11 мин.

Кто на самом деле должен играть в воротах сборной России

Исследование Никиты Васюхина.

alt

Как завещал Билл Джеймс, главное предназначение продвинутой статистики – борьба с устойчивыми мифами и стереотипами, навязывающимися извне. Перед товарищескими матчами с Литвой и Францией я уже писал о том, что состав вратарей формируется по достаточно странному принципу. Но тогда аргументация хромала. Во-первых, не оценивалась игра на выходах. Во-вторых, при оценке игры на ленточке (противодействие ударам) главным параметром был процент отраженных ударов, который в связке с общим числом сэйвов давал определенную, но недостаточную картину. Основной контраргумент тогда заключался в том, что не оценивается опасность ударов – непонятно, вытащил кипер мертвый мяч или удар с 30 метров. Теперь этот недочет исправлен.

В течение весенней части чемпионата я считал xG (подробнее о том, как это – 1, 2) – показатель, отображающий качество и опасность моментов. При этом я отдельно отмечал попадания в створ и то, как вратари с этим справлялись. Вот, что из этого вышло:

alt

В таблице присутствуют только вратари, отыгравшие на весеннем отрезке минимум 5 игр. В списке нет Арапова, Годзюра, Стажила, Конюхова и Помазана, поскольку короткая дистанция в 1-2 игры не является показательной. Тем не менее, желающие смогут ознакомиться с их статистикой в файле, который будет приложен ниже (кстати, у Конюхова она фантастическая).

Saves – число сэйвов в среднем за матч (тут и далее я исключил из расчетов пенальти – как пропущенные, так и отраженные, поскольку они могут несколько исказить картину – обо всех случаях геройств киперов по этой части будет сказано отдельно).

Sv% – процент отраженных ударов

xGaS/xGa – первый важный показатель. xGa – суммарная опасность ударов, с которыми вратарю пришлось столкнуться (грубо говоря, тех, что прилетели в створ). xGaS – суммарная опасность ударов, которые вратарь не пропустил (отбил или зафиксировал). Подобное соотношение позволяет судить о надежности вратари – чем ближе число к единице, тем лучше он играл.

xS – число ожидаемых сэйвов. Грубо говоря, для одного удара xS = (1 – xGa). На дистанции суммируются xS для каждого удара.

Saves above xS – второй важный показатель. Его я еще зимой подсмотрел его у Тома Лоуренса – одного из главных специалистов по вратарям. Считается он просто как разность реального числа сэйвов с ожидаемой.

Определенная проблема этого показателя для наших данных заключается в том, что согласно ему абсолютно все вратари (кроме Конюхова, который провел два матча) играли хуже, чем предсказывает модель (кстати, если добавить Джанаеву отраженный пенальти – а им, как было сказано, присваивается вес 0,8 xG, то он выйдет в плюс по показателю Saves above xS – будет (+0,09)). Тут возможны два варианта:

  • Все вратари РФПЛ действительно играют плохо.

  • В рассуждениях есть ошибка, которая искажает картину. Тем не менее, абсолютные цифры могут и не быть верными, но при этом все равно очень показательна относительная разница – ведь если данные и искажаются, то это происходит у всех вратарей в равной степени.

Shots difficulty – это средняя сложность удара, которая считается как xGa/SOT, где xGa – это суммарная опасность ударов, с которыми столкнулся вратарь. А SOT – собственно число ударов. Показатель является в большей степени сопровождающим (как осциллятор при техническом анализе – не дает вам окончательных сигналов для осуществления сделки, но позволяет подкорректировать наблюдения), поскольку да, он отражает среднюю сложность одного удара, но при этом не показывает, как собственно вратарь справлялся с этими ударами. 

alt

LB% – точность длинных передач.

Второй показатель – игра ногами. Здесь все проще – считается процент точности длинных передач. Почему только длинных? Потому что вратари редко ошибаются в коротких передачах (они отдаются в основном ближнему и не совершаются под давлением), а доля коротких передач у разных вратарей может быть разная – к примеру, если команда много владеет мячом, то вратарь чаще участвует в розыгрыше. Из-за этого доля коротких передач в общем числе у него будет выше, чем у конкурента, и если смотреть на общую точность передач, то она окажется выше. И это необязательно будет потому, что этот вратарь лучше играет ногами – вполне возможно, что он набил себе эту точность за счет коротких. К примеру, после первой части чемпионата общая точность передач Реброва составляла 54,9%, в то время как у Рыжикова – всего 46,1%, однако доля коротких передач у Реброва (27%) существенно превосходила долю Рыжикова (15,9%), что естественно искажало картину. Да, тогда Ребров действительно лучше играл ногами (точность его длинных передач – 38,5% против 36,8% у Рыжикова), но при более подробном анализе разница уже не была настолько критичной.

alt

Показатели Реброва и Лодыгина практически идентичны, и их фамилии сложно обозначить на графике. Они помечены точками правее от Юрченко – практически прилеплены к оси абсцисс невдалеке от точки (0;0). Остальные непомеченные точки – это Ревишвили, Шелиа и Чебану.

Этот метод оценки позаимствован у Сэма Джексона – одного из ведущих специалистов по вратарям, который презентовал его недавно на статистическом форуме Опты. По вертикали откладывается вероятность того, что вратарь выйдет на мяч, если он будет пущен в штрафную. Эта вероятность считается как (claims + punches)/crosses, где claims – число пойманных подач, punches – число отбитых кулаком мячей, crosses – число подач в штрафную. По горизонтали – вероятность того, что вратарь скорее поймает мяч, чем отобьет: claims/(claims + punches). Это все нормируется по среднему по лиге, чтобы иметь большую наглядность.

Конечно, этот метод достаточно сырой. Тем не менее, он позволяет хотя бы приближенно оценить игру на выходах.

Большим препятствием служит отсутствие данных – к примеру, во второй формуле у Джексона в знаменателе присутствует показатель неудачной игры на выходе – по РФПЛ же таких цифр просто нет (сезон-2015/16 перестали выкладывать в открытом доступе). Тем не менее, это не сильно влияет на картинку, потому что на дистанции в 30 игр у вратарей не более 3 ошибок на выходе при превосходящем в десятки раз суммарном числе клаймов и панчей.

Еще одна проблема – сильно различное по числу клаймов и панчей с ведущими европейскими лигами за тот же период. Но данные по игре на выходах на РФПЛ считаю не я, а Опта. И, возможно, у них более жесткая формализация к чемпионату России. Это может искажать абсолютные цифры, но при этом ко всем вратарям и моментам Опта предъявляет равные требования, поэтому паритет будет сохранен.

Еще одна проблема, что никак не классифицируются кроссы, но на дистанции логично допущение, что соотношение рабочих (на которые есть теоретическая возможность выйти) и нерабочих (нельзя выйти) кроссов приблизительно одинаково у всех.

Крицюк – лучший кандидат на роль первого номера

alt

Конечно, многое зависит от стиля команды, но сборная России не нуждается во вратаре-свиппере, поэтому при оценке кандидатов в нее следует расставлять приоритеты в таком порядке: 1) игра на ленточке, 2) игра на выходах, 3) игра ногами.

Так вот Крицюк – наиболее сбалансированный вратарь в сезоне. Он второй после Джанаева по игре на ленточке: xGaS/xGa у обоих равен 0,82, а показатель Джанаева по сэйвам сверх xS выше на 0,5. При этом отрыв Крицюка от ближайших преследователей приличнее – 1,18 от Гильерме и 1,28 от Акинфеева (да, еще 0,7 от Песьякова, но он сыграл на этом отрезке в два раза меньше матчей, 4 из которых пришлись на слабых соперников).

По игре на выходах Стас явно уступает только Рыжикову, на голову превосходя по агрессивности и эффективности Акинфеева и Лодыгина, и уступая Гильерме только в способности забирать кроссы намертво, а не выбивать за штрафную (при этом опять же превосходя его в понимании, когда стоит пойти на выход).

В игре ногами у Крицюка не все так радужно – он серьезно уступает Гильерме и Лодыгину (лучшим образцам). Но при этом его выступление нельзя назвать провалом – его показатель на 2,85% лучше среднего по лиге и на 4,7% превосходит значение у Акинфеева.

С подобными цифрами Крицюк был обязан не просто быть включен в заявку, но и рассматриваться в качестве первого номера.

Позиции Акинфеева под вопросом

alt

В плане отражения ударов Игорь далеко не худший – четвертый в лиге (пятый, если считать Песьякова). Его показатели xGaS/xGa и Saves above xS серьезно выше средних по лиге, но при этом он также сильно отстает от Джанаева и Крицюка, а также немного уступает Гильерме. Серьезно картину ему подправили две последние игры – против «Краснодара» и «Рубина», – в которых он сделал больше трети всех сэйвов на весеннем отрезке, существенно подкорректировав оба важных продвинутых показателя. 

И если с игрой в створе все еще не так плохо, то выходы Акинфеева ужасны. Он абсолютно худший вратарь по игре на выходах в весенней части сезона, уступая не только своим конкурентам за место в сборной. Та же ситуация с точностью длинных передач – показатель Акинфеева почти на 2% хуже среднего по лиге – он далек не только от Гильерме и Лодыгина, но и от Крицюка.

Получается, что основной вратарь сборной на Евро во всем уступает Крицюку, имея следующие характеристики:

  • Игра на ленточке сильно хуже двух кандидатов в сборную (и немного хуже еще и Гильерме)

  • Игра на выходах хуже абсолютно всех – с огромным отставанием от Рыжикова, Крицюка, Гильерме, Джанаева и даже Лодыгина. И это, пожалуй, самая большая проблема в контексте сборной, потому что тот же Игнашевич (в отличие от В. Березуцкого) не снимает все верховые мячи, как это кажется на первый взгляд. Среди центральных защитников, сыгравших в сезоне 10 и более матчей, В. Березуцкий занимает 7 место по выигранным верховым единоборствам (70% удачных попыток), а Игнашевич – 35-е (61,9%). При этом сборной предстоит столкнуться с отличным привычном в ЦСКА стиле игры – в процентом соотношении в среднем за матч будет гораздо больше кроссов в штрафную, что будет требовать более агрессивной игры от вратаря в смысле противодействия подачам.

  • Игра ногами – ниже уровня середнячка. Из кандидатов в сборную хуже пасовал только Джанаев.

Джанаев заслужил попасть в тройку

alt

Кипер «Ростова» стал лучшим на дистанции весенней части чемпионата по игре на ленточке, а если приплюсовать всем вратарям отраженные во второй части сезона пенальти, то Джанаев станет единственным, кто выйдет в плюс по показателю Saves above xS (+0,09).

Он не так агрессивен в игре на выходах (по сравнению со средним показателем, но гораздо чаще выходит, чем Акинфеев и Габулов), зато по склонности ловить мяч, нежели чем выбивать кулаком из кандидатов в сборную его превосходит только Гильерме.

Удручает только его игра ногами – точность длинных передач на 5,6% ниже среднего по лиге.

Гильерме вполне годится третьим номером

alt

Вратарь «Локо» – третий по показателю Saves above xS (-2,14) среди вратарей, проведших хотя бы половину второй части сезона.

Его игра на выходах недостаточно агрессивна по сравнению с Рыжиковым и Крицюком, зато он имеет лучший процент клаймов среди всех вратарей с российским паспортом.

Так же он провел отличную часть сезона в смысле игре ногами: точность лонгболлов 47,12% – это лучший показатель среди всех вратарей, и ему удалось обойти даже Лодыгина, который традиционно хорош в этом компоненте.

Лодыгина можно отцепить

alt

Отличные показатели кипер «Зенита» показал только в игре ногами, отстав с результатом 45,15% только от Гильерме. При этом он плохо играл на выходах – ниже среднего по лиге и по агрессивности, и по соотношению клаймов и панчей.

По игре на ленточке он же и вообще лишь слегка превосходит средний показатель. А как уже было написано выше, при анализе используется то допущение, что игра в створе первична. А в данном случае он уступает не только всем вышеперечисленным, но и Селихову с Беленовым.

Вполне вероятно, что выше всех статистических показателей Слуцкий ставит взаимопонимания Акинфеева с центральными защитниками. Возможно, это и сработает на короткой дистанции, но уже со следующего цикла, если ничто не изменится в лучшую сторону, у сборной должен быть не только освобожденный тренер, но и новый вратарь.

Соавтор – Алексей Чернов.

Подписывайтесь на группу в ВК со статистикой и подкастами.

Фото: РИА Новости/Владимир Песня, Виталий Тимкив, Григорий Сысоев, Саид Царнаев, Павел Лисицын, Алексей Даничев