5 мин.

Бенгальский код

В восточном Лондоне играет команда местной бенгальской диаспоры, откуда при должном желании можно попасть в сборную Бангладеш. Иван Калашников сходил на игру «Спортинг Бенгал», поговорил с его основателем и выяснил, что смыслом существования футбольного клуба может быть не только футбол.

– Они научили его играть в свой футбол. Футбол для роботов.

Высокий бородач в черной кепке рассказывает мне историю Майкла Чопры, единственного англичанина азиатского происхождения, игравшего и забивавшего в премьер-лиге. Сын индуса Чопра начинал в «Ньюкасле», выходил на поле «Камп Ноу» в матче Лиге чемпионов, пытался закрепиться в «Сандерленде», но в итоге большую часть карьеры провел в подходящем ему по уровню чемпионшипе, где забил 70 мячей в 176 матчах.

Бородача зовут Суротх Миах, и его не слишком впечатляют эти цифры. Суротх хочет, чтобы у футболистов небританского происхождения была возможность играть в небританский футбол – для этого он учредил бенгальскую лигу Лондона, где десять лет назад была дюжина команд, а сейчас уже полсотни. Из лучших игроков лиги Суротх собрал команду под названием «Спортинг Бенгал», которая в 2003 году получила статус полупрофессиональной и право участвовать в девятом дивизионе английской футбольной пирамиды. За девять лет «Бенгал» остался на том же уровне (неудивительно, учитывая, что футболисты играют бесплатно), но, по мнению Суротха, добился кое-чего более важного.

– Мы сохраняем и развиваем свой стиль игры. Бенгальцы редко вырастают выше 180 см, поэтому мы не тренируем всякие там подачи с флангов и борьбу в воздухе. Мы любим повозиться с мячом, обвести двоих-троих, – продолжает объяснять Суротх. – Однако в английском футболе полно предрассудков, и скауты местных клубов просто не верят, что маленький, щуплый парень из Азии может конкурировать со здоровяками, которые только и умеют, что прыгать и лупить по мячу. Я же говорю – роботы.

Английские скауты, конечно, разглядели уже немало щуплых парней, вроде как не подходящих местному футболу – один из них наверняка станет лучшим игроком этого сезона. Дело не только в стиле игры, но в конкретном менталитете: эмигранты из Азии приезжали сюда с твердым намерением вырастить детей юристами, врачами, банковскими служащими; уж точно не футболистами. Пятьдесят любительских команд в воскресной бангла-лиге – это все те же клерки, гоняющие мяч в свободное время и забывающие о футболе сразу после свистка. В 2010 году сборная Бангладеш, готовясь к участию в Южноазиатских играх, попыталась вызвонить из Лондона четырех футболистов. Один получил травму, другой сразу отказался, потому что сдавал экзамены в колледж, а еще двое с трудом выбили отпуск на работе, но не пробились в основу. С тех пор в сборную не ездил никто.

«Спортинг Бенгал» играет на кошмарном муниципальном стадионе «Майл Энд» с беговыми дорожками, из-за которых 40-50 человек на единственной трибуне выглядят еще более одиноко. Зато за воротами есть яма для стипль-чеза и сектор для метания молота – порой они не позволяют мячу улетать слишком далеко. Несмотря на то, что про одноименную стадиону местность Джарвис Кокер когда-то написал одну из своих самых красивых песен, находится он в довольно-таки суровом районе Тауэр-Хамлетс – не самом приятном уголке лондонского Ист-Энда, для описания которого лучше подойдет музыкальное высказывание одного российского иммигранта с оксфордским дипломом. Уже на пятой минуте матча ко мне подходит бенгалец в капюшоне и аккуратно интересуется, не местный ли я.

– Тут ведь это, дерби, – довольно дружелюбно объясняет он. – Я за «Спортинг», а вот эти парни (показывает в район ямы для прыжков в длину) пришли от соседней станции метро, «Бетнал Грин». Нет, драться мы тут не деремся, но в определенных обстоятельствах, вне стадиона, тема «кто за кого» может всплыть – и тут лучше быть на стороне «Бенгала», потому что за тебя впишется вся местная община.

Болельщика зовут Садик, он сам играет в одной из любительских команд в бенгальской лиге и даже ездил поддерживать «Спортинг Бенгал» на Азиатские игры Великобритании – своеобразную олимпиаду для пакистанцев, индусов, бенгальцев и всех остальных азиатских диаспор, способных заявить спортсменов для участия в этих соревнованиях. В финале Азиатских игр «Бенгал» обыграл пакистанскую команду – правда, во многом благодаря тому, что за последние несколько лет зачислил в состав венесуэльца, нигерийца, пару коренных англичан и человека по имени Вассел Соплюк. Садик объясняет, что все эти люди просто поселились по соседству, устроились на те же работы и в конце концов оказались в команде вместо нескольких бенгальцев, решивших завязать даже с любительским футболом.

Впрочем, даже в смешанном составе «Спортинг Бенгал» играет так, что ему никак нельзя предъявить любимую претензию Суротха. Крайние защитники регулярно упускают мяч за боковую линию, центральные хавбеки довольно долго не могут отдать ни одной точной передачи, а нападающие не поднимают голову даже после потери мяча. Тем не менее после ответного гола «Бенгала» (в самом начале встречи «Бетнал Грин» открыл счет с пенальти) все тридцать домашних болельщиков устраивают на ветхой трибуне такой слэм, что она ходит ходуном, а после финального свистка бегут на поле обнимать игроков, которые в итоге проигрывают не слишком позорно (1:2). Безусловно, для побед нужно быть немного роботами. Для того, чтобы просто играть в футбол, достаточно всего лишь быть людьми.