5 мин.

💰💰💰 105 млрд долларов получит НФЛ за медиаправа. Нет, мы не ошиблись, 105 миллиардов

Пока европейские футбольные клубы подсчитывают убытки (у «Барселоны» они могут достичь 350 млн евро за год), в США – настоящая спортивная революция. Новый медиаконтракт НФЛ разрывает мировой рынок фантастической суммой – 105 миллиардов долларов за 11 лет по оценке Bloomberg и Sportico (или 9,5 млрд в год). Несмотря на экономический кризис в спорте и падение аудитории трансляций в коронавирусный год (2021-й – антирекорд за последние 15 лет), контракт вырос в два раза. Прошлый – 51 миллиард за девять лет (5,67 млрд в в год).

Но контракт НФЛ – это не только огромные цифры, а еще и будущее организации показа спорта.

Ниже – краткое объяснение, насколько это большая сумма, откуда в американском футболе столько денег и что эта сделка может поменять в глобальном смысле.

Почему телеконтракт НФЛ такой большой? 

Американский футбол – с отрывом самый популярный вид спорта в США. Супербоул – главная трансляция года и уже 40 лет ставит рекорды по объему аудитории, около 100 миллионов человек ежегодно. В прошлом году 60-секундный ролик во время трансляции стоил примерно 11 миллионов долларов, а всего на продвижение во время Супербоула компании из США потратили полмиллиарда. 

В топе по просмотрам не только финал, а еще по 30 игр ежегодно. В 2020-м НФЛ вынесла даже политические шоу и трансляции дебатов. И это во время напряженных выборов президента.

Одна из причин успеха – в политической нейтральности американского футбола. В США гольф и NASCAR преимущественно смотрят республиканцы, баскетбол и европейский футбол – демократы. А НФЛ и бейсбол – все.

В США спорт – поле для агитации. Зачем Трамп и Байден потратили миллионы долларов на рекламу в трансляциях?

Другие причины заоблачной стоимости телеконтракта НФЛ – увеличение количества матчей (команды сыграют в регулярном чемпионате по 17 раз вместо 16) и разнообразие пакетов. В лиге понимают, что ни один бродкастер не потянет полную стоимость телеконтракта, да и не хотят монополии. Потому что конкуренция каналов привлекает новую аудиторию и финансово подпитывает лигу.

НФЛ доказывает: будущее трансляций спорта не на ТВ, а в интернете

Теперь НФЛ будут показывать пять медиакомпаний: CBS, Fox, NBC, ESPN (принадлежит компании Disney) и Amazon.

В НФЛ понимают, что телеаудитория лиги стремительно стареет. Средний возраст зрителя американского футбола в США – 49 лет (на 8 младше бейсбола, но на 7 старше баскетбола и на 10 – футбола). Поэтому самая интересная часть нового контракта – сделка с Amazon. Она показывает, что профессиональный спорт скоро уйдет с ТВ в медиаплатформы в интернете.

Amazon давно подбирался к трансляциям НФЛ. Еще в 2017-м он всего за 50 миллионов долларов забрал право на неэксклюзивный показ трансляций в четверг вечером (прежде они были у Twitter). Через год контракт продлили, и в декабре 2020-го Amazon впервые показал матч – «Сан-Франциско» против «Аризоны Кэрдиналс» – эксклюзивно в интернете.

Теперь Amazon забрал 15 матчей в четверг вечером за 1,32 миллиарда долларов в год. Правда, у компании сейчас нет опыта и команды для съемок спорта, поэтому еще какую-то сумму придется отдать на производство картинки.

Реклама 18+

Даже без учета Amazon телекомпании отдали 89 миллиардов долларов за 11 лет – существенное превышение рекорда. Да, аудитория матчей постепенно стареет, но НФЛ все еще один из немногих глобальных ивентов, который собирает людей разных возрастов и на стадионе, и перед телевизором сразу на несколько часов. Это лучшее место для рекламы крупных брендов.

Еще одна важная тенденция, подсвеченная новым контрактом, – уход самих классических телевизионщиков в стриминговые сервисы. Гиганты телерынка не собираются сидеть на одном месте, пока Amazon Prime захватит всех вокруг, поэтому в контракт включено право компаний передавать сигнал собственным интернет-площадкам. NBC покажет НФЛ также на потоковом сервисе Peacock, Fox – на Tubi, а CBS и ESPN активно думают даже про вторую параллельную картинку. Например, ESPN уже тестировал мегакасты (когда матч можно посмотреть в разных форматах – тактический эфир, эфир с кромки поля с эффектом присутствия и так далее), а CBS поразил весь мир совместной с Nickelodeon трансляцией для детей, которые ничего не понимают в американском футболе – со снэпчат-масками (огромные глаза, бургер на голове), зеленым слаймом после успешных атак и правилами от героев «Спанч Боба».

Новый контракт НФЛ, похоже, делает ее однозначной королевой доходов в спорте. Даже действующее соглашение на 5,67 млрд долларов в год в два раза больше, чем у НБА, в 3,5 – чем у МЛБ, в 7 – чем у NASCAR, в 30 – чем у НХЛ, и в 60 – чем у МЛС. Теперь разницу можно умножить на 1,7.

Казалось, что АПЛ – единственная неамериканская лига, которая может хотя бы приблизиться к медиадоходам спорта в США. С 2016-го по 2019-й телеконтракт приносил ей 1,7 млрд фунтов (2,35 млрд долларов), но с 2019-го – лишь 2,1 млрд долларов. И на второе место в мире вышел телеконтракт НБА на 2,7 млрд долларов.

Телеграм-канал автора

Фото: Gettyimages.ru/Patrick Smith, Joe Scarnici