9 мин.

Тракторный биатлон, финал ЛЧ, чемпионат мира и баскетбольное безумие в Каунасе. Мой реквием по 2018

Привет! Многие меня знают как Волка, который очень любит спорт и атмосферу, что его окружает. Настолько, что готов ездить за эмоциями из Беларуси в другие страны и рассказывать потом об этом. 

В январе я три дня активно практиковался с носителями английского языка, духа и культуры боления – в Минске проводили суперфинал Континентального кубка, на который приехали фаны итальянского «Риттена» и британского «Шеффилда». Даже год спустя в голове нет-нет да проорёт весельчак Ник «come on, Steelerz!».

На память остались контакты с британцами и итальянцами («будешь в Шеффилде/на севере Италии – заезжай!»), шарф «Шеффилда», который я периодически выгуливаю на хоккей, и текст – с большим отрывом мой лучший текст в 2018 году. С очень большим.

 «Теперь у меня есть любимая команда в Беларуси!» Англичане и итальянцы приезжали в Минск на хоккей и остались в восторге

Февраль подарил миру такое чудо, как тракторный биатлон. Звучит забавно, но это было настолько круто, что я жду не дождусь нового февраля, когда МТЗ снова объявит о биатлоне.

Трасса в карьере, по которой носились лёгкие открытые трактора, наверняка уже припорошена снегом – можно кататься. Да и за год, я думаю, пилоты тракторных болидов как следует прокачались в стрельбе из пейнтбольных ружей по мишеням.

Круче чем смотреть, пожалуй, только участвовать – но даже просто наблюдать за этими гонками такое бесконечное море драйва, что им можно заполнить любую курсовую, остро нуждающуюся в воде.

В Беларуси провели тракторный биатлон. Это лучшее, что я видел

В марте я заглянул в обновленные Лужники на матч Россия – Бразилия. Слабая атмосфера с лихвой компенсировалась моим восторгом новых Лужников. Стадион настолько хорош, что я минут 20 с удовольствием бродил по нему, разглядывая с верхнего яруса Москву-реку и Воробьёвы горы. Бразильцы не подкачали, дежурно разгромив 3:0, Черчесов психовал на пресс-конференции – ему ещё предстояло проделать этот нелёгкий путь от физрука до гения в глазах болельщиков.

В микст-зоне Смолов в ответ на «Может поговорите? А то никто не остановился» бросил легендарное «А никто и не играл», Черышев любезно ответил на все вопросы, а бразильцы, которых многие дожидались с надеждами и блокнотами в руках, прошли мимо.

Порадовал лишь Фернандиньо: украинский бразилец в ответ на «Фернандиньо! Фернандиньо! Обригадо!» грозно сдвинул брови, без малейшей тени акцента спросил по-украински «Що?» и, оставив человека недоуменно хлопать ресницами и взлетать, покинул микст-зону. Ребята из «Шахтёра» смеялись, говоря, что Ферна легко мог и по матушке приложить в случае надобности, благо знаний и опыта хватает.

А ещё весна – это чудесная пора, когда в Экстралиге гремит плей-офф. Фанаты гродненского «Немана» – это самый настоящий феномен и с большим отрывом лучшее, что есть в этой странной штуке под названием «белорусский хоккей».

И, если уж совсем честно, очень сложно выразить их крутость словесно. Это нужно увидеть. Обязательно.

В Гродно опасно приезжать на хоккей. Это действительно так?

В апреле я наконец доехал до баскетбольного «Жальгириса». Когда «Жальгирис» играет, улицы Каунаса пустеют – и это даже не преувеличение, настолько в Литве (и особенно – в Каунасе) баскетбол является религией.

«Жальгирис» победил и впервые в XXI веке вышел в Финал Четырёх Евролиги. Невообразимое зелёное море, когда 15 тысяч тысяч человек активно свистят сопернику или напряжённо молчат, когда мяч в руках твоего игрока – это просто невероятно.

Клуб из Каунаса зажигает в баскетбольной Евролиге. Эмоции на литовской «Минск-Арене»

В мае я попал на финал Лиги чемпионов. Дважды. Сначала – женский. «Лион» в дополнительное время разгромил героически сопротивлявшийся «Вольфсбург», в составе «Лиона» блистала будущая обладательница «Золотого мяча», а тёплый и ламповый стадион имени Лобановского активно болел за обе команды сразу. За ту, в ногах которой был мяч.

Женский футбол удивителен: девушки вытворяли самые невероятные по эластичности трюки, и всё это для того, чтобы выйти один на один и не попасть даже не по воротам – по мячу.

В мужском финале ЛЧ такого не было. Эпопея с поиском билета на финал стоит отдельного детективного романа.

 «Как вы задолбали, нищеброды!» Я три недели искал билет на финал ЛЧ у перекупщиков

Финал Лиги чемпионов – вершина клубного футбола. И на этой вершине время то тянется, то бежит очень разным темпом. Бензема выставляет ногу, мяч невероятно медленно катится в ворота – так медленно, что ты не понимаешь, почему Кариус просто не подойдёт и не заберёт этот мяч.

Бэйл пробивает через себя – и ты снова можешь написать целую книгу за то время, пока мяч летит в ворота. Попадёт Гарет? Промажет? А если Кариус отобьёт? А если… Сотни тысяч мыслей проносятся в голове во время секундного полёта мяча.

Сетка колыхается от попадания мяча – и время вновь ускоряет свой ход.

Мне кажется, Эйнштейн придумал теорию относительности просто наблюдая за финалом Лиги чемпионов с участием своей любимой команды.

Que viva España! Как выглядит финал Лиги чемпионов с сектора «Реала»

А уже летом пришёл чемпионат мира. Оба моих матча были в Калининграде. И, как и все побывавшие на ЧМ, я жалею, что не удалось попасть ещё на несколько игр. Всё-таки ЧМ – это невероятный сплав культурных особенностей десятка наций, причём сплав лучших качеств.

Это такой микс, где только что болевшие друг против друга мексиканец и швед обнимутся и будут вместе горланить песню, испанец и марокканец пожмут друг другу руки, сфотографируются и отправятся в бар сообща.

Если финал Лиги чемпионов делал атмосферным стадион и фан-зону вокруг него, то чемпионат мира делал атмосферными целые города. В матче клубного футбола есть лишь две сколь угодно фантастических и атмосферных группы фанатов, но на чемпионате мира таких групп было 32 (и даже больше).

Алое море. Марокканцы захватили Калининград и влюбили в себя нейтральных зрителей

Перуанцы, иранцы, аргентинцы, мексиканцы, уругвайцы и прочие – все они приехали на чемпионат мира, оставив дома все заботы, тяготы и огорчения. Может, поэтому и получилось настолько душевно и атмосферно.

Никакой агрессии, лишь бесконечные братания, попытки напоить новых друзей пивом и радость от просмотра лучшей игры на планете.

После чемпионата мира сложно возвращаться в клубный футбол. Вместе с Мартином мы отправились в Вильнюс, куда в рамках Лиги Европы заглянула «Севилья». Фанаты «Севильи» стараются избегать Восточную Европу из-за войны с ультрас «Шлёнска». Поэтому фан-сектор заполнили испанские пилоты НАТО, базирующиеся в Шяуляе.

У «Жальгириса» удивительное отношение к футболу. Вот прямо перед тобой играет легендарная «Севилья», а на соседнем поле с мячом бегают дети и предлагают с ними сыграть в футбол. Устоять было сложно.

В Вильнюсе никто не мешает смотреть футбол. И даже играть, пока на соседнем поле феерит «Севилья»

Осенью мне повезло попасть на дрезденское «Динамо», австрийский «ЛАСК», пражское дерби и ещё пару матчей из Чехии.

Жаркая и в то же время какая-то умиротворённая и совершенно не агрессивная атмосфера пражского дерби, тёплое боление за родную «Викторию» из Пльзени, невероятные фанаты хоккейной «Кометы» из Брно – всё это очень сильно отличается от того, что можно увидеть в Беларуси (но не делает белорусский спорт плохим).

Под конец года я заглянул на «Лех» (фаны сделали шикарный перфоманс в честь столетия Познаньского восстания), «Лехию» (ещё один крутой перфоманс – в память о «Солидарности» и попытках задушить движение), немного побегал от ультрас в Щецине (там на вопрос «чей Гродно?» не рекомендуется отвечать «белорусский») и съездил в Питер на зимнюю классику.

Всё это помогает посмотреть на белорусский спорт чуточку под другим углом. Не зря же у нас поётся: «каб любіць Беларусь, нашу мілую маму, трэба ў розных краях пабываць». В Беларуси много крутых вещей, которые сложно оценить по достоинству, потому что мы воспринимаем их как данность.

И только сравнив, можно понять, что 15 тысяч на «Минск-арене» – это очень сильно, аншлаги на хоккее в Гродно – это здорово, 3 тысячи на волейбольной «Минчанке» с её атмосферой – супер, а придуманный МТЗ тракторный биатлон – шикарная вещь, которую обязательно стоит увидеть.

А есть ещё гандбольный СКА с его прививаемой культурой боления и БГК – с уже привитой. Мне очень нравится гандбольный «Витязь», который играет в небольшом зале и позволяет максимально проникнуться гандболом так, словно ты и сам игрок.

Есть «Цмоки», которые стараются радовать болельщиков (получается или нет – спросите у Мартина), есть Орша, где ходят на мини-футбол, есть девушки-теннисистки, которые устраивают на «Чижовке» целые перфомансы из драм и хэппи-эндов.

У нас очень много крутых вещей.

Немного чисел напоследок: 28 тысяч километров, 8 стран, 102 матча (37 футбольных) в 12 видах спорта. И, как всегда, один Скай Волк.

Спасибо, что читали, комментировали, спорили. Каждому из вас я безмерно рад.

Многие из озвученных здесь историй не появлялись в блоге, но они есть в моём канале в телеграме. Буду рад увидеть вас и там.

Пусть 2019 год окажется добрее. Крутым мы сделаем его сами.