5 мин.

Сектор 33

В эфире Радио «Зенит» возобновилась программа для болельщиков «Сектор 33», в которой после двух увлекательных выездных матчей был подготовлен сюжет о том, что происходило на стадионе в Удине, и главное о том, что же действительно произошло в «Лужниках».

Что общего между Удине и Москвой? Только то, что с интервалом в два дня в этих городах побывали фанаты «Зенита». Причем некоторые суппортеры успели и туда, и туда. Один из них – Михаил Лактионов, который до матча остановился в Венеции:

«Обычно, когда приезжаешь на выезд в Европу, приходишь на центральную площадь – а там уже мелькают люди в зенитовской атрибутике. В среду же этого не было, совсем мало народу было. К вечеру стало побольше, а на следующий день, перед матчем, в Венецию уже подтянулись основные силы. Некоторые из моих знакомых, которые приехали в Удине с утра, звонили мне и спрашивали: «А где весь народ? В городе ни одного болельщика! Мы тут вдвоем ходим! Есть фан-зона, где наливают пиво, где нас кормят, куда, как нам сказали, приедут автобусы, но никого нет!» Я отвечаю: «Ждите, скоро все приедем!» По моим ощущениям, болельщики начали съезжаться в Удине только к 5 вечера».

Добирались разными путями. В основном – бюджетными с множеством пересадок. В итоге на гостевой трибуне «Стадио Фриули» собралось 500-600 человек.

«Поддержка, на мой взгляд, получилась достаточно слабенькая. Тут несколько обстоятельств. Во первых, процент активно болеющих на секторе был совсем мал: максимум треть. Такое соотношение, впрочем, могло поменяться, если бы команда показывала феерический футбол. Например, в Леверкузене на матче с «Байером» народу было не так много, но с точки зрения поддержки это была одна из лучших выездных игр. Во-вторых, сектор у нас был достаточно большой, и народ «размазался». В-третьих, не было крыши, поэтому тех, кто был наверху, было плохо слышно. А вот нижняя часть сектора, как мне кажется, болела достаточно активно. Я даже получал смс в перерыве, что нас, как ни странно, было даже слышно по телевизору. Что касается фанов «Удинезе», то они, на мой взгляд, болели достаточно слабенько. И уж только в конце, когда итальянцы забили, они немножечко нас придавили звуком», – рассказал Михаил.

Никаких серьезных проблем в Италии у наших фанатов не возникло. А вот в российской столице понервничать пришлось. На выходе из метро «Спортивная» болельщики были разделены на 2 потока, и практически не пересекались: для петербургских суппортеров был сооружен живой коридор из сотрудников милиции от дверей метро до входа на трибуны. В сине-бело-голубые цвета был окрашен почти весь вираж за воротами, которые в первом тайме защищал Вячеслав Малафеев. Конфликт, впоследствии послуживший поводом для массовых задержаний, произошел во втором тайме.

Рассказывает очевидец событий, корреспондент Александр Наливайко, весь матч находившийся на секторе фанатов «Зенита»:

«Через 2 сектора от гостевого виража разместилась группа активных фанатов «Спартака». Двоим из них удалось перескочить через ограждения. Они стремительно направились в сторону зенитовского сектора и на полпути были остановлены сотрудниками милиции. Задержание соратников вызвало у супортеров красно-белых волну негодования, и не успели люди в сером оглянуться, как в них полетел град пластмассовых кресел. По направлению к театру действий устремилась и некоторая часть петербургской публики. В горячую точку были оперативно переброшены дополнительные отряды ОМОНА, благодаря чему удалось избежать массовой драки стенка на стенку».

С последним утверждением согласна и московская милиция. Однако у нее другая версия начала событий. Вот что рассказал дежурный офицер управления информацией общественных связей ГУВД по Москве Геннадий Богачев:

«Со стороны болельщиков «Зенита» были неоднократные провокации с целью нарушения общественного порядка. Благодаря грамотному оперативному вмешательству сотрудников милиции данные провокации были пресечены и никаких беспорядков допущено не было. Стоит отметить, что после окончания матча было задержано 659 болельщиков с обеих сторон: 515 болельщиков «Зенита», остальные – болельщики «Спартака». Все задержанные были привлечены к административной ответственности, на них составлены административные протоколы. В основном это следующие правонарушения: нахождение в общественном месте в нетрезвом состоянии, мелкое хулиганство и зажжение файеров во время проведения футбольного матча. К 3 часам ночи на всех болельщиков материалы об административных правонарушениях были составлены, решения вынесены, и все задержанные отпущены домой. Болельщики «Зенита» прибыли в Москву на автобусах, организованно. А к 3 часам ночи все автобусы уже выехали за пределы МКАД».

Болельщик, который представился Иннокентием, не был пьян, файеры не зажигал и кресла не выламывал. Однако все равно был задержан:

«При выходе со стадиона ко мне подошел лейтенант, не представившись и не сказав за что меня задержали. Меня просто затолкали меня в автобус, где уже сидело человек 20, наверное, таких же «радостных» фанатов как и я. После этого нам сказали: «Ребята, мы просто проверим документы, и вас отпустят буквально через пять минут». Нас отвезли сначала в одно отделение, потом вышел оттуда какой-то полковник, сказал о том, что это отделение уже забито, там фанаты «Спартака», поэтому туда нас точно не пустят. Нас отвезли в Хамовническое отделение, где непосредственно разместили. Впрочем,  это громко сказано, нас посадили в кабинет и сказали: «Сидеть тихо». После этого милиционеры часа 2 совещались и предложили на выбор: либо оформлять административное нарушение, какое-нибудь небольшое, незначительное после чего нас быстро выпускают, либо сидеть тут разбираться до понедельника-вторника. Естественно все согласились, потому что у кого-то поезд, кто-то на машине приехал, кого то ждал автобус».

По словам Иннокентия, позднее в отделении ему объяснили, что есть некая разнарядка, в соответствии с которой должно быть задержано определенное количество человек с зенитовской атрибутикой. Сотрудники милиции так и сказали: «Извините ребята, но нам нужно отчитаться перед начальством. Как только всех оформим – сразу отпустим».

«Проблема была в том, что поезд у меня был в 21.30, по времени это очень сильно торопило, но, естественно, это никого не интересовало. Если бы не своевременная помощь друзей, которые подняли тревогу, попытались все-таки объяснить дежурному, что если человек останется, то не успеет на поезд. Только после этого, подписав все протоколы о задержании, о нарушении закона, о нахождении в нетрезвом состоянии, меня уже отпустили. Здесь альтернативы не было. Либо сидишь и разбираешься – выйдешь в понедельник, либо едешь на своем поезде, но ты подписываешь все. Насколько я знаю, там развозили по всей Москве. И болельщиков «Зенита», и болельщиков «Спартака». Просто всех брали подряд, потом развозили», – добавил Иннокентий.

Что же касается самой поддержки на матче, то 40 тысяч москвичей наши фаны взяли качеством: петербургский вираж не замолкал ни на секунду в течение всей встречи.