9 мин.

Раймонд Верхейен: «Русские футболисты тренируются так, как будто за ними до сих пор наблюдает Лобановский»

Имя голландского тренера по физподготовке Раймонда Верхейена в России узнали во время Евро-2008 – после того, как игроки сборной 120 минут подряд в диком темпе возили команду Марко ван Бастена по газону «Санкт-Якоб Парка». За шесть лет Верхейен успел подмочить репутацию на Евро-2012 и заработать славу главного европейского футбольного тролля.

Верхейен меняется в голосе, когда слышит фамилию «Мойес». Эпатажный голландец с начала сезона уничтожал нового тренера «Манчестер Юнайтед» в твиттере, называя его динозавром из Парка Юрского периода, но отставка Мойеса Верхейена почему-то не радует.

– Я ничего не имею против Мойеса лично. Я всего лишь хотел объяснить людям, что такими методами нельзя добиться успеха. И довольно об этом. Вы из России, вашу сборную, к счастью, тренирует не Мойес, впереди чемпионат мира – так что давайте говорить о чемпионате мира.

– Давайте. Вы работали на всех крупных турнирах начиная с 2000 года – с Голландией, Южной Кореей, Россией. Турнир в Бразилии – первый, куда вы не едете. Почему?

– Два года назад я возглавил World Football Academy – организацию со штаб-квартирой в Амстердаме и филиалами в Англии, Норвегии, США, ЮАР и Японии. У меня там так много дел – тренировки, лекции, мастер-классы – что совершенно не остается времени на работу в большом футболе. И знаете, я этому только рад. В мировом футболе слишком много консервативных и некомпетентных людей. А в Академии я могу работать со своими единомышленниками – вроде Гуса Хиддинка.

– Вместе с Хиддинком вы привели сборную России к самому большому успеху в ее истории. Как это получилось?

– Я знаю, что у вас в стране относятся к Евро-2008 очень серьезно. Рад, что я был к этому причастен. Но никакого чуда не произошло: мне создали хорошие условия работы, игроки понимали, чего от них хотят, а Гус Хиддинк блестяще подготовился к турниру как тренер.

– И все равно: любой русский болельщик скажет вам, что никогда раньше не видел свою сборную такой.

– Но вы должны были верить, что она на это способна, правда? В любой команде заложен потенциал, который надо раскрыть. Основная заслуга тут, конечно, принадлежит Хиддинку – он сумел раскрепостить футболистов, внушить им, что они могут играть на равных с сильнейшими командами мира.

Вот пример: когда Погребняк получил травму перед самым турниром, Хиддинк стал готовить Павлюченко к роли основного нападающего. Гус спросил у Романа, кто его любимые форварды, и в числе прочих Павлюченко назвал ван Нистелроя. Хиддинк сказал: «На этом турнире ты своими глазами увидишь, что умеешь играть ничуть не хуже него». Конечно, на групповом этапе Голландия смотрелась поярче России, но Павлюченко поверил Хиддинку – и в четвертьфинале действительно сыграл сильнее ван Нистелроя.

– Мы знаем, что Гус отличный психолог, но как вам удалось привести команду в такую физическую форму?

– Моя идея периодизации отчасти заключается в том, что тренировки команды должны быть разными – в зависимости от задач. Например, большинству сборных на Евро-2008 надо было встряхнуть игроков после изнурительного клубного сезона, как бы перезагрузить их перед турниром. В России сезон стартовал в марте, футболисты были на пике готовности, и мне нужно было просто поддерживать их в тонусе и следить за правильным восстановлением после матчей.

В четвертьфинале с Голландией Россия победила не из-за того, что была как-то особенно хорошо готова, а из-за блестящего плана Хиддинка на игру. Он изучил соперника, раздал правильные указания. Парням оставалось только их выполнить. Этот матч – безусловно, один из самых захватывающих, что я видел в жизни. Даже несмотря на то, что моя родная сборная проиграла.

* * *

Реклама 18+

– Преображение сборной России в 2008-м произошло в рекордно короткие сроки. Значит ли это, что ваша программа лучше всего подходит для скоротечных турниров?

– Почему же, мы с Диком Адвокатом работали над подготовкой «Зенита» к сезону-2008. Программа сборов была расчитана на шесть недель – это был довольно обширный комплекс упражнений.

– Хм, в 2008-м «Зенит» выиграл Кубок УЕФА, но провалил Лигу чемпионов и чемпионат России.

– Одна из причин, почему так произошло, – русские игроки. Нет-нет, я не говорю, что они были плохими. Без русских игроков «Зенит» вообще вряд ли смог бы что-то выиграть, но на сборах им определенно было сложнее всех – они привыкли к серьезным нагрузкам, которые обычно дают тренеры в России, и никак не могли понять, что надо не просто упахаться на сборах, а еще и суметь сохранить свежесть по ходу сезона.

Русские постоянно себя перегружали – особенно Погребняк, Анюков и еще пара человек. Да, это привело к быстрому набору формы зимой 2008-го и помогло выиграть Кубок УЕФА. Но мы с Адвокатом хотели, чтобы у команды остались силы и на осень, поэтому часто вместо интенсивных тренировок проводили фитнес-занятия для поддержания формы. Но русские игроки не жалели себя и тренировались так, как будто за ними с бровки до сих пор наблюдает Лобановский. Перетренированность – безусловно, одна из главных проблем советской школы. Зато я никогда не поверю человеку, который скажет, что русские футболисты – лентяи.

– Честно говоря, я говорил так не раз.

– Вы совершенно неправы. Мне трудно представить, чтобы кто-то из вашей сборной был плохо готов физически. Проблема обычно в психологии. Любой русский футболист без проблем может отбегать 90 минут в темпе матча Лиги чемпионов. Другое дело, что перед игрой он может задать себе вопрос – а зачем? И не станет напрягаться.

Безусловно, я очень уважаю Лобановского. Он достиг невероятных успехов. Но это не значит, что его методы до сих пор стоит применять. Они были хороши для своего времени, но за эти годы изменилось абсолютно все: инфраструктура, экипировка, питание, медицина. Уверен, что сам Лобановский наверняка бы поменял свою программу с учетом последних достижений. А его последователи – старомодные, закостеневшие тренеры – предпочитают жить в каменном веке.

– Вы говорили, что они еще и не прочь выпить.

– Проблема, конечно, не в алкоголе, а в тренерской методике. Но при этом вы должны признать, что алкоголь – часть вашей культуры, как ни крути. Я до сих пор не понимаю, как можно работать в спорте – индустрии здоровья – и при этом часто страдать от нездорового образа жизни.

– Вы сами не пьете?

– Без комментариев.

– Хорошо. Кто из российских тренеров небезнадежен?

– Безусловно, Слуцкий. Он довольно резко отреагировал на мою критику ваших тренеров, но его можно понять – не будет же он прямым текстом говорить, что лучше всех. Хотя он, конечно, специалист совсем другой формации – адекватный, современный.

Остальных тренеров я знаю плохо. Мне понравился белорус, который сначала был в «Кубани», а потом возглавил «Локомотив».

– Кучук.

– Да-да. Он напоминает мне Дика Адвоката – тоже стремится довести свою тактику до совершенства и побеждать любых соперников без оглядки на то, как они играют. Похоже, он мыслит довольно современно.

– Забавно, что в России его как раз считают несколько старомодным.

– Я знал, что мне не надо отвечать на этот вопрос! Теперь я буду выглядеть глупо. Напишите просто, что его команда играла хорошо.

* * *

– Перед Евро-2012 Россия снова рассчитывала на вас, но в решающем матче с Грецией сборная еле ползала по полю. Что случилось?

– Могу лишь повторить то, что говорил по поводу Евро-2008. Дело не только в работе тренера по физподготовке – вспомните товарищеские матчи с Уругваем и Италией, первый матч турнира против Чехии. Команда была готова прекрасно. Россия проиграла по другим причинам.

Давайте разберем гол Польши. Все началось из-за неточного паса Аршавина, у которого было как минимум три адресата. Он остановился, стал разводить руками, а поляки убежали в контратаку и сравняли счет. Тренер Польши не случайно выставил в этом матче трех опорных полузащитников – он знал, что Аршавин постоянно будет получать мяч, пытаться обводить, неохотно с ним расставаться. И сделал так, чтобы Аршавин мяч терял.

– То есть Россия проиграла из-за Аршавина?

– Не только. Кто сделал его ключевым игроком команды? Кто просил его начинать все атаки? Аршавин – прекрасный футболист, один из лучших в вашей истории. Но тренер должен был понять, что при таком построении игры – через одного-единственного футболиста – его тактика будет слишком уязвима.

– Вы говорили эти слова Адвокату в лицо?

– Нет, я все-таки был в роли консультанта, а не его прямого помощника. Да он и сам это прекрасно понимал. Жаль, что Аршавин сам не догадался передать инициативу партнерам в решающем матче с Грецией.

Реклама 18+

Но это еще одна ваша национальная черта – когда к русским приходит успех, они расслабляются. Аршавин заметно сдал и в сборной, и в «Арсенале», а потом пришел Капелло – и даже не взял его в команду. Это же не просто так, Капелло – отличный тактик. Он понимает, чем грозит зацикленность на одном, пусть даже самом талантливом игроке.

Капелло сложно назвать инноватором, но он блестящий практик. Возможно, России был нужен именно такой человек – способный дать результат. Очень надеюсь, что с ним ваша сборная наконец-то выйдет из группы на чемпионате мира. Лучше всего – вместе с Южной Кореей, ведь это тоже не чужая для меня сборная: я работал с ней на ЧМ-02, ЧМ-06 и ЧМ-10.

* * *

– Вы регулярно критикуете тренеров и даже целые тренерские школы. Почему бы вам на своем примере не показать, как надо?

– У меня сейчас нет такой цели – работать в клубе. Если пытаться найти работу во что бы то ни стало, то обязательно окажешься в одной компании с этими некомпетентными людьми. Этого я хочу меньше всего.

– Даже если сейчас вам позвонит ваш единомышленник, вроде Луи ван Гала, и позовет в «Манчестер Юнайтед»?

– Я откажусь. Может быть, попробую лет через пять. Но не сейчас.

– Я к тому, что ваша борьба с некомпетентностью имеет смысл только в том случае, если вы можете предъявить результат. А если вы нигде не работаете, то люди будут считать вас пустозвоном.

– Не думаю, что мое трудоустройство так уж важно для продвижения моих идей. Результат – особенно на короткой дистанции – очень сильно зависит от случая, от удачи. Можно все делать правильно, но выигрывать не так часто, как хочется. Мои идеи направлены не на достижение результата любой ценой, они позволяют улучшить футбольный процесс: избегать травм, повышать качество тренировок и так далее.

Процесс – это главное в футболе. Не результат. Процесс. И World Football Academy – отличное место, чтобы налаживать процесс. А начать работать с «Манчестер Юнайтед» и вылететь оттуда после трех поражений подряд – нет, это не для меня.

Фото: REUTERS/Kim Kyoung-Hoon