О возрастном цензе в фигурном катании. Его нужно не повышать, а снижать — и вот по каким причинам
Дискуссия о повышении возрастного ценза в фигурном катании ведётся сразу после его снижения до 15 лет для международных соревнований среди взрослых и в последнее время вышла на уровень официальной инициативы, с которой выступила Ассоциация конькобежцев Норвегии. Она будет рассмотрена на конгрессе ISU в 2021 году.
«Мы предлагаем ценз в 17 лет для одиночников и 16 лет для пар и танцоров. В данный момент в ISU самый низкий порог взрослого возраста среди всех зимних видов спорта. Минимальный возраст составляет 15 лет, и кажется, это становится причиной коротких карьер для фигуристов. С 1994 года пять олимпийских чемпионок у женщин были в возрасте 15-17 лет на момент завоевания титула. Четыре из них не участвовали в чемпионате мира по фигурному катанию, который следовал за Олимпиадой.
Чемпионка Олимпиады 2018 года Алина Загитова также сейчас не принимает участие в соревнованиях, ей исполнилось 18 лет. Всем членам ISU рекомендуется предлагать изменения в правила, которые улучшат фигурное катание как спорт. Норвежская ассоциация считает, что это изменение будет вкладом в будущее спорта», говорится в нём.
Противоречия заметны даже в приводимых основаниях — о каком вкладе в будущее спорта может идти речь, если к предлагаемому возрастному ограничению спортсменки чаще всего фактически уже завершают свою карьеру? По предлагаемым правилам, например, мир не знал бы олимпийской чемпионки Алины Загитовой.
Давно известно, что для того, чтобы добиться максимума в своём деле, полностью освоить и достичь высот в профессии, требуется 10 лет. Это касается любой сферы деятельности. Если работа не связана с физиологическим особенностями организма человека, дальнейшее совершенствование возможно на протяжении всей жизни. В фигурном катании такое ограничение есть, особенно женском одиночном катании.
Заниматься фигурным катанием выдающиеся спортсмены всегда начинали с очень раннего возраста — в среднем с 5-6 лет. Сейчас этот возраст снизился — Этери Тутберидзе рекомендует начинать с трёх. Приходить на каток в семь лет уже поздновато, если ставить целью спорт высоких достижений, и статистика это подтверждает. Это значит, что достичь высот профессии можно в 13-14 лет, и это тоже подтверждается примерами юниорок последних лет с их фантастическими оценками.
Фигурное катание последнего десятилетия, особенно женское одиночное, резко прибавило в техническом усложнении программ. Их освоение возможно только в юном возрасте, о чём говорят многие тренеры — после 15-16 лет освоить элементы ультра-си практически нереально. Такие примеры есть (Елизавета Туктамышева), но они — лишь крайне редкие исключения, подтверждающие правило. Перестроить сформировавшийся организм почти невозможно, но в любом случае противоестественно и намного более травмоопасно.
В связи с этим скорее требуется не повышение, а последовательное снижение возрастного ценза - до 14, а впоследствии, возможно, даже 13 лет. Это как раз те 10 лет, которые требуются для полного освоения профессии, позволят подойти к пику формы и остаться конкурентоспособными ещё несколько лет.
Это повысит мотивацию нынешних юниоров, даст им возможность полностью реализовать свои возможности, а затем, к моменту взросления, иметь возможность либо остаться в профессии, либо реализовать себя в любой другой сфере жизни — получить образование и профессию.
Фигурное катание — спорт молодых, это нужно признать и принять. Предстоящее разделение программ с короткой и произвольной на техническую и художественную уже решает проблему взросления. К тому же сегодняшние девушки показывают прогресс не только в технической области, но и в красоте программ, скольжении, передаче образа — показательны примеры Анны Щербаковой, Камилы Валивой, Софьи Акатьевой, Дарьи Усачёвой, Елизаветы Нугумановой, Ксении Синициной и многих других. Нет сомнения, что и эту сторону ждёт дальнейший прогресс со стороны самых юных спортсменок.
Последовательное снижение возрастного ценза — вот настоящий драйвер развития этого вида спорта. Он включился, он действует, он работает. Мы являемся свидетелями бурного взрыва этого спорта, именно снижение ценза привело к появлению на крупнейших международных целой россыпи новых ярких звёзд в женском одиночном катании. Качество их программ тоже значительно "повзрослело", уж точно не уступая тому, на что были способны значительно более старшие коллеги предыдущих поколений.
Повышение возрастного ценза приведёт к тому, что выступать на международных соревнованиях будут фигуристки после прохождения пика своей формы, за которым следует неизбежное снижение результатов. Не к продлению, а укорачиванию без того скоротечной карьеры, а чаще всего полному краху, так как после выхода из юниорского ценза победы будут обуславливаться лишь разной скоростью снижения физических показателей спортсменок. Кто больше элементов сохранит, чище откатает, реже упадёт.
Нас в этом случае ждёт не развитие, а деградация — потеря зрелищности, снижение интереса публики и рекламодателей, а следовательно, финансирования. Последствия такого шага очевидны и неизбежны. Эту историю уже проходили, возвращаться к ней не нужно.
2. Что это за развитие такое, когда спортсмен что-то умеет ребёнком, а в 17 лет этого уже делать не может?
3. Необязательно менять партнеров. Просто фигуристке можно поставить такую программу, которую она сможет передать.
//Дело за малым - перестать отказывать ей в способности понять и передать услышанное доступными ей средствами - ФК. // - она там что-то смогла передать?
2. И сейчас можно следить за перспективными юниорами, смотря соревнования юниоров. И их в нормальный сезон предостаточно. Необязательно для этого их выводить во взрослые в 13 лет, как предлагает автор статьи.
3. Я не против сексуального просвещения подростков. Речь была не о том, что Даше нельзя слушать эту песню, а о том, что за образ она пытается передать в своей программе.
Не удивим, разумеется.. Но и статью за совращение малолетних никто не отменял)
А что они умеют, что реально не могут другие?
Пока могу такое сказать только о Саше и ее четверном тулупе.
3. // А зачем по-Вашему современные песни часто сопровождают какой-нибудь визуальной картинкой, например, не только записывают песню, но и сразу снимают к ней клип?//
Мы с вами вроде про фигурное катание и программу Усачевой, а не музыкальную индустрию. Типа прога Усачевой - это такой клип на песню? :)))))))
2. Я тут подумала, что, может быть дело даже не столько в том, что в 15 выходят во взрослые, а в том, какие оценки этим детям ставят. И как эти оценки наращивают. Особенно фигуристкам ТШТ: им ставят сумасшедшие гое, прощают флутцы, за компоненты ставят как богиням скольжения, хотя в их штабе даже нет специалиста по скольжению. Если бы они выходили во взрослые и получали бы свои честные оценки - да пусть выходят. А так у нас будет на пьедестале калейдоскоп грибованных юниорок.
Ибо ставить Ане за флутцбергер столько же баллов, сколько Бояну за лутц - это тупик, а не развитие фк.
3. //Скажу больше, Даша не только передала образ, но и сделала его ярче.// Ярче Лары? :)
В чем интерес наблюдать за конвейером сменяющих друг друга юниорок? Хочется следить за развитием спортсмена. В чем интерес рекламодателей, если имя амбассадора уже забудут на следующий год?
//К тому же сегодняшние девушки показывают прогресс не только в технической области, но и в красоте программ, скольжении, передаче образа — показательны примеры Анны Щербаковой, Камилы Валивой, Софьи Акатьевой, Дарьи Усачёвой, Ксении Синициной и многих других//
Спросите у болельщиков самой популярной спортсменки страны, кого бы они хотели видеть на льду, думаю они променяли бы всех перечисленных на 18-летнюю Алину. И совершенно справедливо. Думаю, что катание взрослых людей интересно общественности не меньше, чем любование все новыми и новыми звездочками-юниорами.
//К тому же сегодняшние девушки показывают прогресс ....... в передаче образа//
Какой образ передаёт 13-летняя Усачева, катаясь под следующие слова песни Malade?
«Я больше не горю желанием
Жить этой жизнью,
Ведь она останавливается когда ты уходишь
У меня больше нет жизни,
И даже моя постель
Превращается в вокзальный перрон
Когда ты исчезаешь.»
Откуда это «якобы» следует и кто вам сказал о десятке партнёров?
Вы пишете, как будто в 13 лет так полюбили Джеймса Джойса, что в 13 с половиной перечли его в оригинале.
Скажите прямо: люблю детский цирк. Всё будет просто и понятно.
К чему рассуждать об «оооочень» сложных образах, в которых вы ничего не смыслите?
У Ани были не старшие квады, а грибы ее ТШ. Лутц-ритт прыгали и до неё. Да и вращается тоже не она единственная, обязательный элемент все-таки.
//"Эффективно используется", а не "напихивается как попало много брыков/визгов/вспышек с целью создания полной какофонии". //
Отличаете брык девочки на шаре от брыка ледовой Лары Фабиан?
Хотя, я искренне надеюсь, что триксель свой она возвратит.
Но выигрывала в том сезоне не только Алена, но и Аня - бывшая юниорка без скольжения, без трикселя и без четверных. У неё откуда победы и места на подиуме?
//простая логика: чем больше средств выражения эффективно используется для произведения впечатления, тем оно будет сильнее//
Простая логика: чем больше брыков делает фигурист в минуту, тем лучше он передаёт образ :)))
Триксели прыгают Лиза, Рика, Вакаба Хигучи, как минимум. Так что про "реально не могут другие" - это натянуто немного.
//Может быть, у кого-то еще есть такие же красивые триксели, какие (были) у Косторной, да еще в сочетании с хорошим скольжением// - где теперь эти триксели? Если Алена реально может, что не могут другие, то где ее триксели сейчас?
//И впечатление, производимое этой программой, сильнее, чем впечатление от просто песни. Что непонятно?// - Это только ваше впечатление. Непонятно, почему вы считаете, что все должны думать также.
Ох, не думала, что "ледовая Лара Фабиан" - это оскорбление....
Они сложны для 13-ти летнего подростка: ему нечем их передать в силу возраста.
Даша в «Маладе» - это ребёнок в маминых туфлях. Но самое грустное даже не это. А то, что через год будет ещё одна, через два - другая, а через три - третья. Древнегреческий свиток таких вот юниорских даш с бессмысленными и неосмысленными маладами, получающих восьмёрки и девятки в скейтинг скиллз и интерпретейшн.
//Джеймса Джойса не смогу полюбить и в 70//
Не зарекайтесь.
Да, я хочу ювелирку: работу по огранке и превращение алмаза в бриллиант. Пока же талантливые заготовки сменяют друг друга из года в год.
Вас это устраивает, меня - нет.
Я вообще не понимаю, что так все возбудились-то? Разве для тренера повышение возрастного ценза - не новый, интересный вызов? Не головоломка, которую требуется решить для того, чтобы твои ученики (и ты, соответственно) побеждали и дальше. Разве это не благо - иметь возможность наблюдать за развитием подопечных? Не поле для открытий, экспериментов и роста?
Вашей грусти по поводу того, что "через год будет ещё одна, через два - другая, а через три - третья" не понимаю и не разделяю. Вы хотите годами любоваться на один-единственный бриллиант, а я люблю разнообразие. Пусть их будет много, разной чистоты, цвета и блеска. Вы себе выберете один и будете на него медитировать, а я - любоваться россыпью.
2. Опрашивать надо всех болельщиков, а не только болельщиков Алины, которые заведомо выберут ее. Но даже если опрашивать только их, то уверяю вас: болеть они начали не за сегодняшнюю 18-летнюю Алину, которая блистает в шоу и чьими сиськами бурно восхищаются некоторые зрители, а за 13-14-15-летнюю перспективную спортсменку - олимпийскую чемпионку (а кто-то, возможно, открыл ее для себя даже раньше, до того, как она стала побеждать).
3. Живой интерес к любовным отношениям у девушек появляется задолго до первого постельного опыта. Чувства, о которых поется в песне, они начинают испытывать тоже намного раньше (и чувствуют даже глубже, ярче, чем будут чувствовать потом, потому что в юности все это впервые, свежо, ново, интересно и окружено романтическим ореолом). Так было даже во время СССР, где, как известно, не было секса. А сейчас он появился, и секспросвет тоже не дремлет, так что постелью а-ля вокзальный перрон вы никого из старшеклассников не удивите. Они понимают это сравнение не хуже вас.
2. Добиться "честных оценок" (т.е. таких, которые бы всех устроили) в ФК невозможно из-за наличия субъективной составляющей. Фигуристкам ТШТ прощают, а другим фигуристкам и фигуристам, что, нет? Коляде недавно ничего не простили? Самарину не давали сумасшедших гое? А иностранцы своим спортсменам ничего не моргают и кого вздумается не гоят? Или как вам рост компонентов в зависимости от "выслуги лет" - это что еще за негласное правило? Скажите спасибо, что фигуристки ТШТ, выигрывая, хотя бы делают то, чего реально не могут другие - ни с помарками, ни без них - т.е. действительно стараются быть "на две головы выше". И ни разу еще на моей памяти они не поднимались на первое место по сумме двух программ с 9-го после короткой (а у мужчин такое было - и ничего, никто даже не взвизгнул).
3. Ярче песни без фигурнокатательного сопровождения. Одно дело - просто слушать песню, и другое - не только слушать, но и видеть при этом прекрасный прокат. А зачем по-Вашему современные песни часто сопровождают какой-нибудь визуальной картинкой, например, не только записывают песню, но и сразу снимают к ней клип? А вот для этого самого, для усиления воздействия. Случается даже, что хороший клип вытягивает ну очень посредственную песенку, которую никто бы и слушать не стал, не прилагайся к ней завлекательный видеоряд.
Нет, прога Усачевой - это не клип, а соревновательная программа, поставленная под песню. И впечатление, производимое этой программой, сильнее, чем впечатление от просто песни. Что непонятно?
Сейчас, потеряв триксели, Алена перестала выигрывать. И не будь у нее трикселей в прошлом сезоне, она бы не выиграла и его. И никакие грибы не спасли бы.
Это не "только мое впечатление", а простая логика: чем больше средств выражения эффективно используется для произведения впечатления, тем оно будет сильнее. Но я не считаю, что все должны думать так же. Напротив, считаю, что никто никому ничего не должен.
Что касаемо ювелирки, то ни один мастер не будет возиться полжизни с одним камнем. Алмаз при огранке и так прилично уменьшается в размерах, поэтому важно сразу выбрать для него оптимальную. Если же за первой огранкой последует вторая, третья, стопятидесятая, то с каждой из них бриллиант будет становиться все меньше и меньше, пока и вовсе не превратится в пыль. Нечто подобное происходит и с фигуристами. Поэтому, вместо того, чтобы годами экспериментировать над одним и тем же многострадальным алмазом, лучше представить на суд общественности множество разных камней с разным типом огранок. И пусть каждый выберет украшение на свой вкус.
У Ани были старшие четверные (не идеальные - но у других нет и этого, даже в проекте), лутц-ритт (тоже есть у единиц) и вращения. При этом и Саше, и Алене она проигрывала, а выигрывала у тех, кому нечего было ей противопоставить.
"Эффективно используется", а не "напихивается как попало много брыков/визгов/вспышек с целью создания полной какофонии". Каждое воздействие на зрителя должно быть уместно и своевременно, как прыжок, выполненный точно в нужный акцент.
Я вообще ни там ни там не вижу "брыков", а вижу цельную программу. Вы в песнях видите слова? Ту же Je suis malade без музыки, как стих, вообще читать не стоит, потому что это обыкновенное нытье по довольно сомнительному поводу: лиргероиню аж два года, как бросил мужик. Но когда это нытье построено так, чтобы гармонично сливаться с красивой мелодией, получается чудесная песня, которую эти слова усиливают и делают ближе слушателям. По тому же принципу создается и программа. Спортсмен каждым своим движением усиливает воздействие музыки, под которую катает, сливается с ней, живет в ней. Искать в его движениях "брыки" - это то же самое, что искать в тексте песни слова на букву "а".
Ну и если Вы считаете возможным обозвать Дашу "ледовой Ларой Фабиан", то Камила тогда кто - "ледовая Миа Васиковски"?
2. Не обязательно, но можно, - смысл автор изложил в статье. Просто его заботят в первую очередь не спонсоры, а развитие ФК. Спонсоры, если что, подтянутся (см. п. 1).
3. Спасибо, что разрешили Даше слушать эту песню. Дело за малым - перестать отказывать ей в способности понять и передать услышанное доступными ей средствами - ФК.
Честно говоря, я вообще не понимаю, откуда взялась эта глупость - что якобы для передачи ну ооооочень сложного образа по уши влюбленной тетки жизненно необходимо как минимум десяток партнеров сменить, иначе достоверно ее ни за что не сыграешь. Что тогда говорить об образе Сатин? Где по нынешним временам куртизанку-то искать, да еще и с открытой формой туберкулеза? Тут и никакая Николь Кидман не прокатит - ведь у нее нет соответствующего жизненного опыта.