5 мин.

Бразилия выиграла Копу, но эта команда вряд ли запомнится

Посмотрев финал Кубка Америки, в котором были голы, два пенальти, удаление звездного форварда у фаворита и стоившие друг друга соперники, Игорь Печерица подводит итоги как самому матчу, так и дает резюме всему турниру

приблизительные позиции согласно тепловым картам футболистов

Как по мне, победа сборной Бразилии на континентальном первенстве получилась невыразительной. Впрочем, это характеризует и победителя, и весь турнир в целом. Не показывая яркого футбола, как и все остальные, но будучи организованными, в отличие от большинства, бразильцы спокойно дошли до финала, который также спокойно и выиграли.

Ни в одном матче плей-офф бразильцы не были очевидно сильнее своего соперника, но все эти встречи объединяло одно: парни монотонно и качественно делали свою привычную работу, которую почти уверенно («почти» из-за пенальти с Парагваем) довели до конца.

По этой причине не кажется удивительной похожесть первого гола Бразилии в ворота сборной Аргентины и второго гола – в ворота сборной Перу. Да и первый гол в финале для хозяев был характерен: что наигрывали, то и забили в типичной комбинации. А в остальном – ну, нечего же вспомнить, если память слишком не напрягать.

И здесь причина, во многом, кроется в самих бразильцах, которые комбинировали очень осторожно. Можно было заметить большое число игроков, участвовавших в начальной фазе атаки у сборной Бразилии (вся четверка защитников, опорные и уходивший временами назад Коутиньо), а также условия численного меньшинства атаки команды против перуанской защиты.

Возможно, таким методом подопечные Тите хотели спровоцировать Перу на прессинг (но те на провокации большую часть матча не поддавались), а возможно, хозяева турнира стремились просто сохранять баланс сзади, что позволило лишить соперника пространства для быстрых ответных атак (всего 12). И переходы перуанцев из защиты в атаку обычно выглядели следующим образом:

Обычная ситуация для матча при выходе сборной Перу из обороны. Сохранение бразильцами необходимого баланса сзади при собственном владении и численный перевес над соперником в середине поля в момент потери мяча в атаке

Для самой Бразилии такая осторожность при начале атаки приводила к тому, что Эвертон и Жезус в фазе развития вынуждены были либо тормозить атаку, выжидая поддержки (что позволяло перуанцам опять становиться в компактную структуру), либо действовать самостоятельно за счет ведения и обыгрыша (10 попыток обводки/4 удачных у Эвертона, 8/3 – у Жезуса).

Привычная ситуация отсутствия поддержки у Жезуса от Фирмино или Коутиньо. Он вынужден тормозить атаку, выжидая помощи из глубины от Алвеса или Артура. Это приводит к тому, что сборная Перу успевает возвращаться в компактно организованный оборонительный блок

При этом, если исключить первый гол, следствием которого стал не только успешный обыгрыш Жезуса и его передача, но и слишком смещенная к мячу и узкая защита перуанцев (открытой была половина штрафной), то реально такая модель игры в атаке была не слишком перспективна для «селесао». И это касается не только игры с Перу, но и матчей с Аргентиной и Парагваем.

Конкретно в финале Эвертон и Жезус не запомнились ни выходами на удар после обыгрыша оппонента (поскольку обыгрыш у обоих чаще всего был вдоль фланга), ни навесами в штрафную (по одному у каждого).

И основная проблема нехватки остроты в атаке у сборной Бразилии видится в недостаточно качественной игре и в матче, и на турнире в целом Коутиньо, роль которого в бразильских атаках была размытой. Лично мне он запомнился только подключениями в штрафную под фланговые подачи (тот же гол в ворота Боливии, острый сброс на Жезуса в игре с Парагваем и т.п.), но ничем больше.

В игре с Перу Коутиньо не обеспечил должной поддержки на флангах. И если для правого фланга это ситуация привычная (он больше настроен на ситуации 1v1 для крайнего форварда), то для левого, куда он чаще примыкает, его участие в комбинировании было попросту незаметным:

Карта передач Коутиньо: отсутствие взаимодействий справа (всего 2 передачи в их связке с Жезусом) и много взаимодействий слева. Причем, много коротких и не способствовавших продвижению мяча в глубину оборонительной трети соперника

Единственное полезное действие на левом фланге Коутиньо совершил тогда, когда увел правого защитника перуанцев ближе к штрафной, и пространство получил Сандро, отметившийся точным навесом на Фирмино (тот пробил выше).

В остальном Коутиньо либо прятался за ближним к флангу опорным футболистом сборной Перу, либо и вовсе отскакивал ниже него, создавая неочевидную поддержку для Эвертона. Ситуации же, когда каталонец мог врываться за спину обороне под возможные пасы Эвертона, бразильская «десятка» игнорировала, что нередко приходилось компенсировать Фирмино.

Второй момент, который разочаровал в Коутиньо по итогам финала: плохое использование передач, полученных между линиями. Особенно заметно это было во втором тайме, когда игроки из Перу стали раскрываться и действовать более растянуто, что приводило к большим вертикальным разрывам у команды.

Коутиньо нередко находили между линиями, но все, что он давал команде после этого – рывки с мячом (6/3) и его потеря в момент, когда требуется финальное решение: передача партнеру на ход. Хотя возможности для таких передач создавали и Фирмино, и Жезус.

Альтернативным вариантом были удары Коутиньо из неочевидных ситуаций, когда путь к створу перекрывался защитником (и, что логично, удар блокировался). Из 4 ударов Коутиньо в матче ни один не был направлен в створ.

По итогу, Коутиньо выдал не впечатляющую статистику для «десятки» – всего 9 передач на чужой трети, 6 передач, направленных вперед, и 8 – в одно касание при отсутствии точных острых передач.

Впрочем, дефицит обострений был у всей команды (6 точных ключевых пасов, столько же, сколько у Перу), особенно на стадии плей-офф, что вряд ли может говорить о сборной Бразилии как об остроатакующей команде. И скорее – это показатель их холодного прагматизма на этом турнире. Умение выжать максимум из минимума.

Такие команды обычно не запоминаются.

В материале использованы данные InStat

Оригинал статьи

МЫ ВКОНТАКТЕ

МЫ В ТВИТТЕРЕ

МЫ В ТЕЛЕГРАМЕ