8 мин.

На темной стороне «Рубина». Почему увольнение Бердыева не уменьшило количество скандалов

Все мы помним, за что именно был выгнан Курбан Бердыев из «Рубина». Тренеру вменялись якобы «темные» дела. Однако, как говорится, время все расставляет по местам. После перемен в тренерском штабе «темных граней» у «Рубина» меньше не стало, а даже, наоборот, прибавилось.

Камболов — не первая ласточка

На днях федеральные СМИ растиражировали новость о том, что футболист казанского «Рубина» Руслан Камболов намеревается устроить разбирательства с клубом по части невыплат определенных сумм по зарплате и премий. Полузащитник пытается добиться справедливого расчета с учетом всех тонкостей по индексации и другим положениям трудового договора. По данным источников, цена вопроса — 24 миллиона рублей. При этом удивительно другое: Камболов не последний человек в нынешнем составе казанцев. В этом сезоне Руслан сумел выиграть конкуренцию у своих более именитых соперников и занял твердое место среди лидеров клуба. Неужели руководство «Рубина» не уважает труд людей, которые фактически тащат команду наверх?

Очередной скандал или «утка» стали поводом для спортивной редакции «Реального времени», чтобы напомнить вам целый шлейф скандалов, которые преследуют «Рубин». Это не первая история в нынешнем сезоне, когда к начальству казанского клуба имеются вопросы у болельщиков. Перед началом чемпионата у «Рубина» уже возникали проблемы с имеющимися футболистами. Например, на клуб был наложен запрет на регистрацию новых игроков из-за ненадлежащего выполнения обязательств перед своими работниками. Это ограничение действовало вплоть до начала августа, пока казанская казна не выплатила долги Благо Георгиеву, Альберту Шарипову, Камилю Муллину и Александру Фильцову.

В этом сезоне Руслан сумел выиграть конкуренцию у своих более именитых соперников и занял твердое место среди лидеров клуба. Фото rubin-kazan.ru

Эти же футболисты, а также еще несколько игроков стали участниками истории с жалобой на имя «Рубина». Получившая название «письмо 11» бумага извещала, что казанский клуб не выполняет своих обязательств по трудовому договору и всячески препятствует их тренировкам. Они сетовали на отсутствие возможности работать наравне с командой, на то, что их не пускают на базу, а тренироваться заставляют на искусственном поле, где разрешено заниматься не всем футболистам. Это письмо получило широкую огласку и прилично ударило по репутации клуба. Однако руководство решило оставить это дело на самотек, пригрозив футболистам отправить их в ФНЛ. Со временем многих из бунтовавших пристроили в другие клубы, некоторых отпустили насовсем, а Динияр Билялетдинов, единственный из списка, вернулся в основную обойму Хави Грасии.

Двое из подписавших это письмо до сих пор разбираются с клубом. Шота Бибилов и Марко Ливайя уже играют в других командах, но считают, что с последнего места работы им все еще должны. Причем претензии у игроков разные, что вызывает справедливые сомнения в компетентности как минимум юридического отдела «Рубина». И если Бибилов подал в палату по разрешению споров внутри нашей страны, то Ливайя дошел уже до Спортивного арбитражного суда Лозанны. В случае с первым на клуб уже наложили запрет на регистрацию новых игроков, а вот с хорватом дела обстоят похуже. Сторона Марко считает, что «Рубин» постоянно путался в расчетах, выплачивая их представителю то «чистые», то «грязные» суммы по контракту. Примечательно, что футболист вначале повел себя максимально корректно, пытаясь сговориться с руководством «по-тихому», но новый гендиректор казанского клуба Ильгиз Фахриев решил выпустить историю на суд общественности. И не в последний раз.

В «Рубине» тяжело с контрактами

Самым громким скандалом обернулось другое дело, по которому высшее начальство «Рубина» решило не идти на компромисс. Речь идет о Сердаре Азмуне, который очень хотел продолжить свою работу с Бердыевым, но казанцы отказались следовать прежним договоренностям с ростовчанами. В итоге разбирательство вышло на международный уровень, где пока побеждает сторона футболиста. При этом представители «Рубина», как и в ситуации с Ливайей, путаются в своих показаниях, то подтверждая подписи (в разбирательстве ФИФА), то открещиваясь от них (заявление в СКР). Однако самое неприятное, что руководство «Рубина» перешло грань спортивного разбирательства, направив дело на рассмотрение в Следственный комитет РТ, что в рамках футбольных правил делать не позволительно. В результате все дошло до абсурда, когда прямо перед матчем «Ростова» с «Рубином» в отель, где проживали ростовчане, ворвались около 50 сотрудников в «форме». Гости подали жалобу, и теперь казанскому клубу грозит международный запрет на трансферы аж на один год.

Отныне Азмун играет в Лиге чемпионов и забивает грандам мирового футбола, таким, как «Бавария». Фото fc-rostov.ru

Азмуна теперь можно считать условно бывшим игроком «Рубина». Отныне он играет в Лиге чемпионов и забивает грандам мирового футбола, таким, как «Бавария». Возможно, с этим связана такая несговорчивость представителей казанского клуба, ведь на продаже Азмуна можно неплохо заработать.

Хватало и других странных ситуаций в прошлом. Наиболее показательным получился скандал с внезапным отказом от трансфера словенского нападающего Тима Матавжа. Уже подписавший контракт с «Рубином» форвард оказался в итоге не нужен казанцам. Однако объяснения «рубиновской» стороны о провале футболистом медицинского осмотра словенца не устроили, и тот решил подать в суд. «Рубин» в этой ситуации повел себя ровным счетом никак, практически ни разу не ответив на запросы со стороны футболиста о статусе ранее подписанного трудового соглашения.

Другой случай несоблюдения норм со стороны казанского клуба произошел с Дмитрием Торбинским, с которым, по сути, разорвали контракт в одностороннем порядке. Фактически, на руках у футболиста имелся договор на два сезона, но тогдашний «рулевой» по вопросам трансферной политики Громов решил сэкономить 1,3 миллиона евро и разорвал его в одностороннем порядке. Эти деньги Торбинский все равно получил, а в Европейском суде до сих пор идут разбирательства по этому вопросу. Последнее обновление по этому вопросу было в июле этого года, но итогового результата в CAS еще не озвучили.

Еще один скандал с выплатами случился с тренером по физподготовке Евгением Бондаренко. Специалист, который практически вытащил для «Рубина» место в еврокубках, в первый полноценный сезон без Бердыева оказался не нужен уже спустя несколько месяцев после такого локального триумфа. Бондаренко был сначала переведен в молодежный состав, а потом и вовсе уволен вместе с тренерским штабом Рината Билялетдинова. Но мирно этот вопрос руководство «Рубина» решить не смогло и на этот раз. Тренер обратился в палату по разрешению споров. На клуб был наложен запрет на регистрацию футболистов. «Рубин» попытался отсрочить действие этого ограничения, написав ходатайство в Лозанну, но после того, как пришел отказ, руководство посчитало нужным прийти к взаимному соглашению с самим Бондаренко.

Ситуация с околофутбольными скандалами одним лишь увольнением Бердыева и его команды не решилась. Фото fc-rostov.ru

А был ли повод уволить Бердыева?

Одними футболистами «темные» дела «Рубина» не ограничиваются. В постбердыевское время в Казани случались конфликты и с иными сторонами. Причем не только в спортивном поле, но и вне его. Например, в 2014 году случилось разбирательство с компанией, занимавшейся пошивом одежды для казанского клуба. «ТрикотажОптТорг» поставляла фирменную одежду с символикой «Рубина», однако так и не получила выплат по договору. В результате клуб задолжал почти 500 тысяч рублей, которые были оплачены с последующими процентами за неисполнение соглашения в размере 46 тысяч рублей после подачи стороной организации судебного иска с требованием признать ФК «Рубин» банкротом.

Руководство клуба отыгралось на другом бизнесмене. В августе 2016 года Арбитражный суд Татарстана признал виновным индивидуального предпринимателя Фарита Ибрагимова и приняло решение взыскать с того 10 тысяч рублей. Столь «большое» дело было выиграно «Рубином» в связи с продажей бизнесменом бейсболки и шапки с символикой клуба. Такая мелочность (назовем вещи своими именами) вряд ли была важна для копилки команды, которая тратит 80 миллионов евро на покупку и зарплаты новых футболистов за полсезона. В связи с этим возникает вопрос: неужто руководство клуба не понимает, что такие дела лучше решать мирным путем? Или они, неопытные юристы «Рубина», таким образом «тренируется на кошках»?

Как видим, ситуация с околофутбольными скандалами одним лишь увольнением Бердыева и его команды не решилась. В «Рубине» до сих пор сохраняются те процессы, которые начались вскоре после прихода команд Самаренкина, а затем и Сорокина. Как принято говорить в таких случаях, воз и ныне там. Неужели «крики» Курбана Бекиевичао давлении со стороны иных сил имели под собой веские основания? Кстати, некоторые обвинения о «делах» Бердыева не нашли доказательств, а многие другие просто рассыпались с течением времени.

Крайне неприятно, что такие истории раз за разом случаются с командой, которая является лицом Республики Татарстан, известной своей передовой экономикой и маститыми политиками и квалифицированными специалистами в разных областях. Однако не писать про эти «оплошности» невозможно, ведь на кону спортивная репутация клуба, что совсем скоро может начать влиять на желание и футболистов участвовать в «проекте» «Рубин». Фактически это будет означать многократное увеличение сумм предложений по игрокам и трудности при заключении сделок.

Зульфат Шафигуллин\Реальное время