9 мин.

Красная Пресня-Асмарал в сезоне 1990 года. Начало новой эпохи и новых свершений

ПРЕДИСЛОВИЕ

Итак, на дворе начало 1990-х годов ХХ столетия, лихих, веселых, страшных, для кого богатых, а для кого нищих. Но еще существует СССР, еще существует командно-плановая экономика, в которой, впрочем, уже было немало капиталистических трещин. Стали появляться кооперативы, совместные с другими государствами предприятия, а вслед за ними и очень богатые (или стремительно богатевшие) люди, готовые вкладывать деньги в свои честолюбивые замыслы относительно спорта в нашей стране. Одним из таких и был Хуссам аль-Халиди, о котором мы предметно поговорили в предыдущей статье.

ЗАВЯЗКА

 Истоки возникновения своего футбольного клуба у фирмы "Асмарал" уходят еще ближе к началу второй половины 80-х, а точнее, около 1987 года. Тогда аль-Халиди, сам, как мы уже говорили, пламенный болельщик столичного Динамо, разродился идеей относительно формирования клуба. Светлана Бекоева вспоминала, что в штате фирмы тогда вместе с ней и иракским бизнесменом работал экономист, кандидат (по другим данным профессор) экономических наук, доцент, не последний человек в стране. Аль-Халиди первым выдал новую идею ему, на что тот расхохотался и произнес: "Ты сумасшедший!" После этого пошли долгие и обоснованные выкладки относительно бюджета, комплектования, фонда зарплаты, аренды стадионов, и многого другого. Тогда иракец понял, что это все действительно непросто, и на какое-то непродолжительное время затаился с этой мыслью, но не бросил ее.

Одна из эмблем Красной Пресни

Спустя примерно год случай вновь реанимировал хитрый план иракского бизнесмена. Выяснилось, что в фирме обычным сотрудником работал чемпион СССР Алексей Корнеев, 10 лет отдавший Спартаку и участвовавший на двух крупных международных турнирах. Было решено - если и он отвергнет замысел, то тогда команде, наверное, и не быть... Но Корнеев отнесся к идее с огромным энтузиазмом, начал продвигать и развивать затею с клубом. Экс-игрок Спартака приехал к Константину Ивановичу Бескову и изложил суть вопроса. Любопытно, что мэтр также заинтересовался затеей и лично приехал к господину Хуссаму. Довольно долго он с хмурым и задумчивым видом выслушивал лекцию аль-Халиди о будущем клубе, о бизнес-планах и стратегиях развития, в конце концов произнеся "Вы понимаете, что Вы говорите? Это же РЕ-ВО-ЛЮ-ЦИ-Я в отечественном футболе!"

Было решено - клубу быть! Изначально планировалось создать клуб абсолютно с нуля, начиная с первенства Москвы, однако Бесков обратил внимание на Красную Пресню, которая после ухода Олега Ивановича Романцева стремительно деградировала, а 7-й таксопарк, на балансе которого был и клуб, и вся инфраструктура, уже не был заинтересован в дальнейшем контроле над командой, успевшей вырастить для Спартака ряд крутых футболистов. Началась долгая работа...

СОСТАВ В СЕЗОНЕ-90

Основным вратарем в том году был Андрей Михалычев. Будучи красно-белым воспитанником, он провел за основную команду буквально две игры, чуть больше практики имел в Локомотиве (10 матчей за 3 года, и это при том, что Локо тогда был далеко не лидером), но под знаменами Аль-Халиди он поиграл и был главным в раме, впрочем, вскоре завершив карьеру. Вторым вратарем был Геннадий Михалев, воспитанник Динамо, у которого карьера была еще скромнее. Третьим вратарем становится молодой, но очень перспективный Алексей Шиянов.

В защите у Красной Пресни, а затем и у КП-Асмарала доминировал Владимир Фомичев. Уроженец моего родного Новомосковска прямиком из Химика в 1978 году отправился в Торпедо и даже играл в нем (хотя больше числился), но гораздо больше игровой практики получил в Кубани и Кузбассе, вершиной карьеры стали два сезона в московском Динамо, где он даже забил один гол. Ему активно помогали Дмитрий Корнеев, Андрей Комаров (в роли играющего тренера, у него КП была, по сути, едва ли не единственным клубом в карьере, если не считать сезона в Факеле и двух в Норвегии и Финляндии), Эдуард Прохоров, Владимир Королев, будущий тренер Спортакадемклуба и спортдиректор Зенита Константин Сарсания и воспитанник Спартака, еще в начале 80-х поигравший за КП Юрий Ящук.

Полузащита была представлена Дмитрием Карьковым, забившим 6 голов, (в дальнейшем у спартаковского воспитанника не пошло и он стал разъезжать по фарм-клубам Асмарала), Олегом Петровым, имеющим такие же голевые показатели, еще совсем недавно выступавшим за Спартак Сергеем Новиковым, который в итоге отгрузил 10 мячей, динамовским дублером Алексеем Пискуновым, впрочем, надолго не задержавшимся, кроме того, в клубе стал играть чертановский воспитанник и экс-ФШМовец Михаил Зуденков, который благодаря Асмаралу выйдет на пик очень скромной карьеры, а также начинавший в дубле Торпедо и ФШМ Дмитрий Крауш, который,однако не получал много игрового времени и после 1993 года уедет на много лет в Словакию. В качестве своеобразной экзотики выступал Ахсар Бекоев (фамилия вполне может намекать на родственные связи со Светланой Бекоевой), уроженец Цхинвала пробудет с сине-оранжевыми всю оставшуюся карьеру с маленьким перерывом в том же году, а в 2014 году станет тренером национальной сборной Южной Осетии!

Атакующие порядки перерождающейся команды были бы немыслимы без Александра Антонова. Уроженец Мытищенского района начинал и много лет провел в люберецком Торпедо, а затем вдоволь поколесил по стране. Волгоград, Кемерово, Павлодар, Талды-Курган, Раменское, Ростов-на-Дону - и это еще не полный список тех мест, которые связаны с его фамилией. Начинал он тот сезон в коломенской Оке, забив 6 голов в 6 играх, но из команды пришлось уйти по очень прозаичной тогда причине - Коломна уже тогда превратилась в бандитский анклав (особенно явственно это будет видно всей стране в 1993 году после травмы Тишкова), а самому Антонову угрожали. После того, как его заприметил Владимир Федотов, он забил 14 голов в 22 играх, став лучшим бомбардиром команды в сезоне.

Александр Антонов

Помимо него, в атаке выходили еще Александр Черников (впрочем, почти не забивавший), Олег Мехов (в 30 играх он забил 10 мячей, что также является одним из лучших показателей команды в том году). Мехов являлся воспитанником динамовского футбола, числился в перспективных дублерах, забивал за каширских бело-голубых, однако первым серьезным клубом был карагандинский Шахтер. В 1989 году уже немало поигравший Мехов забил 2 мяча в 17 играх за Красную Пресню в перерыве между выступлениями за Торпедо/Зауралье (Курган), ну а теперь был одним из наконечников атаки нового клуба КП-Асмарал. 

Олег Мехов

Подрастала нацеленная на голы молодежь в лице Андрея Губернского, который еще скажет свое веское слово.

ПОСЛЕДНИЕ МЕСЯЦЫ КРАСНОЙ ПРЕСНИ ПЕРЕД ПРЕВРАЩЕНИЕМ В НОВЫЙ КЛУБ

Сезон-1990 Красная Пресня начала в статусе команды Второй Низшей лиги. Данное соревнование до 1990 года проводилось всего трижды, в 1936 году (с разделением на весну и осень), в 1937 и 1970 годах и, очевидно, преследовало цель создать еще один профессиональный эшелон с разделением его по более региональному принципу. Грубо говоря, каждой республике соответствовала своя зона, Первая зона была отведена Украине, Вторая зона Армении, Третья зона Азербайджану, и так далее. Относительно смешанными были только 9-я зона, отведенная республикам Средней Азии, кроме Казахстана, а также 5-я и 6-я зоны, объединявшие клубы запада СССР. Как раз в 5-й зоне играла Красная Пресня...

Афиша матча Салют (Белгород) - Красная Пресня-Асмарал

Соперники у клуба были крайне непростыми. Во-первых, отлично знакомые по 1-й зоне Второй лиги Гомсельмаш, Сатурн (Раменское), Знамя Труда (Орехово-Зуево), Арсенал (Тула), способные попить крови и попортить нервишки в борьбе за возвращение во Вторую Лигу. Во-вторых, менее знакомые, но тоже амбициозные коллективы типа Тигины из Бендер (Приднестровье тогда вообще переживало не только политическо-сецессионистский, но и футбольный бум), воронежского Бурана, тамбовского Спартака, орловских спартаковцев, крепкого белгородского Салюта. Были и команды-загадки, типа Химика (Семилуки, Воронежская область), Кубани (Баранниковский, Краснодарский край), Оки (Коломна). В общем, сезон обещал быть весьма непредсказуемым и от этого интересным.

 Начинали сезон матчем в Дзержинске против местного Химика 21 апреля. Матч был в целом равный, но затем краснопресненцы все же уступили 1:0. Второй тур, опять же на Нижегородщине против Знамени из Арзамаса провели увереннее, голы Новикова и Мехова обозначили существенное преимущество столичного коллектива, но голы Кураева с пенальти и Аверина в концовке перевернули ход игры, всего лишь одно очко... Кураев впоследствии перейдет в главную команду области, нижегородский Локомотив, где себя очень здорово зарекомендует.

В 3 туре случилась первая победа, 1:0 была обыграна Ока из Коломны, как раз на этом матче будет обнаружен Антонов, в скором времени пополнивший ряды пресненцев. 4 тур принес лишь очко в дуэли с раменским Сатурном, который тогда был никому не известной командочкой, каких в СССР были десятки. 5 тур запомнился уверенной победой над Кубанью из Баранниковского 3:1, а затем дома был обыгран прямой конкурент Тигина из Бендер 1:0. Следующие поединки были против очень неуступчивых коллективов из средней полосы России, однако пресненцы обыгрывали их либо крупно, либо с разницей в один мяч.

ПРЕВРАЩЕНИЕ В АСМАРАЛ. ПЕРВЫЙ ЭТАП

Тогда же в судьбе клуба происходят радикальные перемены. Хуссам аль-Халиди арендует стадион на Пресне на 50 лет, а заодно присваивает команде название своей фирмы, таким образом отныне и до конца сезона клуб носит двойное название Красная Пресня-Асмарал. Почти одновременно с этим Андрей Комаров уступает место на тренерской скамье Владимиру Федотову и становится просто одним из представителей тренерского штаба. Начальником команды вместо еще в недавнем прошлом игрока КП Виктора Аржаных стал Алексей Корнеев, а в качестве администратора в клуб пришел Александр Зундер.

Программка с одной из первых асмараловских игр

 Следующее поражение приключилось только в 15 туре, его нанес Салют из Белгорода, затем та же участь постигла новый коллектив в Курске с местным Авангардом. Правда, затем вплоть до 23 тура, когда новоиспеченные асмараловцы приехали в Бендеры, поражений команда не знала, с разной степенью уверенности разбираясь и с аутсайдерами, и с середняками. Все больше становилось понятно, что пресненская дружина выгрызает себе путь обратно во Вторую лигу, ставшую буферной. 9 октября в поединке 32 тура с тем же Авангардом пресненцы-асмараловцы жестоко отомстили за поражение в первом круге, уничтожив соперника 7:0, и тогда стало во многом ясно, какая же команда займет первое место из двух, выходящих наверх. Остальные игры были выиграны с общим счетом 7:1 и таким образом, КП-Асмарал стал первым в 5-й зоне Второй низшей лиги союзного первенства, оторвавшись от Тигины на 3 очка, а от дзержинского Химика на 8 баллов. Таким образом, буквально за один сезон серьезно откатившийся назад фарм Спартака обрел новые силы, поверил в себя и аки птица Феникс вернулся с триумфом в турнир Второй лиги! Сам аль-Халиди запомнился в тот год главным образом тем, что на игре со смоленской Искрой, по словам очевидцев, от счастья за игру своих подопечных разбрасывал деньги направо и налево.

В розыгрыше Кубка РСФСР пресненцы слились уже в первой же для себя стадии 1/32 финала, уступив 0:2 коломенской Оке. Впрочем, для них тот розыгрыш большого значения не имел, ведь цель была другой, и команда ее спокойно добилась.

ВЫВОД

Клуб успешно начал трансформацию из второй команды московского Спартака в самостоятельный и самодостаточный клуб под крылом очень богатого на тот момент человека, не постеснявшегося устроить революцию в сознании советских людей. О новой команде уже начали писать газеты, обращать внимание специалисты из футбольного мира. Впереди была буферная зона Второй лиги и шанс побороться за путевку в лигу Первую, куда более серьезную и значимую!