7 мин.

Футбол Испании: Ложь честной игры

Как на разминке устать больше, чем в матче

История со множеством адресов. Здесь нет виноватых и правых, а выгоды минимальны. Она показательна как тёмная сторона футбола, обычно скрытая от посторонних. Хотя те, кто в теме, безусловно, в курсе.

El pais публикует расследование Джона Карлина о сговоре Корнельи и Химнастика Манреса против Европы (категория Кадетес Преференте под юрисдикцией каталонской Федерации футбола). Перед последним туром Корнелья достигала первого места, если не проигрывала, Настик становился чемпионом в случае победы, но получал повышение до Дивизиона де Онор де Кадетес, дающего игрокам возможность продолжить карьеру в профессиональных лигах и в случае ничьей. В свою очередь, сюда же стремится Европа, которую повышала собственная победа в сочетании с победой Корнельи.

Конкуренты, естественно, сыграли вничью. Интересы Европы ущемлены, безусловно – они работали весь сезон и сохраняли шансы до последнего момента. Но точно тот же труд вложен Настиком и Корнельей. С чего бы им жертвовать собой ради любой третьей силы? Пусть даже смотрелось это всё очень некрасиво.

После матча игроки признавали, что на разминке устали гораздо больше, родители подтверждали, что видели 80 минут мучений (два тайма по 40 минут, правила юношеского футбола), а мистера Карлина особенно возмутил тот факт, что в матче не было ни ударов по воротам, ни даже угловых.

«На одном из видео длительностью в 1 минуту 42 секунды игроки расхаживают по центру поля и обмениваются передачами, как будто принимают участие в легкой тренировке, на  другом (32 секунды) футболист Манресы в штрафной соперника с четкой возможностью удара по воротам, разворачивается и отдаёт глубоко назад, откуда передача идёт уже вообще на голкипера»  — излагает журналист собственную доказательную базу.

Кубок Короля: На встречу Примере

Далее следуют анонимные свидетельства участников: «В клубе нам сказали, что мы должны сыграть вничью. Президент и координатор пришли после тренировки в пятницу. Они сказали нам, что хотят, чтобы мы поднялись по дивизиону. Ничья – подходящий для того случая результат. Тренер последовал приказу. Я его очень уважаю. Ему, так же, как и нам, не понравилось это решение, но поделать мы ничего не могли. Дословно было сказано следующее: если мы хотим забивать, то должны и пропустить. Если забьём, или, пропустим больше, чем соперник, последуют санкции. В итоге. Играли на 0:0 и на разминке устали больше, чем в матче» — комментарий со стороны Манресы.

«В одно слово – дерьмо. Тренер сказал нам позабавляться, играть во владение. Мы не рисковали. Когда тренер покинул раздевалку, мы говорили между собой: “Как странно. Он говорят нам не рисковать, хотя всегда настраивает на матч как на последний бой. Конечно, я знал об этом – что-то видел по ТВ, что-то рассказывали ребята, играющие по мастерам. Сам столкнулся впервые. Думаю, инициатива исходила от клуба.  Далеко не лучшее проявление футбола, безусловно. Но оно, к сожалению, есть» — мнение игрока Корнельи.

На журналистский подвиг Карлина сподвиг Марк Фримен, канадский адвокат, эксперт по правам человека, руководитель Института интегральных переходов Барселоны и отец 15-летнего игрока Европы Малакая Фримена.  Он верит в могущество прессы, считает, что случись такое в Канаде, или, в США, грохот скандала нарушил бы мирную жизнь белых медведей и тюленей на Северном полюсе. Предлагал эту историю Нью-Йорк таймс. Те заинтересовались, но не смогли установить достоверности изложенных фактов  — у них нет корпункта в Барселоне, а повод, любознательный в принципе, недостаточен для командировки через океан.

Господин Карлин ссылается на собственные слова своего информатора. Тот инициировал коллективное письмо в Комитет по соревнованиям каталонской федерации футбола с целью провести расследование. К обращению были прикреплены ссылки на видео. Помимо утверждения о договорном характере встречи между Корнельей и Манресой  указывался факт угроз игрокам Корнельи и Манресы со стороны их же клубов, возможные признаки нарушения статьи 289 Е Регламента Комитета.

Игроки пошли за внесшим предложение Малакаем, их родители и клуб оставили без поддержки. Первые объяснили канадцу, что такое явление абсолютно распространено, происходит не в первый и не в последний раз, а когда тот принялся настаивать, ушёл в игнор – «некоторые даже начали переходить на другую сторону улицы, лишь бы не общаться со мной» — грустная энергетика заокеанского адвоката.

То же в беседе с Карлиным подтвердил президент Европы голландец Гийом де Боде: «Мы подали жалобу. Её отклонили. У нас было право на апелляцию. Не воспользовались В этой системе есть определённые законы. Главный из них – не идти против. Не быть слишком плаксивым. Даже если ты выиграешь, ты всё равно проиграешь: можно быть правым по закону и исполнить его они будут просто обязаны, но  это будет означать попадание в чёрный список и они отыграются на чём-то ещё.

Где можно посмотреть матчи Примеры

У меня есть команда мастеров, 28 юношеских команд, 4 женских и одна баскетбольная. Мне очень мало резонов идти на принцип ради всего лишь одной. Неприятно. Очень. Не кому-то, а мне смотреть в глаза этим ребятам и работать с этими тренерами. Но выиграв в малом, я рискую проиграть в основном» — поведал он в версии не для печати.

Правда жизни. Говорящая много больше, чем формальные отмазы ответственной за проведение соревнований Каталонской федерации Марты Пуигарри, удивление президента Корнельи Алехандро Талаверы тем, что журналисты Нью-Йорк таймс и Паис интересуются столь незначительным матчем, открытое лицемерие президента Манресы Мигеля Себастьи, сообщившего, что его клуб никогда не играл договорных матчей. Поданная жалоба отклонена, что могло расстроить только ненавистников организации с 70-летней историей, он же сам считает тему исчерпанной и уход в тину арбитра Рамона Рикардо Комельо Хиля, не обнаружившего признаков жизни ни по электронному адресу, ни по смс, ни по звонкам на мобильный.

«Конечно, все всё знают. Футбол – отражение общества, и если ты действуешь добросовестно и воспитанно, ты не процветаешь. Печально даже не то, что мы куда-то не вышли, другие шансы обязательно будут. Хуже то, что честную игру проповедуют люди, для которых она не имеет значения. Лицемерие» — фраза де Боде в версии для печати.

О том же иронизировал Малакай Фримен, вспоминавший баннеры, растяжки и лекции о честной игре, которой нет.

Но что есть честная игра? Это может нравиться, или, нет, но стратегии турнира давно стали обыденностью. За примерами не надо даже ходить далеко: Барселона, не слишком усердствующая в последнем туре чемпионата 2014/2015 и отпускающая Депортиво с 2:0 на своём поле – Ла-Корунье очень нужно продление, Атлетико, безнадёжно занявший 3-е место и делающий в Гранаде почти ровно изложенный сценарий – те, как всегда, тоже борются за выживание, давно и безнадёжно вылетевшая Кордова везёт в Эйбар второй состав, чтобы тем было ещё легче. Сегунда того же сезона, когда Бетис открыто берёт с собой на повышение Хихон, пропуская именно те 3 мяча, которые им нужны, чтобы опередить Жирону, которая в свою очередь, глотает ничейный мяч на Бог знает какой добавленной минуте в матче с абсолютно никак турнирно не мотивированным Луго. Или, прошлый сезон, когда прочно встрявшая в середину Валенсия даёт зелёный коридор на Чемпионс для Вильярреала, а тот следом сгорает тем же Депортиво и Хихону.

Очень может быть договорняками. А может быть и фактически досрочным уходом в отпуск. Основной объём работы выполнен, цели достигнуты. Пусть напрягаются те, кому это надо.

Правда и в том, что отец и сын Фримены уедут, а их одноклубники – игроки, тренеры, администрация останутся и продолжат существование в этом мире. По правилам, изложенным Гийомом де Боде. Может быть, болельщиком, может быть, патриотом своего клуба, но в первую очередь – предпринимателем. Зарабатывающим на трансферах и достижениях в юношеском футболе. Такая вот неприглядная изнанка. Ни разу не только испанская. Российский ногомячик устроен точно так же, иные – вряд ли хоть в чём-то иначе.

«Притча о моральной распущенности, которая создает атмосферу, в которой процветает коррупция. Событие произошло в Испании, но тот же самый сценарий мог быть в любой из стран, где злоупотребление властью осуждено на дистанции, но систематически допускается в повседневной непосредственности. Когда оно поддается огласке, случается скандал. В противном случае, лишь нормальный рабочий процесс» — самоопределение Джона Карлина. Хотя и скандал – просто часть рабочего процесса.

Геннадий НИКИТЧАНОВ, Анастасия КАРСАКОВА

Сервантес