5 мин.

Джеко и «Хайд»

В текущем сезоне «Манчестер Сити» раздражает футбольную Англию примерно так же, как когда-то раздражал «Челси»: они были никем, но стали всем – благодаря миллиардам шейха Мансура «Сити» сейчас занимает первое место в премьер-лиге. Иван Калашников съездил в Манчестер, чтобы выступить в роли адвоката дьявола и рассказать, за что же «Ман Сити» все-таки следует уважать.

Таблицу английской премьер-лиги возглавляет «Манчестер Сити». Таблицу зоны «Север» шестого английского дивизиона – футбольный клуб «Хайд». В ноябре 2011 года «Сити» собрал на «Этихад Стэдиум» рекордную аудиторию в 47 408 зрителей. Спустя три недели «Хайд» тоже установил рекорд домашней посещаемости за последние 15 лет – 1 868 человек. При этом всего два с половиной года назад «Сити» с Робиньо, Элано и Райт-Филлипсом завершал сезон на 10-м месте, а владельцы «Хайда» объясняли суду, как им удалось наделать долгов на 120 тысяч фунтов, – и выкарабкаться обоим клубам помогли, разумеется, деньги арабских шейхов. Точнее, одного и того же шейха.

Новейшую историю футбола при желании можно легко свести к хронологии довольно-таки бездарных трат довольно-таки крупных сумм, но в последнее время футбольный рынок породил неожиданный тренд – наконец-то нашлись люди, желающие потратить деньги несколько иначе. В Европе завелись «новые богатые» клубы: «Манчестер Сити», ПСЖ, «Анжи» вроде бы традиционно скупают всех, до кого могут дотянуться, но при этом имеют в виду, что авральное вложение средств в трансферы и зарплаты не будет вечным. «Анжи» заигрывает с хипстерами и строит инфраструктуру в Дагестане. ПСЖ уже в следующем сезоне планирует вписаться в правила финансового фэйр-плей. А «Манчестер Сити» третий год реализует стратегию объединения не самого славного прошлого с нефтедолларовым настоящим – и частью этой стратегии является не только покупка лучших игроков мира, но и футбольный клуб «Хайд».

С 1919-го по 2010 год он вообще-то назывался «Хайд Юнайтед», а команда играла в красных футболках с красно-черной эмблемой на груди. Однако после спасения клуба и заключения спонсорского соглашения с «Ман Сити» слово «Юнайтед» выкинули из названия (впрочем, в конце 19 века его там и не было), а стадион, футболки и эмблему перекрасили в голубой – чтобы ничего не напоминало о шумных соседях из другой половины Манчестера. «Я вырос прямо тут, за углом стадиона, и ходил на футбол всю свою долбаную жизнь, – сообщил мне Фил Макстед, болельщик «Хайда». – Говорю тебе: лучше уж так, чем вообще никак. Когда клуб собирались распустить, я хотел повеситься. Сейчас они играют в голубом, зато я жив. Ну и теперь я еще болею за «Сити».

Примерно этого и добивались те, кому поручили тратить средства шейха Мансура. Разумеется, большинство новых болельщиков «Манчестер Сити» было привлечено первым за 50 лет трофеем (Кубок Англии) и выходом в Лигу чемпионов, а также заворожено рекордным убытком в истории английской премьер-лиги (197 млн фунтов) – столько денег не терял даже Роман Абрамович в первый сезон запуска проекта «Челси». Но даже толпе, клюнувшей на успех, не помешает ощущение почвы под ногами – поэтому «Сити» запустил несколько социальных проектов, призванных как-то примирить в головах фанатов арабские миллиарды и тот факт, что еще не так давно лучшим игроком  команды был Джоуи Бартон. Вот зачем они помогли «Хайду». Вот почему на клубном сайте больше информации о Берте Траутманне и Георгии Робинзоновиче Кинкладзе, чем о Тевесе и Агуэро. Вот для чего фанаты «горожан» по-прежнему таскают с собой на выезды надувные бананы – прямо как 20 с лишним лет назад.

Демонстративное внимание разбогатевшего клуба к традициям, помимо прочего, помогло болельщикам «Сити» как-то противостоять волне ненависти со стороны фанатов других команд, не достигавшей такой высоты опять-таки со времен преображения «Челси». Самир Насри, преследуемый болельщиками «Ливерпуля» после первого полуфинала Кубка Лиги, сумел выдать что-то вроде «Посмотрите в таблицу», но в более предметном разговоре у сторонников «Сити» нашлись бы аргументы посерьезнее. Abu Dhabi Group уже вложила больше 100 млн фунтов в академию, клуб стремительно обогнал всех конкурентов по темпам роста рекламных контрактов и доходов от продажи телеправ, вовремя и выгодно организовал смену названия стадиона – и, в общем, позволил над собой смеяться лишь по прихоти Карлоса Тевеса, не сумевшего оторваться от скамейки запасных.

Отличным примером хоть какого-то сдвига в отношении к «Сити» является история Марио Балотелли – который, в общем-то, был фактически вынужден уехать в Англию прочь с итальянских глаз, а здесь каким-то образом сумел убедить людей, что не только умеет играть в футбол, но и имеет некоторое право вести себя так, как ему нравится. Даже когда Балотелли кидался дротиками и жег собственный дом, пижонил в предсезонке и играл против «Ливерпуля» так, что Энди Кэрролл на его фоне смотрелся богом нападения, было понятно – Марио может быть настолько плох, что в этом его никто не превзойдет; такая формула, в принципе, неплохо подходила тому, прежнему «Ман Сити». И многие это почувствовали: теперь майки «Why always me?» продаются лучше, чем футболки Фернандо Торреса (а ведь Марио еще и забил в этом сезоне на 7 голов больше), а знаменитые шапки-перчатки под заказ вяжут английские бабушки

На матче с «Ливерпулем» я услышал еще одно убедительное подтверждение того, что нынешний «Сити» пытается держаться корней – причем услышал буквально: в предматчевой программе вместо привычных сиюминутных хитов звучала музыка, которая сделала имя Манчестеру. Моррисси, Oasis, Joy Division, Happy Mondays – в общем, когда на стадионе погас свет и на табло взошла голубая луна, показалось, что деньги шейха были потрачены не зря. И это я еще не был на матче футбольного клуба «Хайд».