9 мин.

«В противостоянии с Евролигой я поддерживаю ФИБА». Блог Андрея Кириленко

 

Сразу скажу: я не являюсь противником Евролиги, как может показаться – ведь я поддерживаю ФИБА. Но Евролига делает хороший продукт с европейским баскетболом – лучшие клубы, сильный бренд, прекрасное освещение. Я сам, будучи игроком, участвовал в этом турнире, и мне очень это нравилось. Многие неправильно интерпретируют мою позицию. Просто сейчас существуют серьезные разногласия – проводить игры сборных в течение сезона или, как раньше, в течение одного месяца в году. В этой ситуации я – за «окна». Чтобы наша сборная играла в течение всего сезона.

На эту ситуацию смотрю с точки зрения развития баскетбола и доступности игроков для болельщиков. НБА и Евролига, между прочим, делают то же самое – у них сезон проводится в течение целого года, а не один-два месяца. Сделано это для того, чтобы была возможность постоянно видеть звезд, видеть свою команду. То же самое и со сборными. Пример футбола показателен: в этом виде спорта национальные команды играют на протяжении всего года.

У клубов всегда будет нежелание отпускать своих игроков в сборные. Их позиция понятна – существует риск получить травму, нарушается командный ритм. Да и клуб может играть в один баскетбол, а сборная – в совсем другой. С точки зрения клуба всегда есть конфликт интересов. И это не зависит от «окон». Что в Евролиге, что в НБА.

На сегодняшний день я являюсь представителем Российской Федерации Баскетбола. И уверен: в интересах российского баскетбола иметь национальную сборную, которая играет в течение сезона.

Появление национальной команды дома в официальных соревнованиях – это большой успех, серьезное достижение с точки зрения медийного восприятия. И это не голословные утверждения. Есть рейтинги матчей Евробаскета. Так вот они в три раза превышают показатели любой другой баскетбольной игры, включая клубные турниры. Выступление сборной страны всегда будет привлекать больше внимания, чем матчи любого клуба. И никакой конкуренции тут быть не должно. Все делается для того, чтобы было движение вперед, и повышалась востребованность нашего баскетбола.

Вот пример. Игроков сборной России Андрея Зубкова и Владимира Ивлева в своих клубах знает только баскетбольная аудитория. Но когда сборная во время сезона собирается на отборочные матчи, болельщики разных клубов объединяются и вместе начинают болеть за одну команду. И, видя, как борется на площадке Ивлев, как удачно выходит на замену Зубков, у любителей баскетбола возникает вопрос: а откуда они? За кого играют? И внимание болельщиков невольно переключается на их клубы. Они начинают следить и за «Химками» в Евролиге, и за «Локомотивом-Кубанью». На самом деле, не так много есть времени на то, чтобы глаз болельщика «зацепился» за того игрока, который представляет национальную команду.

Лично для меня заряженность на борьбу Ивлева на чемпионате Европы стала большим открытием. Этим он за короткое время успел влюбить в себя болельщиков. Как и Зубков, как Дима Кулагин. Несмотря на то, что они не были лидерами сборной, во время своих непродолжительных игровых отрезков им удавалось внести перелом. Есть игроки, которые давно зарекомендовали себя, которых все знают – Швед, Фридзон, Мозгов, Воронцевич. А есть те, кто меньше играет, кто немного получает времени в своем клубе. Но их видят в сборной и начинают за ними следить в течение сезона. Поэтому «окна» напрямую будут влиять на популярность Евролиги и Единой лиги ВТБ. Они многим пойдут на пользу.

Когда возникает вопрос, на чью сторону вставать, я выбираю тот вариант, который пойдет на пользу развитию игроков, на пользу болельщикам, улучшит наше восприятие баскетбола. И если Евролига дает возможность играть, это огромная польза для российского баскетбола. Но без «окон» он ничего не приобретет. В Евролиге у нас есть два сильных клуба, есть четыре игрока, которые регулярно проводят на площадке много времени, и два-три, которые играют от случая к случаю. Имея «окно» для сборной, мы получаем 12 лучших российских игроков. А с точки зрения восприятия баскетбол получает большой пласт заинтересованных людей. На нас начинают обращать внимание болельщики и пресса. Но невозможно строить сборную, уделять внимание ее «химии», когда ты играешь только один месяц. Нельзя на такую команду «повесить мясо». Невозможно привлечь спонсора. Как вообще возможно построить кампанию, когда 11 месяцев у тебя нет команды?!

Вот Евролига говорит о денежной составляющей, о своих коммерческих возможностях. Но при этом она не позволяет приносить доход национальным командам. В идеале же сборная должна стать коммерчески успешной, чтобы заработанные средства можо было направить на развитие нашего детского баскетбола.

Та же Евролига детский баскетбол никак не поощряет. Почему наши детские тренеры не получают зарплату, которую заслуживают? Да потому, что у нас нет возможности их поддерживать. Нет даже законов, согласно которым клубы отсылали бы в школы за игроков денежные средства.

Слава богу, что вернули правило фонда резерва: при подписании контракта маленькая часть перечисляется в школу, тренеру. Но мне кажется, что это должно быть пропорционально. Если контракт, например, Алексея Шведа действует каждый год, то с него и должны идти ежегодные отчисления.

Сейчас Евролига позиционирует себя как европейская НБА. Однако две лучшие баскетбольные лиги нельзя сравнивать. По деньгам это две абсолютно разные ситуации – тяжеловес и начальная история. У Евролиги нет таких рычагов, как у НБА, и ни один клуб пока не зарабатывает денег.

Если же рассматривать их с точки зрения принадлежности, то НБА – коммерческая американская лига, отвечающая интересам и развитию американского баскетбола. Масса своих воспитанников каждый год вступает в эту лигу. И более половины ее игроков являются американцами. Если бы НБА вдруг полностью стала интернациональной лигой, американцы первыми бы начали бить тревогу. И наверняка были бы введены ограничения, направленные на поддержку своих игроков.

Пока сборная США не проиграла на Олимпийских играх 1988 года, на Олимпиады приезжали студенты. Однако после этого была создана, казалось, непобедимая Dream Team. Но и она проиграла – на Играх-2004. А также на чемпионатах мира 2002 и 2006 годов. И для американской команды это был очень болезненный щелчок по носу. Как это так?! Эти поражения дали серьезную пищу для размышлений. И сейчас в сборную США вызывают исключительно сильнейших игроков.

Я лично видел, как Джерри Коланджело создавал целую историю сборной США. Чтобы игроки национальной команды воспринимали ее как часть себя. Чтобы были горды играть за нее. В сборную нужно приезжать только тогда, когда готов на 100 процентов и чувствуешь себя частью команды.

В то же время Евролига – это лига не одной страны. И всегда будет конфликт интересов с национальными федерациями. Наша задача – растить свои кадры. У Евролиги такой цели нет.

В то же время в этом сезоне она оказывает большое влияние на развитие испанского баскетбола. Все потому, что в Евролиге выступает сразу 5 команд из этой страны. Но одновременно с этим сильно «оголяет» сборную Испании. Если не могут приехать звезды, выступающие в НБА, если 5 ведущих клубов не отпустят своих ведущих игроков, то кто вообще будет за нее играть? Хотя, конечно, даже третьим-четвертым составом испанцы все равно очень сильны.

Мы обязаны искать способы вовлечения своих команд и игроков в различные соревнования высокого уровня. ФИБА такую возможность дает. И это не клубная принадлежность, а 12 лучших российских игроков. Плюс российский тренер. То есть вся история в нашу пользу. Чью сторону мы можем занять в такой ситуации? Разумеется, сторону развития российского баскетбола.

Для игроков же сейчас появилась грань – играть за коммерческую составляющую или для престижа своей страны. Мне не хочется кого-то заставлять и ставить перед выбором – выступать за клуб или за национальную команду. У игроков не должно быть этого выбора. И мне неприятно, когда Евролига спекулирует некоторыми моментами. Как это так – совпали календари? Да ведь календарь ФИБА был утвержден еще несколько лет назад, и Евролига об этом прекрасно знала! Но почему-то ничего не поменяла. И если не поменяет и дальше, это будет серьезной проблемой.

Лично я вижу решение очень простым. Для Евролиги не будет ударом позволить сделать «окна» для матчей сборных по ходу сезона. Когда начинаются разговоры про нагрузки для игроков, я не вижу в этом проблемы. Возможно, есть проблема для клубного тренера, если он на 10 дней отпустит своих игроков, и они выпадут из командного ритма. Но это может сыграть и положительную роль: те, кто имеет меньше игровой практики, получит свой шанс. С физической точки зрения дополнительной нагрузки матчи за сборную не несут – все равно придется тренироваться и ездить на игры.

Конечно, у меня субъективная точка зрения. Может быть, сами игроки считают по-другому. Возможно, кому-то удобнее поехать с ЦСКА на матч в Испанию, так как это привычно. Но при этом я прекрасно понимаю менеджеров клубов, когда они говорят, что им это удобно. Не вижу причин того, почему Евролиге не принять «окна». Эта оппозиция не приносит дивидендов ей самой – только сильнее обостряет конфликт с ФИБА. Но если разрешить «окна», это будет «плюс» для всех – дополнительный интерес к игрокам сборных перенесется на клубный уровень.

Единственный небольшой «минус», который я вижу, касается сборных, в которых много игроков НБА – той же Испании или Франции. Честно говоря, мне за них немного обидно. Но НБА никогда не поддержит матчи сборных – это не в интересах американского баскетбола. Однако при этом недостатке я все равно вижу плюс «окон». В любом случае мы хотим видеть лучших игроков, которые выступают у нас на континенте. А сборные уровня Испании или Франции все равно должны попадать в финальную часть Кубка мира. Сейчас же они могут проверить тех игроков, которые выступают в национальном чемпионате и в сильных европейских клубах.

В то же время, если Газоль будет играть за национальную команду с 20 до 40 лет, кто-то из сильных игроков вообще рискует не попасть в испанскую сборную. А тут у потенциальных кандидатов может постепенно что-то получиться.

У нас в сборной России сейчас многим игрокам около 30 лет. И лучшего шанса проверить будущее нашей национальной команды невозможно представить. У нас этого будущего не будет, если не подтягивать молодежь. Карасев, братья Кулагины должны почувствовать себя лидерами. Им нужно давать шансы – пусть они будут ошибаться, но они будут играть за сборную страны. Эти «окна» помогут проявить себя как раз молодым ребятам. А в летнее и в первое осеннее «окна» можно будет увидеть всех сильнейших. В любом случае, интерес к национальной команде будет подогреваться на протяжении всего года. Болельщики будут знать всех игроков в лицо и смогут посмотреть на них в других условиях.

Ясно одно: что Евролиге и ФИБА необходимо как можно быстрее садиться за стол переговоров и пытаться решить все проблемы мирным путем.