уже более 70 лет, она никогда не получала такого удовольствия от катания, как в тот момент. «Для меня очень важно хотя бы просто стоять на льду», — скромно говорила Ивонн. При этом она ведь не просто стояла, а выполняла различные развороты, дорожки шагов, благодаря которым каждый раз на соревнованиях среди своей возрастной группы (от 50 и выше) срывала овации зрителей, и получала высочайшие оценки судей.

Каждый день она отводила на тренировки около часа и была уверена, что секрет её здоровья и долголетия базируется на трёх вещах: тренировках, витаминах и занятию по-настоящему любимым делом. «То, как вы строите свою жизнь, и создание в ней приятных, доставляющих удовольствие моментов, зависит только от вас. Я думаю – это замечательно, что каждый может выстроить свою жизнь основываясь на том, чем ему нравится заниматься. Когда у меня плохое настроение, я смотрю на своих ровесников с их кислородными подушками, надеваю коньки и улыбаюсь». Несмотря, что в последнее время фигурное катании было для неё скорее хобби, она всё равно придерживалась серьёзного подхода к этой деятельности: «Если вам нравится кататься, выходите на лед и старайтесь изо всех сил, но если вы испытываете дискомфорт и не ощущаете уюта на катке, то займитесь лучше чем-нибудь другим».

************

Спустя 8 лет после происшествия с фургоном, на долю женщины выпало ещё одно испытание. Очередным утром Ивонн, как обычно, готовила себе завтрак на кухне: в процессе приготовления она налила кофе и хотела отхлебнуть глоток, но поднеся чашку ко рту, совершенно не могла им пошевелить. Она поднялась наверх к дочери, которая, увидев слегка искаженные черты матери, встревоженно сказала, что им срочно нужно ехать в больницу. Там при осмотре врач постановил, что женщину поразил инсульт. Ей как и прошлый раз пришлось пролежать пару дней в больнице, по истечению которых, выйдя оттуда, она ощутила, что потеряла большую часть базовых жизненных навыков, например, механику движения. Теперь уж точно о катании и речи быть не может чисто физически.

И снова как бы не так. Вскоре Ивонн вновь появилась на катке, решив использовать фигурное катание как форму терапии в том плане, что, благодаря ему, возможно легче будет восстановить позабытые жизненные навыки. Как говорила сама женщина: «Кататься на коньках легче, чем ходить, потому что ты стоишь на одной ноге, а второй лишь отталкиваешься, тебе не нужно двигать обеими ногами». Этот план оказался успешным, конечно, совсем вернуться к первоначальному состоянию было нереально, а о прыжках и сложных связках само собой пришлось забыть, но вернуть необходимые навыки для полноценной жизни и катания она сумела, быстро выйдя на стандартные для себя пять тренировок в день.

При этом ей удалось сохранить такой уровень катания, который позволял участвовать в соревнованиях. Последующие после инсульта два года она путешествовала по стране от Бостона до Лас-Вегаса (по сути, как от Москвы до Владивостока с поправкой на в два раза меньшую, чем у России площадь США), участвуя в различных турнирах. Да не просто участвуя, а на равных конкурируя с людьми, которые были на 30 лет моложе её. Редко из какой-либо поездки она возвращалась без медали. Сама женщина говорит, что особо к этому и не стремилось, всё складывалось само собой: «Я полагаю, что некоторые люди могут управлять своей жизнью, но я просто позволяю ей течь своим чередом».

***********

Ивонн не раз попадала в различные книжные издания, рассказывающие об активных пожилых людях, а в 2016-м году за два месяца до своего 91-летия снялась в короткометражном документальном фильме от «National Geographic» «Edge», который показали на нескольких фестивалях. Во время его съёмок женщина рассказала, что хотела бы умереть во сне, либо катаясь на коньках. И собственно, так оно и произошло, спустя два дня после выхода фильма во время очередной тренировки, у неё не выдержало сердце, и она мгновенно умерла от разрыва аневризмы аорты, до последних минут занимаясь тем, что любила и без чего не мыслила всей своей жизни.

***********

Вроде бы концовка печальная, но эта печаль немного рассеивается, когда ещё раз обдумываешь эту историю или смотришь на множество её фотографий, как в зрелости, так и в молодости, где она: катается на озере, прыгает на лыжах, гастролирует с шоу, встречается с интересными людьми. После всего этого создаётся ощущение, что каждый свой день женщина прожила по полной, а это удаётся очень немногим. Ведь нередко люди, особенно у нас, после наступления определённого возраста будто перестают жить. Конечно, во многом дело тут в том, что наша страна совершенно не устроена для достойной жизни пожилых людей. Многим приходиться гробить своё здоровье за копейки, после чего человек в принципе не может вести активную деятельность, так потом его ещё и добивают различными реформами.

Однако зачастую даже не особо больной человек, перешагнув какой-то возрастной рубеж, сам себя превращает в старика, концентрируясь на негативе, болезнях и прочем, ещё больше притягивая всё это к себе. Да у нас очень тяжело жить, большинству приходиться просто выживать, и с этим нельзя смиряться и принимать как данность наплевательское отношение тех, кто обязан заботиться о своём народе, но и поводом для перехода от полноценного существования к пассивному это тоже служить не должно. Ведь жизнь – это активное действие (не важно какое, любое: физическое – сделать что-то, даже по мелочи, или умственное – придумать и т.д.), поэтому нужно стараться, чтобы в любом возрасте таких действий было столько, сколько действительно возможно на данный момент.