5 мин.

Девять песен к финалу Кубка Англии

Сегодня будет сыгран очередной финал Кубка Англии, старейшего футбольного турнира в мире. С 1971 года команды-финалисты записывают по этому поводу песни, где футболисты кривляются, принимают героические позы и иногда поют. Иван Калашников рассказывает о лучших песнях и дополняет слова видеоклипами.

Сорок лет назад бывший футболист Джимми Хилл – называть которого просто футболистом, наверное, даже как-то оскорбительно – решил написать песню для «Арсенала» к финалу Кубка Англии. В те годы майский матч на «Уэмбли» был кульминацией сезона, неизменно собирал стотысячную толпу и балансировал на грани между спортивным событием и шоу. Всю неделю перед финалом футболисты показательно валяли дурака у телекамер, ходили в народ, раздавали интервью, но помнили, что рядовая ошибка в матче может стоить им карьеры, а любой, даже самый корявый гол наверняка будут помнить дольше, чем он того заслуживает. 

Отлично представляя коммерческий потенциал события, Джимми Хилл выбрал самый кассовый ход – немного видоизменил мелодию «Rule Britannia» и написал к ней самые простые, запоминающиеся и пафосные слова: что-то вроде «Старый добрый «Арсенал», мы гордимся тобой / Пока мы поем, мы побеждаем». Прием сработал – песня забралась на 16-е место в чартах и положила начало традиции футбольных гимнов к финалу Кубка Англии, которая, в общем-то, жива до сих пор. С каждым годом эти песни становились чуть менее искренними и чуть менее популярными, но лучшие из них по-прежнему жизнерадостны, смешны и порой до восторга глупы. Вот они.

Та самая «Good Old Arsenal», написанная Джимми Хиллом к финалу 1971 года. «Арсенал», кстати, выиграл.

Шесть лет спустя песня «Ливерпуля» «We Can Do It», которая была куда больше похожа на современную музыку, чем творчество Джимми Хилла, продалась тиражом 50 000 копий и достигла 15-го места в чартах – причем на тот момент была выше, чем «Hotel California». «Ливерпуль» при этом проиграл финал Кубка Англии «МЮ», но выиграл Кубок европейских чемпионов три дня спустя – и вроде как оправдал название песни.

Перед финалом 1981 года игроками «Тоттенхэма» был записан настоящий хит «Ossie′s Dream». Это классика жанра футбольной песни: целая команда в студии, профессиональные музыканты, девочки на подтанцовках и всеобщее не вполне здоровое веселье. В центре постановки оказался чрезвычайно застенчивый аргентинский полузащитник Осси Ардилес, который всю песню смущенно улыбается и делает вид, что понимает слова. Впрочем, сольная партия ему удалась.

В 1985 году игроков «Эвертона» отвезли на Эбби-роуд, где они сфотографировались на знаменитом переходе, а затем попытались хором исполнить композицию «Here We Go» под стандартные ритмы синтезатора Casio. Получилась, пожалуй, одна из самых нелепых финальных песен – довольно сложную вокальную партию футболисты завалили, да и выглядели при этом очень комично.

Через три года на «Уэмбли» был сыгран один из самых известных финалов в истории Кубка Англии («Уимблдон» сенсационно обыграл «Ливерпуль», подробности здесь). А незадолго до матча вышел сингл «Anfield Rap» – безусловно, самое выдающееся произведение в своем роде. Идея песни принадлежала Крэйгу Джонстону – ему, как и Джимми Хиллу, было мало одного лишь футбола. С помощью хип-хоп-продюсера Дерека Би и удачно вжившихся в образ (возможно, даже чересчур) футболистов «Ливерпуля» у Джонстона вышел шедевр: Джон Барнс читал рэп что твой Эл Эл Кул Джей, Джон Олдридж выделялся шикарными усами и кошмарным акцентом, Брюс Гроббелар размахивал гигантскими перчатками, а припев «You′ll Never Walk Alone» еще никогда не звучал так весело. Да, «Ливерпуль» проиграл, а Джонстон был вынужден завершить карьеру за два дня до матча, но эта песня переживет иные победы.

После «Anfield Rap» веселья в песнях поубавилось. «Move Move Move», записанная «Манчестер Юнайтед» в 1996-м, – это прямолинейный евродэнс без намека на самоиронию. Впрочем, смотреть на молодых Гиггза, Скоулза, Бекхэма и Невиллов все равно очень приятно.

Через год «Челси» попытался наконец записать к финалу нечто похожее на настоящую поп-музыку – с помощью Саггза, болельщика клуба и вокалиста группы Madness. Песня «Blue Day» получилась весьма достойной; в хоре футболистов можно разглядеть не только Виалли и Дзолу, но и нынешнего главного тренера ФК «Кубань».

В 1998-м в «Арсенале» еще умели выигрывать трофеи, но мыслили музыкальными категориями 20-летней давности. Песня «Hot Stuff» была переделкой хита Донны Саммер – и прогрессивный футбол команды Венгера смотрелся на этом ретро-фоне довольно смешно. Однако выражение лица Николя Анелька, поющего в хоре, – бесценно.

В двухтысячных жанр кубковой песни практически умер – их стали писать профессиональные музыканты средней руки, да еще и без участия футболистов. Пожалуй, единственным впечатляющим номером в XXI веке была неофициальная песня болельщиков «Кардиффа» «Do The Ayatollah» на мотив «Макарены». В отличие от серьезности «Hot Stuff», тут все было сделано с юмором.

К финалу 2011 года один из фанатов «Стока» начитал что-то замогильным голосом под Эминема, а некто Марк Хейвуд сочинил для «Ман Сити» нечто невразумительное. Песни к финалу Кубка Англии вряд ли когда-нибудь будут такими же яркими как прежде – по крайней мере пока не восстановится репутация самого турнира. В любом случае футболу не хватает не песен; ему не хватает личностей вроде Джимми Хилла и Крэйга Джонстона.