7 мин.

Oh Messi ciao, ciao, ciao!...

Игорь Печерица рассуждает о трех тактических деталях в игре сборной Аргентины после полуфинального матча Кубка Америки, который команда двух Лионелей – Скалони и Месси – уступила без вариантов

приблизительные позиции согласно тепловым картам футболистов

На протяжении турнира сборная Аргентины многими специалистами считалась проблемной командой с неопытным тренером, отсутствием четкой структуры и организации игры. По Сети даже гуляла тактическая картинка, где аргентинцы бессистемно сторожили бровки, что подчеркивало проблематику коллектива Скалони. Полуфинальный матч только подтвердил: это была очень плохая команда.

В то же время, не справедливо говорить о том, что Бразилия доминировала в игре и одержала заслуженную победу. Хотя они считались более качественной командой и фаворитом полуфинала, их игра не впечатлила. По сути, бразильцы реализовали все, что имели в этом матче. Причем дебютный мяч и вовсе был забит первым ударом команды по воротам (только к исходу получаса встречи!).

Всего же хозяева турнира нанесли 4 удара (аргентинцы – 14), что в общем-то мало, если мы говорим о противостоянии команд, где у одних – поставленная игра и опытный тренер, а у других – только Месси. По данной причине во многом победа хозяев – это победа защитной организации против слабо атакующего соперника.

Плохой матч Паредеса

Хотя с утра я уже сталкивался с обратным мнением, но на мой взгляд Месси провел очень качественный матч, и у меня большие сомнения, создала бы что-либо сборная Аргентины, если бы не его присутствие на поле – проблемы в продвижении и созидании у команды начинались на ранней стадии.

При организации обороны Бразилия основной акцент делала на создание помех для развития атак соперника через Паредеса. Это достигалось двумя путями: активным, когда они использовали прессинг – например, Фирмино, усложнявший игру вперед для Паредеса, и пассивным, когда они за счет компактности лишали хавбека ПСЖ вариантов для передач вперед.

Как следствие, наиболее популярным вариантом для Паредеса была передача на одного из центральных защитников (особенно в первом тайме). За матч футболист, который был призван организовывать атаки из глубины для своей команды, отдал 30 передач центральным защитникам, и 29 – группе, которую составляли Акунья, Де Пауль, Месси и пара нападающих.

Карта передач Паредеса в первом тайме

До перерыва игра сборной Аргентины чаще всего сводилась к попытке пройти вперед через левый фланг, причем она быстро устранялась на подходе к чужой трети. Получавший мяч между линиями Акунья раз за разом проигрывал эпизоды Алвесу (всего два выигранных единоборства из 12 в матче), теряя владение (7 потерь, больше (8) только у Месси), что оборачивалось прерванной атакой.

Во втором тайме ситуация несколько улучшилась в плане продвижения мяча через Паредеса. Во многом это стало следствием повысившийся активности без мяча от Акуньи, Де Пауля, а также заменивших их партнеров (Ди Марии, Ло Чельсо). За счет активных перемещений по горизонтали поля они вставали в свободные коридоры, куда Паредес мог направлять мяч. Обычно это были зоны между опорными хавбеками и крайними нападающими бразильцев.

В результате Паредес после перерыва чаще играл вперед:

Карта передач Паредеса во втором тайме. Заметно увеличение числа вертикальных пасов

Однако выгоды из этого команда Скалони не получала по двум причинам. Первая – плохая атакующая структура, при которой у принимающего редко был вариант для быстрого решения по последующему развитию атаки. Вторая – сам Паредес, который порой усложнял эпизод, направляя мяч на партнера в насыщенную зону, что соответственно никак не способствовало развитию атаки:

Роль Месси в атаках сборной Аргентины

Но главная претензия к Паредесу, да и в целом к системе сборной Аргентины, может заключаться в том, что глубинный плеймейкер не находил Месси (как «десятку») между линиями, что является одним из ключевых вариантов продвижения вперед в использованной командой схеме 4-3-1-2.

Хотя в связке Паредес – Месси прошло 14 передач, большинство из них были результатом коротких взаимодействий, когда Месси отходил в глубину поля, чтобы помочь партнерам в организации. В эти моменты проблематика в атакующей расстановке аргентинцев на поле прослеживалась наиболее отчетливо. Вариантов, чтобы качественно разыграть атаку, было минимум.

Привычный атакующий беспорядок Аргентины для этого турнира

Обычно это было направление мяча в сторону левого фланга, где, как было сказано, бразильцы «съедали» Акунью, либо же – попытка найти партнера между линиями (обычно Агуэро) с последующим ответным открыванием под «стенку». И хотя несколько раз это позволяло «взрывать» эпизоды, в целом, выглядело не слишком перспективно – комбинировать в условиях повышенной плотности соперника малому числу аргентинцев было затруднительно.

Эти попытки проходить чужую оборону за счет «стенок» и «игры на третьего» мы наблюдали, что в первом матче сборной Аргентины, проигранном с тем же счетом Колумбии (хотя схема была другой), что в последнем. И в этой попытке играть за счет импровизации и простых комбинаций – вся безнадега команды на турнире.

Впрочем, это приводило к реальной остроте на быстрых переходах и тройке Месси – Агуэро – Мартинес удалось разыграть несколько неплохих комбинаций, но опять же, все они были следствием индивидуальных действий и импровизации.

Однотипность Агуэро и Мартинеса

Аргентина испытывала дефицит именно наигранных комбинаций в основной атакующей тройке. По сути, схема 4-3-1-2 была простой для команды в расчете на то, что она сработает за счет мастерства отдельных исполнителей, но без четкого понимания того, как она должна работать и как исполнители должны взаимодействовать.

И это в принципе понятно, потому что мы говорим о сборной, которая, во-первых, во времени была ограничена для наигрывания связей, а во-вторых, перестраивалась по ходу короткого турнира.

Отсутствие наигранной системы очень хорошо прослеживалось по движению Мартинеса и Агуэро без мяча. Фактически, в большинстве проанализированных мной ситуаций, их движение было основано на собственном мышлении и анализе ситуации, свойственной центральным нападающим, а не на требованиях командой игры.

К примеру, когда возникали открытые ситуации, они одновременно были нацелены на рывки от мяча в попытке открыться за спины обороняющихся и атаковать ворота. Можно сказать, где-то они даже мыслили однотипно, одновременно играя роль «чистого» нападающего и никак не взаимодействуя между собой (всего 4 передачи в паре и все – от Агуэро в адрес Мартинеса).

Видео с синхронным забегом форвардов выше – не самая очевидная, но в целом привычная ситуация однотипного мышления Агуэро и Мартинеса в матче. Оба в одинаковой степени были нацелены на то, чтобы атаковать ворота и никак – на подыгрыш.

Это приводило к тому, что при свободной «десятке» в лице Месси команда теряла игрока между линиями – ни Мартинес, ни Агуэро уходы Месси не компенсировали. И это так же, как и отсутствие четкой структуры, усложняло сборной Аргентины варианты для продвижения на чужую треть (всего 34 проникновения на треть соперника; у Бразилии – 30 при в целом меньшем числе владений) и, как следствие, создание моментов.

В материале использованы данные InStat

Оригинал статьи

МЫ ВКОНТАКТЕ

МЫ В ТВИТТЕРЕ

МЫ В ТЕЛЕГРАМЕ